ОБ АВТОРЕ

Постоянный корреспондент Mediakritika.by.

Журналист-фрилансер. SMM'щик.

Экс-редактор ныне замороженного проекта 'Belarusian News Photos'.

В 2014 году окончил Институт журналистики БГУ.

Член БАЖ

Вы здесь

Не верьте в то, что журналистика в 140 символов – это будущее

Интервью

24 апреля в Институте журналистики БГУ в рамках  XVII Международной специализированной выставки ”СМІ ў Беларусі“ с мастер-классом ”Социальные сети как перспективный инструмент взаимодействия PR-службы с журналистами“ выступил пресс-секретарь ГУВД Минска, выпускник журфака БГУ 2011 года, Александр Ластовский.

«Меня учили без интернета – я не представлял, что это такое. Интернет и работу в пресс-службе ГУВД связал в 2010 году, потому что милиция должна быть в трендах. Нам нужно максимально широко охватить территорию и население, а не работать из каких-то корыстных целей», - начал свою презентацию Александр Ластовский.

Социальными сетями наигрались

В принципе, социальными сетями наигрались: и молодежь, и журналисты. Не обижайтесь, но я обращаю внимание, что  журналисты, которые приходят к нам на практику, живут в 140 символах. Я думаю, пройдет время – пройдет популярность социальных сетей,  и тогда возникнет проблема: отсутствие кадров, которые пишут больше 140 символов.  Не останется тех журналистов, которые смогут написать какой-либо публицистический или аналитический материал.

Простой пример: появляется фотоаппарат, и общественность говорит, что картины уйдут на второй план. Ничего подобного! Живопись живет, проводятся экспозиции и выставки, но это стало увлечением элиты. Также будет и с интернетом. Пришел интернет, и все думают, что пришла его эра, а социальные сети все вокруг поглотили.  Ничего подобного, пройдет и это.

Сейчас из каждого утюга говорят про полезность социальных сетей для журналистов. Но пройдет…  Даже сейчас элитные журналы становятся необходимым атрибутом и признаком качества. Также будет и с газетами: никогда газеты не умрут, просто несколько изменится их роль, изменится отношение к ним.  Поверьте, так и будет. И я как человек, который создает контент в социальных сетях, все-таки делаю ставку, что социальные сети продержатся еще пару лет. А затем критическая масса журналистов на «140 символов» выпустится с журфака, и возникнет вопрос: а кто будет писать материалы крупных форм?

Как складывается работы пресс-службы ГУВД

Мы работаем с журналистами.  На массовых мероприятиях я всегда хожу в форме.  Оказаться в кольце журналистов, не всегда в отношении тебя положительно настроенных, и отвечать на их вопросы – это часть работы.

Итак, есть происшествие. При помощи фотоаппарата  и социальных сетей очень быстро все инфоповоды становятся известными и получают распространение, доходят до нашей пресс-службы. Соответственно, мы должны рассказать о событиях криминального характера представителям СМИ. И обязательно из этого мы стараемся делать какие-то выводы, потому что сама по себе новость не несет никакого положительного либо профилактического эффекта. Разобраться в причинах, провести аналитику, посоветовать, как не допустить в будущем подобного – вот наша главная задача.

Далее информация попадает либо в социальные сети на наши аккаунты, либо в СМИ, либо в ГАИ или дежурную часть, если необходимо реагировать.  

О поведении и соцсетях

На самом деле спектр задач милицейской пресс-службы достаточно широк. Он иногда ограничен какими-то нормативными актами, но не всегда законодательство поспевает за актуалиями. В том числе теми, что касаются нашей работы в социальных сетях – эта работа ничем не регламентирована.

Ну, например, мое первое вхождение в сеть было "Аллоха Гавайи". А перед очередным подорожанием бензина написал в твиттере «С завтрашнего дня повысится цена за нямку для вашей бибики, инфа 100 %»У аудитории был разрыв шаблона, мол, «как это, вроде бы официальный аккаунт ГУВД так себя ведет?» Ну скажите, а почему нет?  Почему я не имею право такое писать? Или милиция даже в социальных сетях должна себя в какие-либо рамки или стандарты? Может быть нам вести аккаунты строго по ГОСТам? На выходе получится забюрократизированный ресурс.  – В социальных сетях этого быть не должно, должен быть прямой нормальный контакт с аудиторией. Но и вольницы большой допускать тоже нельзя. Хотя понять эту грань фактически невозможно. Поэтому на меня до сих пор часто сыплются шишки, вкусные и не очень.

Новая фишка в интернете: как будущим пиарщикам, вам нужно понимать, что ваше ведомство никому неинтересно. В современном мире столько информации! У нас можно узнать все даже в FM-радио. У человека нет информационного голода. Поэтому нужно делать интересный контент и подносить его под нужным соусом – хотя это сложная задача.

ГУВД в соцсетях

ГУВД Мингорисполкома активно присутствует в трех социальных сетях.

Во-первых, Twitter. Это одна из самых популярных соцсетей. В Twitter  зарегистрировано 95.000 белорусских пользователей. Общее количество подписчиков на аккаунты ГУВД в твитере – более 11.000 человек. Самый популярный аккаунт – @GUVD_Minsk, у него сейчас около 9,5 тысяч фоловеров. Этот аккаунт был зарегистрирован 1 мая 2010 года. Следует иметь ввиду, что Твитер – не самый лучший инструмент для создания информационного повода. Мы используем эту социальную сеть для того, чтобы рассказать о какой-либо новости, опубликованной на сайте ГУВД.

Существует некоторая специфика: люди не всегда довольны милицией. Это первый орган государственной власти, с которым сталкивается человек, причем сталкивается зачастую по негативным поводам, когда у человека боль, а милиция еще и  «медленно работает», и «непрофессионально выполняет свою работу»… И поэтому появление милиции на территории свободы (в социальных сетях)  часто можно услышать оскорбления, в том числе и матерные. Поэтому ведущему аккаунты человеку нужно быть выдержанным по отношению к тем, кто тебе хамит. Ты – представитель власти, они – всего лишь анонимы.

Группу Вконтакте мы создали для неофициальной информации, которую не публикуем на сайте ГУВД.  Сначала эта группа называлась «Стоп-вандал», которая создавалась как виртуальный стол переговоров с вандалами. Потом из «Стоп-вандала» мы сделали группу  «Все о минской милиции», где публиковались горячая информация, неподтвержденные данные, слухи, домыслы. Я задался целью показать, что то, что рассказывают о милиции в негативном смысле, - скажем мягко — не всегда соответствует действительности.  Информация из этой группы часто подхватывается и традиционными СМИ.  Сейчас группа несколько изменила свой формат и называется «Перахоп» - так на белорусский язык переводится название нашего интернет-проекта «Перехват».

Также мы присутствуем в социальной сети Facebook и с недавних пор начали там активничать.

В заключение

Что такое традиционная журналистика, что такое блогинг, кто такие фрилансеры — все это в социальных сетях настолько  смешано, что провести границу между ними не представляется возможным. Можно сколько угодно доказывать, что аккаунты ГУВД в социальных сетях официальными не могут являться по определению. У нас сами социальные сети с точки зрения права никак не закреплены.  Тем не менее, когда на меня ссылаются СМИ, они говорят: «Как сообщил официальный аккаунт» - не может быть аккаунт ГУВД официальным. Поэтому со всеми инструментами нужно быть осторожными.

Важное обстоятельство: мы должны постоянно смотреть по социальным сетям, что пойдет «На ура!», а что не пойдет. Не верьте в то, что журналистика в 140 символов – это журналистика будущего. Уверяю, что еще пару лет, и снова все изменится.

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: