Вы здесь

Телевидение или театр

В фокусе

Телеканал СТВ снял продолжение истории о "подставной" актрисе в программе "Добро пожаловаться". Алена Пелипас, менеджер которой до этого заявлял, что девушка сыграла в программе роль - она актриса, на этот раз призналась"Это была реконструкция моей давней истории, это все было на самом деле. Просто хотелось донести сейчас до людей, потому что не все знают, что вреден солярий". Александр, оказалось, ее парень, который, после гнусных комментариев на форуме, таким странным образом решил Алену защитить. TUT.BY решил узнать подробнее, часто ли на белорусском телевидении встречаются выдуманные истории и как к этому сейчас относиться зрителям.

 

"Журналистам иногда приходится изворачиваться"

Редактор программы "Добро пожаловаться" в своем комментарии для TUT.BY уверял, что принципом реконструкции активно пользуются российские каналы. Так ли это? О телевидении в России не понаслышке знает Оксана Буко. Сейчас она пишет сценарии судебных программ для российских каналов, раньше работала на таких проектах, как "Фабрика звезд", "Большой брат", "Мама в законе", детской программе на НТВ "Наше все". А лет десять назад Оксана работала и на канале СТВ.

"На российском телевидении как происходит? – рассказывает Оксана. – В программах Малахова, например, сидят редакторы и разыскивают истории. Они вытаскивают людей в студию под немного другими предлогами, обещают помочь и разобраться. Но в большинстве случаев им за это платят деньги".

Из наблюдений Оксаны: есть категория людей, которые считают, что они родились звездами и им нужно любой ценой пробиться на телевидение. Поэтому они готовы сниматься в любой программе, на любых условиях и изображать кого угодно.
"Я работала на одном реалити, – вспоминает Оксана, – и у нас был герой, который изображал с девушкой пару, был у них и ребенок. А потом я включила телевизор, и тот же мальчик в программе "Давай поженимся" - там он холостяк и какой-то певец, который не может пробиться".

Есть на российском телевидении бригадиры по героям и по массовкам, у которых есть своя "база" актеров. За это, конечно, платят деньги, и обычно так подрабатывают студенты театральных вузов.

"Когда мы снимали детскую программу – искали героев по форумам, – рассказывает о своем опыте Оксана. – Иногда не могли найти героев на какую-то тему, или они отказывались появляться в кадре, кто-то отказывался сниматься бесплатно. Бывало, что приходилось просить друзей и родственников изобразить и рассказать. Чтобы это было красиво и с хорошей картинкой – это должно быть заранее написано и подготовлено. Ведь человек в жизни общается не так, как тебе нужно, чтобы он общался на экране. Иногда действительно нужно раскрыть тему, а героев в крайний срок найти сложно – журналистам иногда приходится изворачиваться".

Зрителям Оксана советует относиться к телевидению как к театру: "Когда ты приходишь в театр, ты понимаешь, что это все-таки пьеса".

 

Актеры на телевидении - нерентабельно и бессмысленно?

Вячеслав Бондаренко, журналист и ведущий ток-шоу на телеканале ОНТ "Открытый формат", уверяет, что в программе, которую он ведет, ни разу не появлялись ненастоящие герои. "Этим мы руководствуемся из принципа, чтобы все было реальным. Человека подставного, актера всегда можно увидеть по глазам и всегда узнать по интонации. Если ему нужно сыграть что-то сложное, он непременно "спалится" – это будет сразу понятно, это будет сразу смешно".

Совсем другие эмоции, по мнению Вячеслава, вызывают настоящие истории из уст героев, которые все сами пережили – они вызывают настоящие эмоции и у зрителей. Тем не менее, "если ситуация безвыходная, если эта ситуация вкусная и жирная" для телевидения и ее нужно как-то показать – здесь любые средства хороши, считает телеведущий.
"Телевидение – это визуальный ряд, здесь действительно нужно все показать, – объясняет Вячеслав. – Вполне может случиться такая ситуация, что человек заартачится и из принципа не пойдет сниматься. А ситуация пропадает. Как быть тогда? Тогда вполне можно актеров в кадр пустить, но это, естественно, будет не так хорошо и не так правдиво. Но если это идет на пользу ситуации, на мой взгляд, это приемлемо".

На белорусском телевидении не появляются программы с откровенно сыгранными историями, как, например, ток-шоу "Окна" с Нагиевым, где за три года существования передачи в кадре ни разу не появились настоящие герои.
"Здесь все упираются в нашу скудную актерскую базу, – считает Вячеслав Бондаренко. – Российский актерский рынок переполнен самыми разными героями – плохими и хорошими. У нас убедительных хороших актеров можно пересчитать по пальцам одной руки. А актеров плохих видно за версту, и это смешно. На мой взгляд, наш метод работы с реальными людьми – самый правильный во всех смыслах. И просто потому, что это правда жизни, и потому, что мы спасаем своего зрителя от игры плохого актера".

Нередко подбором "героев" для ток-шоу занимаются агентства. И в Беларуси такая услуга не распространена: Денис Барановский, руководитель кастинг-центра "Икона", рассказал, что за время существования его проекта ни разу не доводилось подбирать актеров для массовок или ток-шоу.

"Мы такие услуги не предоставляем, потому что это нерентабельно и бессмысленно, – говорит Денис. – Обращались один-два раза, но для каналов достаточно просто найти людей, которые будут участвовать в телешоу. Как делают: в конце передачи дают титры о том, что следующие темы передач такие, и приглашают гостей со своими историями".
 

А как же этика?

Председатель Комиссии по этике ОО "БАЖ" Анатолий Гуляев тоже не берется категорически осуждать работу журналистов, которые прибегают к реконструкциям. Но только если зрителей об этом предупреждают, настаивает Анатолий.

Тем не менее, как специалист по журналистской этике, Гуляев напоминает про два важных свода правил, от которых ни в коем случае не должны отступать журналисты, если они считают себя профессионалами: "Существуют кодексы профессиональной этики журналистов Белорусской ассоциации журналистов и Белорусского союза журналистов. Оба кодекса хороши тем, что в них достаточно полно раскрыты основные этические принципы. Этический кодекс БАЖ и этический кодекс БСЖ очень похожи".

Кодэкс журналісцкай этыкі, прыняты ў 2006 годзе на з'ездзе БАЖ

Прынцыпы публікацыі

Журналісты павінны выкладаць факты, захоўваючы іх сапраўдны сэнс, паказваючы найважнейшыя сувязі і не дапускаючы скажэнняў.

 Кодекс профессиональной этики журналиста, принят на IX съезде ОО “Белорусский союз журналистов” 18 октября 1995 года

 Статья 2. Правдивость и объективность
Журналист должен давать правдивое отражение действительности путем подробной и исчерпывающей информации. Он излагает факты, сохраняя их действительный смысл, показывая важнейшие связи и не допуская искажений, для того, чтобы общество смогло сформировать точное, связное и наиболее адекватное представление о текущих социальных процессах, их происхождении, сущности и значении, о состоянии дел в современном мире.

 Статья 3. Добросовестность

Добросовестность журналиста имеет своей предпосылкой скрупулезную проверку фактов, точную передачу сведений, взятых из документальных или других источников и предназначенных для публикации; она исключает подтасовку фактов, бездоказательные мнения, вымысел и фабрикацию материалов.

"Журналистика отличается от художественной литературы и иных видов искусства тем, что она занимается информированием, – напоминает Анатолий Гуляев. – Мы должны донести информацию, точно сохраняя настоящий смысл, журналисты не имеют права подменять факты и выдавать желаемое за действительное. В таком случае те, кто это делает, не профессионалы, они нарушают профессиональную этику".

Авторы программы "Добро пожаловаться" уверяют, что в случаях реконструкции событий в своей программе они предупреждают об этом зрителей в титрах: "В финальных титрах программы дословно указано: "Сюжет о солярии основан на реальных событиях". В интернет-версиях программы, к сожалению, титры не видны.

Как часто появляются на белорусском телевидении подставные герои – узнать сложно. Спорные случаи, как получилось с Аленой Пелипас, всплывают редко и случайно.

Кстати, редакторы программы "Добро пожаловаться" считают, что авторам сенсаций в интернете должно быть стыдно. Дело в том, что история про инвалида первой группы Евгения Чередниченко, который 9 лет по вине безразличных коммунальщиков не может выходить на улицу, и на сайте, и в самой программе размещалась рядом с историей Алены Пелипас, обгоревшей в солярии. Только история инвалида интереса в обществе не вызвала. "Получается, все стыдливо закрыли глаза и сделали вид, что их это не касается... Да, здесь простора для словесной язвительности и собственного пиара мало".

Елена Скоробогатова, TUT.BY

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: