ОБ АВТОРЕ

 

В журналистике с 1992 г. 

С 1995 г. был «соучастником» создания новых независимых масс-медиа в Бобруйском регионе и их менеджером.

Работал собкором  «Комсомольской правды» в Беларуси», спецкором «Московского комсомольца» в Беларуси». Сотрудничал с рядом других республиканских СМИ.

В 2001 г. создал собственную Школу молодого журналиста, которая, действуя на общественных началах, просуществовала три года.

С 2003 г. по настоящее время – главный редактор газеты «Бобруйский курьер», которая теперь выходит только в электронном виде.

Профессионально занимается литературой.

Член Рады БАЖ.

Вы здесь

Великая Отечественная война в белорусских СМИ

22 июня  – начало  Великой  Отечественной войны – в белорусских печатных СМИ подается   традиционно. Можно сказать – церемониально. Не стал каким-то особым исключением и этот год.

Mediakritika.by изучила публикации, посвященные 22 июня или связанные с этой датой, в десяти республиканских и региональных изданий, вышедших в период  19-22 июня 2013 года. И вот какую картину получила.

 

Тема войны –  и игнор, и уважуха

Понятно, что 22 июня, как и День Победы,  входят в  пантеон священных тем белорусских СМИ: плохо это или хорошо, но эти дни являются краеугольными камнями менталитета современных белорусов и современной исторической науки в нашей стране.

Поэтому вполне логично, что эти дни-символы имеют свое особенное отражение в прессе, будучи включёнными в годовой тематический цикл редакций.

Но так – не во всей прессе. Из десяти исследованных нами изданий пять (три – негосударственных, два – государственных) вообще никак не отметили этот день на своих страницах («Могилевская правда», «Днепровская неделя», «Четверг», «Вечерний Бобруйск», «Коммерческий курьер»).  То ли не нашли нужным, то ли не нашли подходящего материала (второе, кажется, ближе к истине).

Негосударственные издания подавали тему начала войны (и войны вообще) в виде разнообразных жизненных историй и вызывающих интерес информаций.  Причем, без засилья этой темы: одна-две публикации – не более.

Например, «Аргументы и факты» в Белоруссии» в № 25 за 19.06. 2013 г. опубликовали большой материал, посвященный фашистскому лагерю смерти в Тростенце, что под Минском (где было уничтожено более 200 тысяч человек).

Так же интересно военная тема была подана в «Народной Воле» (№ 48 за 21.06.2013 г.).  Здесь на первой полосе размещен информационно-статистический материал, показывающий людские потери в войне (по официальным данным российских исследователей) со стороны СССР (БССР) и Германии.

А вот публикация в «Комсомольской правде» в Белоруссии» (№ 115 за  20-26.06.2013 г.), названная «Как на самом деле вел себя Сталин в первые дни войны?» (с подзаголовком: «История о полной растерянности вождя, скорее всего, миф»), похоже, является очередным примером «тихой реабилитации» Сталина, тенденция к которой хорошо видна в российской прессе.

 

ГосСМИ: хорошо, но есть куда стремиться

На удивление спокойно (то есть без идеологических экзерсисов) была подана в этот раз тема войны в «СБ: Беларусь Сегодня». В номере от 21 июня было опубликовано два «военных» материала (довольно интересных), в номере за 22-е – пять материалов. Но эти публикации не режут глаз своей идеологической составляющей, а являются статьями историков и журналистов на тему войны,  воспоминаниями ветеранов…

Остается только гадать, то ли в редакции прислушались к критике Mediaktirika.by, то ли  начало войны – тема заведомо не победоносная, поэтому и не вызывает такого количества публикаций, как это было 9-го мая 2013 года.

Картину освещения темы начала Великой Отечественной войны в медиа «по традиции», испортила газета Бобруйского горисполкома – «Бабруйскае жыцце». Большая часть опубликованных в ней военных материалов (которых в общей сложности шесть) носят вполне определенный идеологический, воспитательный» характер. Некоторые из них  велики по объему, нечитабельны и дидактичны.

Создалось впечатление, что эти публикации, в большинстве своем, были написаны не для читателя, а для галочки.

 

Застрявшие в прошлом

По общим наблюдениям за выпусками белорусских печатных СМИ государственной формы собственности, приуроченные к очередной годовщине начала ВОВ,  расставание с советским прошлым, с его пропагандистско-идеологическими штампами и методами дается госсми тяжело.

Особенно наглядно это проявляется в региональных, районных изданиях. Этой «трудности расставания» способствует и то, что в редакциях районок все еще заседают те же люди, что и при правящих коммунистах, что и во времена ГКЧП.  

Некоторые из руководителей этих газет в советское время даже успели поработать в отделах агитации и пропаганды райисполкомов, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Что касается частных изданий, исследованных Mediakritika.by, то там  картина, в целом, противоположная: негосударственные газеты стараются быть ближе к интересам читателя, подавать материалы (даже самые «церемониальные») интересно, читабельно и без задних мыслей о высокой идеологической миссии.

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: