Вы здесь

Убрав независимую прессу, власть уничтожает профессионализм

На чем стоит зарабатывать новым медиа? Имеет ли журналист право высказывать свои политические взгляды? Что спасет СМИ и в чем смысл работы журналиста? Эти и другие вопросы обсуждались на международном медиафоруме «Куда идут медиа мира и успеет ли за ними Украина», который проходил с 29 по 31 мая в украинском Львове.

Mediakritika.by предлагает подборку цитат из лекций и дискуссий журналистов и медиаэкспертов, которые в рамках медиафорума поделились своим видением настоящего и будущего мировых и украинских СМИ.

О роли журналиста

«Медиа имеют много власти. Журналистов никто не выбирает, а они хотят влиять на то, что происходит, больше чем правительство! За политиков люди голосуют раз в 4 года, а за нас голосуют ежедневно, потому что каждый день человек идет в киоск и принимает решение: купить эту газету или другую. Мы проходим тест ежедневно». Адам Михник, Gazeta Wyborcza, Польша.

«Журналист должен быть «звездным». Он должен иметь отвагу подставиться под гнет общественности, если он ошибается». Адам Михник, Gazeta Wyborcza, Польша.

«Общество – это организм. Журналистика – нерв в организме. Когда в организме что-то не так, нервы кричат мозгу: «Эй, там что-то не так!» Работа журналистики – кричать, когда что-то идет не так». Роман Винтонив, The Show Time, Украина.

«Чтобы журналистское расследование имело смысл, нужно, чтобы подобное расследование началось и «снаружи». У нас журналисты-расследователи занимаются тем, чем должны заниматься правоохранительные органы». Мустафа Найем, «Украинская правда», Украина.

О деньгах

«Бизнес часто путает СМИ с рекламой и PR. Но медиа не созданы только для рекламы». Зураб Аласания, MediaPort, Украина.

«Только благодаря экономически успешным медиа появляются общественно значимые журналистские проекты, а не наоборот. Практически каждый двадцатый миллиардер в мире сделал свое состояние на медиа». Борис Ложкин, медиахолдинг UMH group, Украина.

«Когда-то печатные издания думали, что когда читатели перейдут в Интернет, туда же перейдет реклама и прибыль от нее. Но этого не произошло. Деньги консервативнее, чем пользователи. И они перетекают в онлайн медленнее». Леонид Бершидский, студия дизайна DesignDepot, Россия.

«На самом деле, у нас нет аудитории, которая готова платить за информацию. Я понимаю, почему так происходит. Мы не научились делать эксклюзивный качественный контент: с этим есть проблема. Я как читатель готова была бы платить, но платить за эксклюзив и за качество. Платить за копипаст и новости, которые есть на всех сайтах, я не готова». Диана Дуцик, osvita.mediasapiens.ua, Украина.

«Та рекламная модель медиа, которая существует на сегодняшний день, уже исчерпывает себя. Люди будут платить за нужную им информацию, в результате чего объемы рекламы будут падать». Борис Ложкин, медиахолдинг UMH group, Украина.

«Для СМИ не существует другого способа зарабатывать, нежели делать коммерчески интересные материалы, которые захотят купить читатели. Информация, которая отвечает на вопрос «Что?» нужна, но за нее платить не будут. Деньги люди готовы отдавать за материалы, которые дают ответы на вопросы «Почему?», «Что будет дальше?», «Какие от этого последствия для моей личной жизни?» Леонид Цодиков, Украинский медиа холдинг.

О политике

«Мне кажется основная проблема молодых журналистов в части понимания свободы слова в том, что сразу и быстро хочется высказать свое мнение: президент такой, сякой, нужно скинуть с должности. Если ты придерживаешься фактов и качественно делаешь свою работу, меньше возникает вопросов, имеешь ли ты право высказывать свое мнение». Виталий Лейбин, «Русский Репортер», Россия.

Из дискуссии на тему «Как писать о политике и оставаться незаангажированным?»

«Трудно подвергать политику критике, если вдруг в ней оказываются твои друзья».

«Все политические взгляды, которые есть – демократические, социалистические, коммунистические и так далее, можно приравнять к алкогольным напиткам – водка, пиво, вино. Политические взгляды в Украине можно сравнить с пивом: как пиво у нас «бадяженное», так и политические взгляды».

«Есть власть и есть оппозиция, а посерединке ничего и нету. И это напрягает».

«Есть власть и есть оппозиция: где тебе больше нравится, там ты и работаешь. Тебе нравится власть – ты ее защищаешь. Но тогда становится непонятно, где журналистика».

«Проблема власти в том, что убрав независимую пресу, она уничтожает профессионализм.

«Если это журналистика, мы не можем воевать. Мы не можем говорить, что все плохие, а мы белые и хорошие».

«Журналист имеет право на взгляды, и имеет право их не скрывать. Но это не значит, что в материале он должен отдвать кому-то преимущество».

«Читатели хотят или подтвердить свои взгляды, или почитать, «что эти фашисты там наклеветали».

О личности журналиста и качественной журналистике

«Я уверен, что стандарты когда-нибудь вернутся к стандартам. Объективная журналистика обязана сохраниться, рано или поздно она вернется. У каждого есть свое мнение, этих мнений так много, что это уже шум, а не мнения». Зураб Аласания, MediaPort, Украина.

«Для журналиста честность с собой - не вопрос морали и человеческих качеств, которые возвышают. Это вопрос выживания, доверия и того, насколько долго ты будешь в профессии». Мустафа Найем, «Украинская правда», Украина.

«Непрофессиональный фотограф может сделать кадр с этого же места может быть даже лучший, чем профессиональный. Но профессионал от непрофессионала отличается тем, что профессионал в любой ситуации сделает кадр». Виталий Лейбин, «Русский Репортер», Россия.

«Я убежден в том, что упорный труд плюс любознательность, плюс, конечно, немного удачи и денег, сделают совершенно невероятные вещи. Любознательность спасет медиа». Борис Ложкин, медиахолдинг UMH group, Украина.

«Спросите у себя: в чем суть? Для чего это все? Какова ваша цель, какая ваша миссия? Для чего мы это делаем? Что людям нужно? Людям нужен смысл: «Что происходит?» Людям нужно давать смысл в этой апатичной и депрессивной стране. Людям нужны энергия, вдохновение, они хотят позитивных новостей. В этой стране есть масса позитивных примеров, не смотря на то, что происходит! Не сложно дифференцироваться: просто нужно усмехнуться и дать людям смысл». Павло Шеремет, Киевская школа экономики, Украина.

«Общеукраинским фактором, который влияет на сегодняшние региональные издания - это заказные, низкокачественные материалы. Наблюдается большое количество политизированной «джинсы», в которой периодически случается спад в период между выборами. Светлана Еременко, Украинский образовательный центр форум.

«Период диктатуры научил польских журналистов не отвечать за свои слова. К сожалению, эта ментальность осталась и сейчас. Потому здоровый климат молодых демократичных СМИ должен быть сформирован ответственностью». Адам Михник, Gazeta Wyborcza, Польша.

О настоящих проблемах и о будущем медиа

«95% населения Украины смотрит телевизор хотя бы раз в неделю, 45% из них имеет два и более телевизоров. В среднем украинцам доступно 45 каналов. Один телезритель в неделю видит 600 роликов, и сколько бы не пророчили смерть телевидению, это количество не уменьшается на протяжении последних 6 лет». Анна Бараник, 1+1 медиа, Украина.

«Есть завод, где производили маленькие бюсты Ленина, который после смерти Иоана Павла II стал изготавливать бюсты папы, потому что сменилась мода и перефокусировался спрос. Так и с современной журналистикой: сейчас нужно переосмыслить стандарты существования свободных СМИ». Адам Михник, Gazeta Wyborcza, Польша.

«Наибольшая проблема современной украинской журналистики – отсутствие спроса на интересных, умных людей. В центре журналистики должен быть интересный человек. Тогда ее будут читать, смотреть и слушать». Сергей Рахманин, «Дзеркало тижня»,Украина.

«Успеет ли Украина за мировыми меда? Нет. Возможно, Украина вообще исчезнет с европейской медиакарты, то есть станет медиа станут украинизированной версией российских или европейских СМИ. Все в наших руках. Наша компания все-таки делает попытки «спасения» ситуации современных медиа в Украине. Один из вариантов – быть мультемедийным и пробовать завоевать российский медарынок. Эволюция средств коммуникации диктует правила новых медиа проектов.

 

Мы думаем, что ключевыми игроками, которые будут диктовать правила игры в медиа в будущем, будут крупные корпорации и, возможно, объединения корпораций поменьше. В основу альянсов, новых медийных движений все равно будут ложиться известные бренды. Потому что одно из преимуществ успешных медиакомпаний – это бренды, к которым есть доверие. Будет оставаться место и для тех, кого мы называем «отчаянные новички». Я верю в то, что в Украине в том числе, будут появляться люди, которые будут менять медийный пейзаж, масштаб, создавать совершенно новые медийные проекты». Борис Ложкин, медиахолдинг UMH group, Украина.

Оксана Бровач специально для Mediakritika.by

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: