Вы здесь

Как белорусскому СМИ добиться успеха на YouTube?

Количество пользователей видеохостинга YouTube в мире уже превысило 1 млрд. человек. Если бы YouTube был страной, он занял бы третье место после Китая и Индии по численности населения.

Белорусы тоже любят YouTube: в нашей стране это седьмой по посещаемости сайт (по данным за октябрь 2012 года). Но, несмотря на это, белорусские СМИ только начинают осваивать YouTube и, возможно, еще не до конца осознают потенциал продвижения на этом ресурсе. Что ж, тем лучше для тех, кто возьмется за продвижение!

Для того чтобы говорить о белорусском медиа-сегменте YouTube, мы проанализировали каналы 43 сайтов СМИ по рейтингу Akavita.by, а также сайты tut.by и onliner.by, которых нет в заявленном рейтинге. Полные результаты представлены в таблице, в статье - только самые интересные данные.

Рейтинг самых просматриваемых каналов белорусских СМИ на YouTube:

1.                  «Хартия 97».

Больше 9 миллионов просмотров. Стратегия – публикация  вирусных видео, снятых другими авторами, а также их поисковая оптимизация. Это, конечно, не лучший путь для СМИ, однако отличный вариант продвижения. Иногда на канале появляются репортажи о громких политических событиях в стране, снятые журналистами ресурса, однако это происходит довольно редко.

2.                  «Белсат».

Более 6 млн. просмотров. Секреты популярности: брендирование, четкая рубрикация, регулярное обновление, тематическое разнообразие, политическая острота, а иногда и скандальность сюжетов. Однако большинство просматриваемых роликов телеканала «Белсат» сняты не корреспондентами, а независимыми авторами. Телеканал же публикует их от своего имени, присоединив свою заставку и логотип в углу экрана. Оригинальный контент канала размещается на YouTube целыми программами, подписан по-белорусски и не пользуется особой популярностью.

3.                  Телеканал «ОНТ».

5,3 млн. просмотров. Публикует контент телеканала - репортажи и программы целиком, причем часто (несколько раз в день) и в большом количестве. Популярность за счет количества роликов – 4700 видео даже с небольшим количеством просмотров каждого вместе создают внушительную цифру (сравните, у Белсата меньше 1000). Популярные видео – происшествия (аварии, драки, наводнения, убийства) и ролики с участием известных личностей (Шнуров, Зоя и Валера, Мадонна). Чаще всего это видео из архива телеканала, иногда просто эпизоды, запечатленные на видеорегистратор, или сюжеты других авторов.

Причина популярности «ОНТ» - использование «вирусных» видео, как снятых другими авторами, так и созданных журналистами телеканала (например, репортаж о такси, где живет белка), в сочетании с оптимизацией релевантного для продвижения на YouTube контента.

4.                  «Наша Ніва».

4 миллиона просмотров. Можно сказать, что это издание меньше, чем ранее упомянутые каналы, использует чужой контент. Его видеосюжеты интересны и собирают сотни тысяч просмотров, так как «Наша Ніва» освещает ту сторону политических событий, которая остается за кадром государственных телеканалов. «Наша Ніва» очень часто в своих сюжетах о демонстрациях показывает большое количество милиции, которая грубо обращается с людьми. Когда зрители смотрят такое видео, они чувствуют удивление, гнев, страх и тревогу, а эмоциональность делает видео вирусным. Кроме политических событий, издание также использует популярность различного рода  происшествий («Страшэнная аварыя ў Мінску / Car Crash in Minsk») и не забывают о поисковой оптимизации.

5.                  «СТВ».

Почти 3,95 миллиона просмотров. Самые популярные видео – с участием Александра Лукашенко, главного ньюсмейкера в Беларуси. Телеканалу, имеющему доступ к огромному архиву его выступлений, грех этим не воспользоваться. Самое популярное видео на канале называется «Лукашенко: плевать я хотел». Вам уже интересно, на что плевать хотел наш Президент? Но это не единственная хитрость телеканала. Когда СТВ подозревает, что видео может стать популярным в Интернете («Мисс Минск - 2009. Кастинг в купальниках»), оно вырезает сюжет или фрагмент сюжета из 20-минутной программы и выкладывает для пользователей YouTube  короткий ролик (до трех минут). И результат – видео «Лукашенко: плевать я хотел» набрало почти столько же просмотров, сколько все видео на канале TUT.BY-TV.

Однако просмотры – это ещё не все. Собрать толпу случайных людей – это одно, а создать постоянную аудиторию, тех, кто возвращается к вам и интересуется именно вашим контентом, вашими обновлениями – это тоже очень важно.

Рейтинг каналов белорусских СМИ на YouTube по количеству подписчиков

Как вы заметили, частично рейтинг совпадает с предыдущим, так что скажем пару слов только о первом и четвертом месте.

 

Onliner.by.

3, 6 млн. просмотров и более 20.000 подписчиков – гораздо больше, чем у других СМИ. В некоторой степени (что справедливо и для других СМИ в этом рейтинге), рост количества подписчиком этого канала объясняется активностью постоянного сообщества, возникшего на сайте самого СМИ.
Канал «Onliner.by» публикует разнообразный контент: записи видеорегистраторов пользователей портала («Истребители испытывали низкий полет над трассой M1»), популярные видео, снятые другими авторами («Водитель троллейбуса напал на пассажира»), репортажи журналистов  «Onliner.by» (так называемая программа «Большой репортаж», сюжеты длительностью до 7 минут; например «Секс-туризм по-белорусски: любовь за коктейль»), обзоры техники («Onliner.by поинтересовался народным мнением о Galaxy S IV»), опросы («Каким помнят минчане день Чернобыльской катастрофы»).

Видеосюжеты «Onliner.by» сделаны довольно качественно и посвящены актуальным темам. В дополнение к этому – грамотная оптимизация, регулярность публикаций и интерактивность, намек на общение с аудиторией.

«Радыё Свабода».

Более 2500 подписчиков и 2.300.000 просмотров. У «Радыё Свабода» есть свое интернет-телевидение, которое вещает на их сайте и на YouTube. . Контент канала: интервью («Першая беларуская прэзыдэнтка, хто яна?»), репортажи о событиях («Дзень Воли», «Ноч пад Хаверам»), проблемные репортажи («Адрасы БНР», «Хмарачос выветрываецца»). Изредка канал публикует чужой контент – обычно это видео государственных телеканалов с участием Президента.

Однако «Радыё Свабода» предпочитает добиваться успеха с помощью авторского видео. Как и другие оппозиционные СМИ, наибольшее количество просмотров собирают те видео «Радыё Свабода», где запечатлены грубые действия сотрудников милиции или спецназа. Особенно эффективными они оказываются в том случае, если связаны с рейтинговым событием («Плошча-2010. Спэцназ б'е жанчын | Police beat women in Minsk»). Такие видео обычно хорошо оптимизированы, адаптированы для зрителей из-за рубежа (видео канала часто подписаны на нескольких языках). Таким образом, причина популярности «Радыё Свабода» – создание авторских репортажей на острые политические темы, их оптимизация и активное продвижение.

Как вы думаете, что белорусские зрители любят смотреть больше всего?

Рейтинг самых просматриваемых видео от белорусских СМИ

5 место: "Мусорок". Без каментара - Белсат (больше 313 000)

4 место: Выборы президента Беларуси. Некляева жестоко избили - БелаПАН (больше 338 200)

3 место: Как взрывали минское метро (полная версия) –

милиция для СМИ - БелТА (больше 341 800)

2 место: Femen-KGB - EURORADIO.FM (больше 411 700)

1 место: В камере оса! - Хартия'97 (больше 758 600)

Основная проблема большинства белорусских СМИ — отсутствие понимания того, для чего загружать видеосюжеты на канал и зачем этот канал нужно продвигать. Для чего СМИ вообще заливать видео на YouTube? Ведь у них есть возможность делать это на хостинге своего сайта. Редакции не понимают, что продвижение на просторах YouTube также важно, как и продвижение в социальных сетях, более того, это взаимосвязано, ведь YouTube позволяет встраивать ролики в любые социальные сети, а за этим идет и множество репостов.

По то же причине белорусские СМИ, которые имеют аккаунт на YouTube, ведут его из рук вот плохо. Они используют его не как самостоятельный канал, а как хранилище для видеосюжетов. Ясно, что в тексте видео смотрится нормально, там есть лид и заголовок, из которых понятно, о чем пойдет речь в видео. А что мы видим на канале? Заголовки «001.видео» и отсутствие описания. Захочет ли пользователь смотреть такое видео? Он его просто не найдет.

Хотите, чтобы на ваш канал не заходили даже ваши друзья, количество подписчиков стремилось к нулю, а редакция похоронила надежды попасть в топ?

Вот несколько вредных советов именно для вас:

- Для начала помните о том, что видео должно быть ужасного качества, снимайте на мобильный телефон и не вздумайте монтировать.

- Никогда не давайте название СМИ своему каналу («Znamenka2009» - это то, что нужно), не ставьте аватар и фон страницы.

- Вашим видео не нужны названия. Использование ключевых слов – для слабых. Пользователь и так поймет, о чем ваш ролик. Если, конечно, он решит смотреть его.

- Не добавляйте описание, все вопросы пользователи после зададут в комментариях. На которые нет надобности отвечать.

- Да и вообще, обновляйте свой канал раз в полгода, а лучше забудьте о нем. Пришлют к вам студента на практику, вот он и загрузит все 365 сюжетов сразу.

 

Ирина Бурейко, Елена Мельникова, Юлия Рак, студенты Института журналистики БГУ специально для Mediakritika.by

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: