ОБ АВТОРЕ

Журналист и исследователь медиа.

Магистр филологических наук, аспирант.

С 2010 года – преподаватель Института журналистики БГУ. Сфера интересов - социальные медиа, гражданская журналистика, медиапсихология, интернет-психология.

В разное время сотрудничал с изданиями «Народная газета», «Белорусская Нива», «Российская Федерация сегодня» и другими.

Вы здесь

10 YouTube-роликов, которые вошли в историю Беларуси

В фокусе

«Волшебный кролик» Юры Демидовича

Первое вирусное YouTube-видео белорусского производства, ставшее классикой всей русскоязычной интернет-культуры

Категория: культура, мемы

Подробности: в июне 2009 года в полуфинале белорусского отборочного конкурса «Песня для Евровидения» прозвучала песня «Волшебный кролик», написанная и исполненная 12-летним мальчиком Юрой Демидовичем. После того, как запись выступления попала на видеохостинг, она моментально попала в топ (один из роликов набрал около 994 тысяч просмотров). Номер покорял странной музыкой (смесь хип-хопа и церковных песнопений), хореографией, но главное – образом Юры, который так пучил глаза и отличался такой мимикой, что интернет-сообщество единогласно заподозрило его в употреблении наркотиков. Видео мгновенно обросло фан-артом – поклонники играли композицию задом наперед и искали упоминания дьявола, утверждали, что Юра призывает сатану, расшифровывали ничего на значащие слова «Etis, Atis, Animatis».

Значение: «Волшебный кролик», ставший хитом YouTube с треском провалился в финале ТВ-конкурса (9 место из 13) – проиграв вполне традиционному, «форматному» голландскому номеру. И в этом особенность YouTube – народную любовь и вирусный эффект заслуживают номера фриков, странных личностей и даже сумасшедших, для которых дорога в «мейнстрим» закрыта.

 «Я из деревни!» Ксении Дегелько

Хип-хоп нарезка из политических лозунгов, идеологических штампов в исполнении пионерки – эталон вирусного видео: стебно, абсурдно, непрофессионально, но жутко весело

Категория: культура, идеология

Подробности: Ксения Дегелько, 13-летняя школьница из городского поселка Октябрьский, проснулась знаменитой, когда музыкальный клип, снятый для участия в областном конкурсе “Я лидер!”, попал на YouTube. Видео, полное фраз “Даешь стабильность, Е-ё!”, «Мы преумножим старанья людей/ Жить станет легче и веселей” набрало более 1,1 млн. просмотров. Успех клипа помог Ксении не только победить на областном конкурсе, но и сделал ее настоящей знаменитостью: она вошла в жюри конкурса «Мистер журфак-2012», в интернете появилась «республика имени Ксении Дегелько».

Значение: Споры на тему «Что это такое?!» не утихают. Существуют полярные мнения – от креатива жалкой, оболваненной идеологией девочки  из глухой провинции до экспериментального проекта белорусских властей, которые осваивают вирусные технологии. Одно неоспоримо: Ксения стала одной из немногих белорусских «звезд YouTube» и доказала, что даже железобетонные пионерские лозунги можно подать в форме залихвацкого рэпа – чтобы они нашли отклик у аудитории.

Остросоциальная короткометражка «Бабушка»

YоuTube– та еще политика! Это доказал простой студент, бросивший вызов агитационной машине государства и услышанный благодаря YouTube.

Категория: политика

Подробности: Для своей первой курсовой работы в БГАИ на тему «социальная реклама» студент Евгений Шапчиц в качестве сюжета выбрал шутливый лозунг «Спаси страну. Спрячь бабушкин паспорт». Именно это и сделал герой трехминутного фильма, набравшего более 60 тысяч просмотров (в первый день – 23 тысячи).  Вскоре трое актеров, исполнивших роли в фильме «Бабушка 2010» лишились работы и учебы, что вызвало дискуссии о «мести» властей за дерзкий ролик.

Значение:  Во время президентских выборов 2010 года социальные медиа впервые использовались как полноценный инструмент политической борьбы. В условиях, когда на ТВ не были предоставлены равные условия всем девяти кандидатам, даже такие  непрофессиональные ролики стали производить больший общественный резонанс, чем дорогостоящая реклама.

«Ты живешь не по средствам!», откровения замминистра

Если раньше для съемки и вброса компромата нужно было специальное оборудование и согласие ТВ, то сегодня – достаточно комбинации «смартфон + YouTube»

Категория:  политика, компромат

Подробности: В июне 2011 года (в самый разгар экономического  кризиса) в сети появился ролик «Последний Тур». Главный герой, замминистра экономики Беларуси, Андрей Тур после приема в посольстве Швеции,  беседовал с бизнесменами о финансовом положении в стране. Чиновник, «находящийся в состоянии опьянения», «бессвязно парировал обвинения» в адрес правительства. Видео скрытно снял на мобильный телефон предприниматель, который задает Туру «неудобные» вопросы. Ролик набрал более 180 тысяч просмотров.

Значение:  Когда государство и СМИ не дают ответов на волнующие общество вопросы, оно само находит информацию – по новым каналам вроде YouTube. Видеохостинг показал свой потенциал и как место для «слива» компромата.

5.     «Крестный батька», или НТВ атакует

«Медийная бомба» в виде пятисерийного фильма с критикой белорусского президента оказалось бы холостой, если бы не YouTube

Категория:  политика, информационная война

Подробности: обострение отношений России и Беларуси летом 2010 года вылилось в информационное противостояние: канал НТВ в передаче «Чрезвычайное происшествие. Расследование» с 4 июля 2010 по 28 июня 2011 года показал пять частей «документального фильма» об Александре Лукашенко. Белорусское ТВ вырезало фильм из сетки вещания, однако, опрос 500 респондентов, предпринятый компанией Baltic Surveys, показал, что первые две части посмотрело 40% белорусов – благодаря спутниковому ТВ и интернету. Разные части фильма набрали от 100 до более 400 тысяч просмотров. Более того: власти еще и усугубили ситуацию, когда  ответили гневными заявлениями политиков, передовицами и даже флешмобами – БРСМ устроил акцию «НТВ воняет». Неоправданно бурная реакция СМИ и организаций на фильм, который посмотрели единицы, вызвала закономерный результат: посмотреть на этот медийный жупел помог YouTube (аналогичный результат вызвал запрет фильма «Невинность мусульман»).

Значение: История с «Крестным батькой» показала, что традиционные методы информационной борьбы – глушение сигнала, запрет к показу в эфире и другие – не работают в интернет-пространстве. А вирусными бывают не только реклама и юмористические ролики, но и политические сюжеты.

«Будзьма беларусамі!»

Урок по истории Беларуси можно сделать занимательным и красочным – если уместить его в пятиминутный анимационный фильм, который попал в топ-10 YouTube

Подробности: В конце мая 2011 года активисты общественной культурной кампании «Будзьма беларусамі!” презентовали мультфильм об истории нашей страны. Художник Юлия Рудицкая, музыканты Александр Помидоров и Лявон Вольский свою версию национального белорусского мифа. На YouTube ролик посмотрело более 130 тысяч пользователей, а если добавить зрителей Yandex и Vimeo, то их число превышает 350 тысяч, причем 66% -- на территории Беларуси.

Значение: В топ YouTube попадают не только чудаки, поедающие гусениц, милиционеры, изливающие веб-камеры горькую правду о коррупции, или подростки, перепевающие Бритни Спирс. Если контент качественный, а тема животрепещущая, то наука, культура, образование вызывают не меньший интерес.

«Пьяная русская девочка» vs. ГАИ

Драматическая зарисовка о буднях костюковичской милиции -- cамый рейтинговый белорусский YouTube-ролик 2011 года

Подробности: Семиминутный сюжет о задержании пьяной женщины-водителя собрал почти 3,8 млн. просмотров. Ролик примечателен как свой «сырой» документальностью, так и драматургией: здесь и страдающая дама, которая, раскаявшись, рыдает на асфальте, и потасовка при задержании ее приятеля, наконец – хор, выражающий народный гнев и сочувствие… Видео стало столь известным, что публикации на тему появились как в государственных (например, БелТА), так и независимых («Хартия 97») массмедиа.

Значение: «Видеодуэль» милиционера—автора ролика и нетрезвого пассажира с камерофоном, которого героиня умоляет «Снимай!» -- симптом эпохи, где ролик, попавший на YouTube, становится веским доводом в споре с правоохранительными органами – причем для обеих сторон. Видео, которое в лучшем случае могли обсудить гаишники, собрало миллионы зрителей и стало основой для сюжетов СМИ.

Один день из жизни Беларуси

Вооружившись фотоаппаратом дизайнер Артем Прядко меньше чем за две недели сделал имиджевый ролик о Беларуси. Его популярность доказала, что главное в успехе – не многомиллионные бюджеты

Подробности: В 2010 году в Байнете активно обсуждался ролик о Минске. Вместо буслов, розовощеких девок в соломенных шляпах и бескрайних полей, тема Беларуси раскрывалась через урбанистические пейзажи и оригинальную технику – цейтраферную съемку. Автор, 30-летний оператор и дизайнер Артем Прядко, сделал сюжет в одиночку всего за 12 дней. Ролик высоко оценили зарубежные пользователи, разные версии набрали 25-34 тысячи просмотров. Власти вовремя отреагировали – и в январе 2012 года МИД презентовал ролик «Беларусь: один день из жизни» -- это творение Артема Прядко, по сути – версия клипа о Минске, но в республиканском масштабе, набрало почти 70 тысяч просмотров.

Значение: YouTube – это стартовая площадка для творческих людей, которые могут бесплатно и быстро выйти на огромную аудиторию. Законы естественного отбора выводят действительно талантливых авторов в топ. И социальные медиа как инструмент для поиска креатива работают эффективнее, чем госзаказы и госпрограммы.

Возможная авиакатастрофа над Минском

Правда ли, что уберечь четверку бомбардировщиеов СУ-24 от падения на тысячи людей помог случай? Почему летчики вели себя непрофессионально и летели так низко? Эти вопросы остались бы кухонными пересудами, если бы на YouTube не появились видео очевидцев

Подробности: Традиционный элемент военного парада на 9 мая – пилотажные фигуры. Пять истребетиелей Л-39 и четыре СУ-24 совершили странный маневр и так низко пролетели над домами, что вызвали подозрения. Тема сперва обсуждалась на авиафорумах, затем – попала в СМИ. Комментарии некоторых экспертов стали шокирующими: из-за облачности, плохой видимости и несогласованности действий самолеты чудом не упали на толпу. Подобные заявления и остались бы спекулятивными, если бы не видео, снятоеочевидцами – эти ролики набрали от 25 до более чем 60 тысяч просмотров и стали основой для публикаций независимых СМИ – «Хартии 97», «Еврорадио», газеты «Наша Ніва».

Значение: журналисты получили мощное средство для своих расследований – материалы очевидцев, свидетелей, участников событий теперь сами находят СМИ, а не наоборот. Это также и урок для железобетонной логики Минобороны: отпираться, говоря, “что ничего не случилось” уже не получается (это доказал и случай с горящим танком, о котором сообщили в Twitter).

Ссылка: http://bit.ly/UaUsm7

Кандибобер: откровения «шизоидной женщины»

Не попавший в эфир ролик СТВ, где странная дама в причудливом наряде тонко троллит журналистов, проводящих уличный опрос, вошел благодаря YouTube в золотой фонд интернет-культуры

Подробности: «Имя Ибрагим вам что-нибудь говорит? Аллах акбар!», «Если я ношу кандибобер на голове, это вовсе не значит, что я женщина или балерина» -- эти цитаты уже стали легендарными. Загадочная героиня видео (по некоторым данным, это преподаватель истории Светлана Лойка) – объект настоящего культа: ролик просмотрело более 700 тысяч пользователей, появилось бесчисленное количество фан-арта, три группы поклонников «Вконтакте» и даже собственный сайт – kandibober.ru. Абсурдность происходящего на экране – начиная от бессмысленных фраз дамы и заканчивая ее кандибобером, породила целую волну домыслов: «Это и есть Ибрагим – сменивший пол», «У женщины шизофазия – расстройство речи», «Тетка троллит журналистов» и т.д.

Значение: YouTube – это огромная свалка видео, где можно отыскать настоящие шедевры, равно как возможность опубликовать кадры, которые никогда не пропустит редактор. Ролики из «журналистской кухни» и «закулисья» привлекают новых зрителей и позволяют общаться с ними на новом языке.

Оценить материал:
0
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: