ОБ АВТОРЕ

 

В журналистике с 1992 г. 

С 1995 г. был «соучастником» создания новых независимых масс-медиа в Бобруйском регионе и их менеджером.

Работал собкором  «Комсомольской правды» в Беларуси», спецкором «Московского комсомольца» в Беларуси». Сотрудничал с рядом других республиканских СМИ.

В 2001 г. создал собственную Школу молодого журналиста, которая, действуя на общественных началах, просуществовала три года.

С 2003 г. по настоящее время – главный редактор газеты «Бобруйский курьер», которая теперь выходит только в электронном виде.

Профессионально занимается литературой.

Член Рады БАЖ.

Вы здесь

Как писать заголовки, чтобы они «цепляли»?

Ремесло

В современных СМИ это является прописной истиной: новость надо продать. То есть – написать текст так вкусно, чтобы его прочитало как можно большее количество людей, с разными интересами, жизненными ценностями и политической ориентацией.

И продажа эта начинается именно с заголовка: по проведенным исследованиям, заголовки читают в пять раз больше читателей, чем сам текст.

 

Заголовки – что это?..

Итак, современный читатель знакомится прессой по заголовкам.  В печатных СМИ – скользит взглядом с верхнего левого угла газетной страницы в нижний правый, а потом – куда-то в верхний правый угол, затем – в середину страницы (исследователи так и не смогли выявить в этом какой-то четкий, постоянный алгоритм).

Времени, понимаете, у нынешнего читателя мало (да и терпения – тоже), поэтому только так, только по заголовкам. И если они ему не понравились, ничем не тронули его ум и душу,– он просто-напросто перевернет страницу…

То же самое – в интернет-СМИ. С тем лишь отличием, что здесь уже читательский взгляд движется, как дизайнер велел, – как правило, вертикально, сверху вниз, по новостной колонке. Не «споткнулся» он,  этот взгляд,  об интересный, яркий заголовок – пошел дальше. А то – и не другой сайт. Это уже вообще – полное фиаско…

Удачный заголовок – даже не половина дела, зачастую – это и есть все «дело».

Цепляющий заголовок может стать отдельной песней, отдельным произведением. Зачастую – художественным.

Между тем не всегда они, удачные заголовки, даются легко. Бывает, придумывание его становится настоящей мукой для редактора: или тема больно уж избитая, или – муза ушла к другим. А может, и то и другое.

Мне известно, что в некоторых редакциях крупных газет (не белорусских) поступают креативно:  вывешивают в курилке, в комнате для чаепитий что-то вроде электронного экрана, на котором – главные новости номера. И каждый журналист, «прикалываясь», «резвясь», в свободном полете  фантазии, придумывает свои варианта заголовка. Обычно получается так ярко и талантливо, как никогда бы не получилось во время напряженного, долгого сидения за столом.

Заголовки – это лицо материала, лицо газеты (так же, как общий дизайн, оформление). Заголовок может не только вытянуть новость, но, если он плохой, – загубить ее.

Между тем – расскажу вам «страшную историю»:  в моей редакторской практике были случаи, когда журналисты, в начале своей журналисткой работы не научились писать заголовки для материалов, в итоге у них развился своеобразный комплекс неполноценности. И, будучи в журналистике более десяти лет, они по-прежнему делают свои материалы обезглавленными, оставляя выбор заголовка за редактором.

Так что надо учиться писать заголовки – сразу, не откладывая на потом, на хорошее настроение и большую опытность…  А затем… учиться писать их всю жизнь.

Например, нельзя через двадцать-тридцать лет в журналистике сказать: я в этом деле супер-пупер.

Как только вы это себе скажете – жизнь докажет обратное.

 

Каким должен быть заголовок?

Теперь «по науке»: каким все-таки, по всем формальным признакам, должен быть заголовок в современных СМИ (в данном случае – в информационных жанрах)?

Во-первых, желательно (и очень!), чтобы в нем было не больше пяти слов. И чтобы среди них был хотя бы один глагол, делающий заголовок динамичным и упругим. 

Например: «В Минске задержан высокопоставленный чиновник»; «В пятницу, 13-го, случится солнечное затмение»; «В Беларуси революции проходят по средам».

Если заголовок затянут, то быстроспешащему читателю его просто будет лень читать. 

Во-вторых, заголовок  должен быть по теме. И не уводить в сторону, пусть даже – и в сторону цитат из великой мировой литературы: автор в материале не себя должен показать, а – тему развернуть. Поэтому бьющую ключом (зачастую – по голове читателя) эрудицию лучше в этом случае-то попридержать.

В-третьих, при всем при том заголовок должен лишь намечать новость, обозначать ее, а не рассказывать все, что произошло. Ведь, напомним, наша задача с помощью заголовка увлечь читателя, заставить его прочитать весь материал.

В-четвертых, заголовок должен быть элементарно понятен и – на одном из государственных языков. Меня лично раздражают, когда заголовок – полностью! – делается на иностранном языке, который читатель может и не знать. Этим, бывает, грешит «БелГазета», снобствуя упрямо.

В-пятых (что смежно первому),  заголовок не должен являться сложноподчинённым предложением (исключения бывают, например, в заголовках интервью, но на то они и исключения). Например, совершенно диким выглядел бы такой заголовок новости: «Синоптики обещают, что в Брестской области всю следующую неделю будут идти дожди».

В-шестых (смежно первому и пятому), не следует злоупотреблять в заголовках прилагательными, числительными, наречиями, предлогами, союзами, частицами…  Я, например, с трудом представляю заголовок, в котором используется причастие или деепричастие. (Лучшие заголовки – те, в которых лишь существительные и глаголы).

В седьмых (смежно первому, третьему, пятому и шестому), заголовок не следует перегружать цифрами и деталями.

В-восьмых, не следует в заголовке писать «сегодня», «вчера»: новость могут читать и после этих сроков, и будет совершенно непонятно, когда это: «сегодня», «вчера»… Поэтому надо указывать конкретно: в пятницу, тринадцатого августа…

В-девятых, если материал пишется для широкой, не специализированной аудитории, не нужно использовать сложную, непонятную для массового читателя аббревиатуру.  Например, даже тот же «БАЖ» не всякий читатель сможет расшифровать, поскольку не будет знать, что это такое.

В-десятых, если заголовок пишется для сайта, нужно помнить о гугле и других поисковиках. В этом случае, заголовок должен быть не только ярким, оригинальным, увлекающим-завлекающим, но и – обязательно! – информативным. Кроме этого, содержать в себе ключевые для данного материала слова и не более 48-50 символов (это нужно не только для поисковиков, но и для rss-рассылки новостей: больше 50 символов новостная лента в себя включить не может).

Кстати, 48-50 символов – это те же пять-шесть слов, включая пробелы и знаки препинания.

 

Заголовки для неинформационных жанров

До сих пор речь, в основном, шла о новостях, о новостных жанрах.

Между тем, было бы неправильным во что бы то ни стало давать такие же информативные заголовки к аналитическим, философским, литературным и т. д. статьям, а также – к очеркам, эссе, фельетонам: у этих жанров другие задачи.

То есть – это, конечно, не запрещается, если материал того требует. Но и не является обязательным требованием.

Хотя и здесь заголовки должны быть яркими, не избитыми, цепляющими.

Нужно быть оригинальным, обыгрывать, разрушать, смещать речевые штампы.

Здесь можно вволю покаламбурить, оттолкнувшись от темы или предмета статьи; написать заголовок с рифмой, с иронией, пошутить в нем, использовать ассоциации, связанные с пословицами, поговорками или с литературой, кино, театром...

Из близкородственных примеров – заголовки той же «БелГазеты», «Комсомольской правды» в Беларуси», «Аргументов и фактов» в Беларуси»…

В общем, в вышеназванных жанрах для заголовков, – вольная вольница, Гуляй-Поле и – свобода фантазии (в рамках профессиональных требований, вкуса и стиля издания, разумеется).

Например, «Картель, который лопнул» («БГ»; статья о ситуации на калийном рынке),  «Модели не в деле» («БГ»; статья о моделях развития РФ). Тут – и темы серьезные, и подача – аналитическая, и заголовки – «веселенькие», цепляющие. В общем, то, что доктор прописал.

 

Мнение эксперта

Александр КОКТЫШ, член правления БАЖ, медиа-эксперт:

–  Принципиально лет 20 – не меньше – я вначале придумываю заголовки для своих материалов и только потом уже начинаю «ваять» всё остальное. Скажу сразу, поначалу довольно сильно ломало, потому что раньше, и особенно теперь, в эпоху расцвета он-лайн-журналистики, заголовок ценится на вес золота. Но главное начать, а потом просто входишь во вкус. Тем более, заранее придуманный заголовок даёт массу преимуществ.

Первое. Тем самым, ты автоматически задаёшь определённую тональность будущего материала – как корабль вы назовёте, так он у вас и поплывёт.

Второе. Дежурный заголовок ты уже ни в коем случае не поставишь, потому что как-то неудобно перед собственной журналистской совестью.

Третье. Лично моя практика показывает, что заголовок, придуманный до написания материала, очень редко меняется на какой-то другой.

Кстати, на большинстве тренингов по основам журналистики практические занятия по заголовкам всегда проходят наиболее живо и интересно. На последнем таком тренинге весьма приличные заголовки к одному общему тексту придумали все без исключения люди, впервые познакомившиеся с журналистикой как таковой. Просто надо победить в себе предубеждение, что заголовок  –  нечто страшное, времяёмкое и неподъёмное.

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: