ОБ АВТОРЕ

Журналист и исследователь медиа.

Магистр филологических наук, аспирант.

С 2010 года – преподаватель Института журналистики БГУ. Сфера интересов - социальные медиа, гражданская журналистика, медиапсихология, интернет-психология.

В разное время сотрудничал с изданиями «Народная газета», «Белорусская Нива», «Российская Федерация сегодня» и другими.

Вы здесь

Ландшафт социальных сетей Беларуси

Для большинства пользователей сети эпоха Web 2.0 началась вовсе не с появления блогов и wiki-проектов в начал «нулевых», а с победного шествия по планете детища Марка Цукерберга. Сегодня насчитывается порядка 200 социальных сетей, которые остаются наиболее популярным сервисом Web 2.0.

По  данным InSites Consulting, почти 70% интернет-пользователей имеют аккаунт в соцсетях – а это почти 1,5 млрд. человек. Беларусь идет в русле мировых тенденций. Например, опрос студентов минских вузов, проведенный ИАЦ, показал, что социальные сети – основной способ виртуального общения с друзьями и знакомыми для 84% молодых людей, при этом 72% пользуются этими сервисами ежедневно.

 

Что такое социальная сеть?

Если придерживаться научного подхода, то под определение попадают практически все сервисы «второй волны» вэба – от ЖЖ и Twitter до Pinterest и Instagram. Ведь в основе архитектуры социальных медиа – модель общества как «паутины взаимоотношений».

Еще в 1950-х гг. исследователь Д. Барнс, с легкой руки которого понятие «социальная сеть» вошло в оборот, описал «систему точек… [которыми] являются люди, а линии соединения этих точек указывают, какие точки взаимодействуют друг с другом». При этом вовсе не обязательно, чтобы точкой был человек – ей может быть и статус, и роль, и группа.  Этот постулат, кстати, – залог того, что в ближайшие годы глобальные сети свяжут между собой не только индивидов, но и технику.

Но с появлением Facebook и его многочисленных клонов под «социальной сетью» стали понимать вполне конкретную разновидность интернет-сервисов (social networking service, SNS), которая позволяет пользователям общаться и обмениваться контентом в сообществах. И «Одноклассники», и «Вконтакте», и Facebook объединяет то, что они служат для виртуальной репрезентации человека как социального индивида во всем богатстве его связей. Можно даже сказать, что в социальной сети происходит «цифровая социализация»; превращение в homo digitalis. Социальная сеть – это «окультуреное» киберпространство, подобно тому, как город – это «окультуреная» (в смысле – преобразованная человеком) природа.

 

Лидеры сегмента социальных сетей

Отчет Social Network Analysis агентства Ignite Social Media 2012 (анализ примерно 60 социальных сетей) отмечает особую популярность в Беларуси социальных сетей «Вконтакте» (Минск лидирует в топе городов) и «Одноклассники» (10 место в региональном топе городов).

О несомненном лидерстве «Вконтакте» и «Одноклассников» свидетельствует и список наиболее популярных в Беларуси социальных сетей, составленный компанией Gemius в сентябре 2012 г. Общий охват семи ресурсов составил 71,59% аудитории (3,138 млн. человек): 1) «ВКонтакте»; 2) «Одноклассники»; 3)Facebook; 4) «Мой Мир@Mail.ru»; 5) Twitter; 6) Я.TUT.BY; 7) VSeti.by.

Эти данные в целом согласуются с теми цифрами, которые озвучил представитель компании «Акавита» Ф.Короленко: с большим отрывом лидирует «ВКонтакте», второе место делят Facebook и «Одноклассники» (FB популярнее в Минске и среди мобильных пользователей). Региональный рейтинг Alexa Top отдает «ВКонтакте» 1 место, «Одноклассникам» – 10, Facebook – 11.

В топ социальных сетей входит и единственный белорусский проект, который появился в знаковом для отечественного рынка 2008 г. (когда наблюдался «бум социальных сетей» – на два года позднее, чем в России, и на четыре – чем на Западе), но сумел сохранить жизнеспособность: «ВСети».

Проект витебских программистов А. Метелицы и А. Савика возник на основе портала vitebsk.ws и представлял из себя клон сети «ВКонтакте». Сеть активно развивалась и уже в июне 2012 г. в ней появился миллионный пользователь – девятиклассница из Логойска А. Качан.

Как показывают данные Gemius Audience, более половины пользователей (53,48% – 09/2012) – подростки 15-18 лет (вторая по значимости группа – 19-24 года – 27,58%). Данные об уровне образования подтверждают тенденцию: треть имеет неоконченное среднее образование. «ВСети.by— это, в основном, молодежь... – отмечает журналистка М. Викторович, –  Многие белорусские бизнесмены и высокопоставленные люди не понимают значения социальных сетей в жизни общества, и в этом плане ВСети.by сделали хороший упор на аудиторию помладше».

«ВСети» – сочетает в себе элементы социальной сети, сервиса знакомств, торговой площадки, магазина приложений – и в целом отражает стремление классических социальных сетей стать для пользователя «точкой входа» в Сеть (в эпоху Web 1.0 ими были сайты-порталы).

Тенденцию иллюстрирует и белорусский проект «В Любани» – несмотря на концепцию – «социальная сеть города Любань» – ресурс, на котором зарегистрировано порядка 480 пользователей,  – это и социальное СМИ, и доска объявлений, и сайт знакомств, и городской форум. Аналогичные примеры – «Первая социальная сеть города Борисова», социальная сеть города Иваново. Стоит отметить, что региональные порталы обладают большим потенциалом для создания социальных сетей, так как уже являются ядром локальных (и гиперлокальных) сообществ.

Среди особенностей сервиса «ВСети» стоит выделить: 1) «Дискуссии» («Коллективный разум») – краудсорсинг-проект вопросов и ответов. Как показывает статистика, наиболее популярные темы – «Наше творчество» (2723 вопросов), «Психология» (1907), «Любовь и отношения» (1259), «Образование и работа» (687); 2)»Библиотека» – ресурс интегрирован с проектом lib.rus.ec и позволяет пользователям искать и скачивать интересующие их книги из базы; 3) «Радио» – шесть каналов интернет-радио @Plus, доступные бесплатно. Сообщество радиостанции водит в топ групп сети и насчитывает более 20 тысяч участников.

Однако, главным достоинством проекта остается возможность его использования по гостевому доступу ByFly (бесплатному доступу к внутреннем ресурсам от провайдера «Белтелеком»): фактически это означает возможность играть, общаться, потреблять мультимедийный контент бесплатно и с высокой скоростью (широкополосный интернет).

 

Исторический обзор белорусских социальных сетей

Несмотря на отдельные публикации в Сети уже в 2008 г., наиболее полный анализ социальных сетей Беларуси предпринимался лишь в декабре 2009 г. российской компанией «Сарафанное радио». Из 20 сервисов (которые представляют социальные медиа, а не только социальные сети) 8 прекратили существование.

Часть белорусских социальных сетейт– не прошли проверку временем, однако их история представляет интерес: 1) Belarusy.by (развлекательный портал с элементами социальной сети), 2) Vsevmeste.by, 3) Moe.by (поиск « одноклассников, одногруппников, родных, близких и друзей!»), 4) Online.uvaga.by («сетевой проект, который помогает поддерживать связь с близкими людьми»), 5) Aloha.by, 6) Foursqure.by («Гео-социальные сети»), 7) 6sotok.by (социальная сеть для дачников), 8) OnBelarus («первая белорусская социальная сеть знакомств»), 9) Rovesniki.by (общение со старыми знакомыми и просмотр «виртуального албома»), 10) «МыОнЛайн» (клон Facebook), 11) БелВуз.com (клон “Одноклассников” со слоганом “поиск однокурсников”), 12) «Coциум.BY» («белорусская социальная сеть»), 13) «Люди.BY» («социальная сеть Беларуси»), 14) Faces.by (“это первая в Беларуси «Социальная сеть»). Некоторые проекты – например, социальная сеть для аграриев AgroNet (автор – О. Левченко) – так и осталась на стадии концепции.

Большинство описанных белорусских сервисов не являлись социальными сетями в чистом виде (коммуникативная функция не была приоритетной, речь шла лишь расширенных возможностях для взаимодействия пользователей в рамках портала, новостного ресурса и т.д.) и использовали бесплатные системы управления контентом – например, LiveStreet CMS, Vii Engine.  Некоторые платформы были, по сути, усовершенствованными форумами, коллективными блогами (например, «социальная сеть» Рыбалка.by, «блогосоциальная сеть» «Колодищи-Полигон». В 2010 г. предпринималась попытка создания «новостной социальной сети» (в действительности – коллективного блога) – Linki.by. Проект позиционировался как «белорусский аналог» сервиса Digg.com, где каждый мог публиковать интересные ссылки, оставлять комментарии и выставлять оценки.

Интересным экспериментом стал проект YouSMI.BY – «новостная социальная сеть», появившаяся в 2008 г., которая по замыслу ее создателя Д. Мисюли должна была стать первым гражданским СМИ Беларуси. Любой желающий мог создать аккаунт и публиковать материалы, фотографии, рассказы, а также оценивать чужие материалы, выставляя им рейтинг (стиль, фактура, грамотность и т.д.) Из лучших материалов формировался выпуск, а авторы – получали вознаграждение. Несмотря на более чем 26 тысяч зарегистрировавшихся авторов, 16,5 тысяч статей и почти 5 тысяч фотографий, проект не может похвастать активным коммьюнити: львиную долю публикаций составляют перепечатки (в том числе белорусских СМИ), подготовленные редакцией YouSMI – проект функционирует как блог.  

 

Активные белорусские социальные сети

«Выжившие» после «бума 2008-2011 гг.» сервисы (за исключением «ВСети») либо заняли узкие ниши, либо стали «периферией» байнета, проиграв конкурентам в битве за аудиторию. Их роль в медиасистеме свелась к генерированию информационных поводов для СМИ, однако их потенциал больше: для специализированных массмедиа – это источники информации, мнений и суждений четко локализованных аудиторных групп,  своего рода «биты» (beat). Для удобства информация о действующих белорусских социальных сетях (обладающих всеми чертами «классической» социальной сети) структурирована.

 

1.         Парта.BY

Концепция: национальная социальная сеть (припцип – совместная учеба в Беларуси)

Слоган: «Первый белорусский Национальный Социальный проект»

Дата основания: 5 февраля 2008 г. (замысел – 2006 г.)

Основатели: Николай Свирко

Аудитория: зарегистрировано порядка 27,6 тысяч пользователей

Оригинальные сервисы и услуги: раздел «Звезды»: интервью с отечественными знаменитостями, фото, возможность «диалога» (вопрос «звезде» – 8 представителей шоу-бизнеса), раздел «Переменка» (новости); публикация анекдотов и смешных историй от комика Е. Крыжановского.

Монетизация: регистрация бесплатна

Текущее  состояние: проект функционирует, регистрация доступна, есть сообщения на форуме, однако активное развитие остановилось в 2009 г.

 

2.         Коллега.BY

Концепция: деловая социальная сеть (принцип – поиск профессиональных контактов)

Слоган: «Сообщество профессионалов Беларуси» (первоначально – «Деловая социальная сеть», но в дальнейшем переформулирован из-за нежелательных коннотаций)

Дата основания: 2011 г.

Основатели: Александр Михалевич

Аудитория: зарегистрировано более 29,5 тысяч пользователей, в 2012 г. ежедневно регистрировалось более 100 новых пользователей.

Оригинальные сервисы и услуги: конскультации экспертов в разных сферах (21 специалист), калькулятор заработной платы и данные о ее среднем размере, календарь событий.

Монетизация: регистрация бесплатна, в перспективе -- плата за долонительные сервисы (количество показов вакансии или услуги, более точный поиск)

Текущее  состояние: средняя активность, актуальные темы в обсуждениях, рекламные кампании в СМИ

 

3.         i. TUT.BY

Концепция: логальная социальная сеть (принцип – пользователи портала TUT.BY)

Слоган: “Я тут, где мои друзья!”

Дата основания: 27 февраля 2008 г.

Основатели: портал TUT.BY

Аудитория: более 1,6 млн. зарегистрированных пользователей

Оригинальные сервисы и услуги: сервис знакомств (“Поиск людей”), игры (“Кто круче?”, “Топ” и др.)

Монетизация: регистрация бесплатна, внутренняя валюта (“баллы”)  для оплаты подарков, поднятия анкеты в рейтинге, участия в игре “Лидер сайта”.

Текущее  состояние: средняя активность как сайта знакомств, постоянный рост за счет обязательной регистрации в сервисе при создании почтового аккаунта.

 

4.         Face.by

Концепция: специализированная социальная сеть (принцип – романтические знакомства и флирт)

Слоган: «Это социальная сеть и сайт знакомств. Общение со старыми друзьями, знакомство с новыми!»

Дата основания: январь 2008 г. 

Основатели: дочерний проект международной компании Rate Solutions (аналоги в почти двух десятках стран)

Аудитория:  более 11,3 тысяч пользователей, 57% – жители Минска, 15-24 лет.

Оригинальные сервисы и услуги: топ-300 самых оцениваемых фото, группы (“Клубы”), блоги (“Дневники”), видео, приложения (тесты на совместимость, игры и т.д.)

Монетизация: регистрация бесплатна, дополнительная плата за VIP-статус, подарки, персонализацию, баллы для оценки фото.

Текущее  состояние: пик активности – осень 2009 г., когда после редизайна число участников превысило 15 тысяч человек. Умеренная активность в блогах, невысокая активность сообщества в целом. 

 

5.         МаеСэнс.by

Концепция: специализированная социальная сеть (принцип -- платные встречи, романтические знакомства)

Слоган: «Выигрывай, встречайся, помогай!»

Дата основания: 5 октября 2011 г.

Основатели: Денис Кондратович, Михаил Карпицкий

Аудитория: более 54 тысяч участников

Оригинальные сервисы и услуги: аукционы встреч, «топ помощи» (рейтинг активных пользователей), эксклюзивные встречи со знаменитостями, гранты на благотворительные нужды (до 10 млн. рублей), отчеты об использовании собранных средств в блоге, конкурсы с призами.

Монетизация: регистрация бесплатна, организаторы получают 20% от аукционов (около 80% идет на благотворительность).

Текущее  состояние: активное развитие, в 2012 г. – премии и награды, выхода на международный уровень (Goodwillion), освещение в СМИ.

 

6.         Oribook  Network

Концепция: профессиональная социальная сеть (принцип – работа в компании Oriflame)

Слоган: “Золотая книга успеха”, официальный сайт для консультантов и покупателей косметики Oriflame

Дата основания: ноябрь 2012 г.

Основатели: Татьяна и Александр Бабрико, исполнительные директора Oriflame

Аудитория: около 2,8 тысяч зарегистрированных пользователей (“консультанты”), 27 сообществ (клубы/команды)

Оригинальные сервисы и услуги: блоги консультантов, каталог продукции с возможностью отзывов, тематический форум, видео.

Монетизация: регистрация бесплатна

Текущее  состояние: средняя активность, регулярные обновления в блогах и новые пользователи

 

7.         Социальный Брест

Концепция: региональная социальная сеть (принцип – жители Брестской области)

Слоган: «Социальная сеть Брестской области (Беларуси)»

Дата основания: 26 августа 2012 г.

Основатели: Евгений Лунь

Аудитория: 25 человек и 2 сообщества (данные на 27.06.2013)

Оригинальные сервисы и услуги: кроме стандартных опций, доступных в сети «Вконтакте» – раздел «Мнения» (анонимные реплики), игра «Дуэли» (знакомства, флирт), «Погода», конкурс «Мисс сайта», чат «Чатка»

Монетизация: регистрация бесплатна, предлагается размещение адресной рекламы

Текущее  состояние: тестирование, продвижение, формирование первых сообществ

 

10.       В Дрогичине

Концепция: региональная социальная сеть (принцип – жители Дрогичинского района Брестской области)

Слоган: «Социальная сеть Дрогичинского района»

Дата основания: 7 января 2013 г.

Основатели: Олег Крейдич

Аудитория: 1346 человек и 97 сообществ (данные на 27.06.2013)

Оригинальные сервисы и услуги: стандартные опции, аналогичные опциям «Вконтакте», коллективный чат, конкурс «Мисс ВК», игра «Симпатии» (знакомства, флирт), виртуальный кошелек («Баланс»).

Монетизация: регистрация бесплатна, возможные способы получения прибыли еще не проработаны, возможность покупки виртуальной валюты для оплаты подарков, дополнительных возможностей приложений, повышения собственного рейтинга (оплата – приглашение друзей, по SMS, электронный кошелек).

Текущее  состояние: активное развитие

 

11.       InterPolit

Концепция: специализированная социальная сеть (принцип – белорусская политическая сфера)

Слоган: «Першая беларуская палітычная сацыяльная сетка»

Дата основания: осень 2010 г.

Основатели: Игорь Коктыш

Аудитория: 15 партий, 68 НГО, 

Оригинальные сервисы и услуги: блоги, дебаты (дискуссии), опросы, “Сойм” (проект виртуального правительства), система рейтингов (повышается при активности в соцсети, “поддержке” других пользователей, позволяет открывать группы, инициировать дискуссии и т.д.)

Монетизация: регистрация бесплатна, рекламный раздел “в разработке”, администрация заявляет о некоммереческой направленности проекта, который создается не “для отмывания денег полученного гранта”, а существует за счет “добровольных пожертвований”.

Текущее  состояние: средняя активность, регулярные публикации в блогах,

 

12.       Геоверсум

Концепция: специализированная социальная сеть (принцип – объединение географов-профессионалов и любителей)

Слоган: «Социальная сеть для тех, кто любит географию»

Дата основания: 2012 г.

Основатели: Белорусское географическое общество

Аудитория: более 330 пользователей, главным образом из Минска, Гомеля, Могилева

Оригинальные сервисы и услуги: блоги, сообщества («клубы» – более 25), форумы, «Медиатека» (электронная библиотека книг, атласов, полезных ссылок и сервисов), географическая викторина, игры («Игротека»), вебинары,

Монетизация: бесплатная регистрация и сервисы

Текущее  состояние: активное сообщество, продвижение и акции в СМИ.

 

13.       Bookster

Концепция: специализированная социальная сеть (принцип – объединение книголюбов)

Слоган: “Першая беларускамоўная сацыяльная сетка для аматараў літаратуры”

Дата основания: 2013г.

Основатели: супруги Дорские (редактор сервиса – Александра Дорская)

Аудитория: 2370 книг, 8 критиков, более 400 читателей

Оригинальные сервисы и услуги: новости, рейтинг книг, анонсы событий, каталог книг, рецензии, рубрика «5 книг» (литературные вкусы известных белорусов) 

Монетизация: бесплатная регистрация и сервисы

Текущее  состояние: умеренный рост, регистрация новых пользователей, актуальные новости

 

14.       “За Фрыланс!”

Концепция: профессиональная социальная сеть (принцип – объединение белорусских журналистов-фрилансеров)

Слоган: “Месца сустрэчы для вольных журналістаў і рэдактараў”

Дата основания: июнь 2013 г.

Основатели: Белорусская ассоциация журналистов

Аудитория: около 150 фрилансеров

Оригинальные сервисы и услуги: поиск вакансий/предложений, отзывы о работодателях и журналистах, каталог предложений, дополнительные новости, учебные материалы, ссылки для фрилансеров.

Монетизация: бесплатная регистрация и сервисы

Текущее  состояние: умеренный рост, регистрация новых пользователей

Белорусские социальные сети 2011-2013 гг. – это преимущественно локальные, нишевые проекты, которые имеют четкую целевую аудиторию, заимствуют успешные модели зарубежных платформ: сеть Bookster (аналог Goodreads), Kollega.by (аналог Linked.in).

Для журналистов особый интерес представляет сервис проекта БАЖ «За фрыланс!»: хотя это, скорее, база данных анкет журналистов и виртуальная биржа фрилансеров с ограниченными возможностями для общения, – в то же время это платформа для профессиональной коммуникации работников медиа в масштабах республики.

Клоны «Одноклассников», «Вконтакте» и Facebook, которые активно появлялись в 2008-2009 гг. ушли в прошлое: не имея четкой концепции и модели монетизации, они, как правило, становились реакцией на какой-либо недостаток крупной социальной сети («БелВуз» – на агрессивную монетизацию «ОК» в 2008-2010 гг.) или пытались «адаптировать» ее под белорусские реалии («МыОнЛайн» – русскозычный клон Facebook, калька «Одноклассников» Parta.by).

Появилось понимание того, что социальная сеть – это лишь формат организации сообществ. Это поспособствовало «перерождению» городских и региональных форумов и порталов, обладавших активными сообществами, в социальные сети: «ВДрогичине», «Социальный Брест» (а витебский форум «вырос» до белорусской национальной платформы «ВСети.BY»). Формат оказался удобным для организации тематических сообществ: «бригад» сотрудников Oriflame (OriBook), клуба географов («Геоверсум»), постоянных читателей портала TUT.BY (i.tut.by).

Несмотря на то, что далеко не каждый сервис виртуальных знакомств – социальная сеть, любая социальная сеть может использоваться в этих целях. Более того, внедрение элементов сервиса знакомств (поиск по параметрам, игры/тесты, инструменты для флирта – «подмигивания», «подарки» и т.д.) не только повышает популярность платформы, но и дает возможность заработать. MaeSens добавил идею благотворительности и помощи детям – и стал наиболее ярким и коммерчески успешным проектом.

В то же время, не все проекты социальных сетей ориентированы на получения прибыли. Сеть InterPolit – интересный проект виртуальной «публичной сферы», площадка для дебатов, «политическая» социальная сеть, чей потенциал как средства формирования политической культуры пока не реализован.

Оценить материал:
0
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: