ОБ АВТОРЕ

 

В журналистике с 1992 г. 

С 1995 г. был «соучастником» создания новых независимых масс-медиа в Бобруйском регионе и их менеджером.

Работал собкором  «Комсомольской правды» в Беларуси», спецкором «Московского комсомольца» в Беларуси». Сотрудничал с рядом других республиканских СМИ.

В 2001 г. создал собственную Школу молодого журналиста, которая, действуя на общественных началах, просуществовала три года.

С 2003 г. по настоящее время – главный редактор газеты «Бобруйский курьер», которая теперь выходит только в электронном виде.

Профессионально занимается литературой.

Член Рады БАЖ.

Вы здесь

Шесть бравых слуг журналистики

Ремесло
«Шестерка бравых слуг моих

Заткнет за пояс сто.

Зовут их «Как» и «Почему»,

«Где», «Кто», «Когда» и «Что»».

Редьярд Киплинг

Мир знает множество главных вопросов: «быть или не быть?», «что делать?», «кто виноват?» и так далее. А вот в нашей профессии, в журналистике, их сразу  шесть: «кто?», «что?», «когда?», «где?», «почему?», «как?». И на все надо ответить. Чтобы получилось журналистское произведение.

 

Зачем нужны?

Мой редакторский опыт (которому 18 лет от роду) показывает: если журналист, работая над какой-нибудь новостью, не придерживается шести главных вопросов журналистики, то, как правило, и сам запутается и читателя запутает. Особенно, если журналист начинающий и еще не преодолел в себе привычки самовыражаться в новостях, а не просто о событии рассказывать. Начиная в информации плясать от печки, не опираясь в ней на «кто?», «что?», «когда?», «где?», «почему?», «как?», он обязательно забудет указать что-нибудь важное. Скажем, где точно событие произошло или в какой день.

Это – общая болезнь молодых да начинающих. Их одновременно колбасят и эмоции, и желание покрасивее, повыкрутасистее написать свою заметку. Чтоб себя показать – граду, миру и редактору. В итоге нередко получается что-то путанное и невразумительное. Но с претензией на словесные изыски, аллюзии, реминисценции, ассоциации из всего и со всем разом.

Читаешь потом такую новость, и хочется и то ли плакать, то ли – смеяться. Автора – много, события – с гулькин нос. Кто? что? когда? почему? – ничего непонятно.

Приходится возвращать на доработку или самому дописывать, узнавать/проверять какие-то факты (если автор вне зоны досягаемости или нет времени его искать). В общем, приходится делать за журналиста его работу.

Разумеется, ни авторитета, ни денег у такого журналиста в результате не прибавится. А все потому, что он не пользовался дорожной картой шести журналистских вопросов.

Вот такая страшная история. Практически – журналистский фольклор…

Если резюмировать,  шесть вопросов журналистики нужны для того, чтобы правильно построить новостной материал. Они, образно говоря, тот каркас, с помощью которого он и возводится.

 

Как правильно?

Перед написанием новости автор должен собрать всю необходимую фактуру, по возможности, найти ответы на все шесть вопросов журналистики.

Справедливости ради надо отметить, что, бывает, сама структура события или непреодолимый недостаток информации не позволяют журналисту найти ответы на все вопросы. Но стремиться к этому нужно изо всех сил.

Приведем пример правильно написанной новости.

Лукашенко хочет взимать деньги за право выехать из страны

(Где?) Во время посещения «Мотовело» (когда?) вчера, 6 сентября, (кто?) Александр Лукашенко предложил (что?) ввести «выездную пошлину» для физических лиц, направляющихся за границу с целью приобретения потребительских товаров. По его словам, нынешняя ситуация весьма неблагоприятно сказывается на промышленных предприятиях страны, поскольку белорусы покупают товары за рубежом, а не у себя дома.

«Почему мы создаем условия для ввоза в страну импорта, еще и на льготных условиях? У нас свои холодильники, зачем нам льготные условия создавать для ввоза холодильников из-за границы?  –возмутился Лукашенко. – Нас критикуют – бедная, нищая страна, а наши люди до трех миллиардов долларов в год вывозят за границу в Евросоюз и привозят товары, которое мы тоже выпускаем».

(Почему?) Как заявил белорусский лидер, если ввести пошлину в размере $100, то многие в этом случае не поедут заграницу, а пойдут в магазин и купят отечественный холодильник. И тогда наши граждане «не будут тащить из Евросоюза барахло неизвестно какого производства».

Перед нами хороший пример новости (содержание, смысл сказанного мы не рассматриваем): коротко, понятно и даны ответы на пять вопросов.

Где? – Во время посещения «Мотовело»

Когда? – вчера, 6 сентября

Кто? – Александр Лукашенко

Что? – ввести «выездную пошлину» для физических лиц, направляющихся за границу

Почему? –  многие в этом случае не поедут заграницу, а пойдут в магазин и купят отечественный холодильник

В новости только нет ответа на вопрос – Как?

Но этого никто не знает…

 

Где используются?

Надо понимать, что  вышеуказанная шестерка бравых слуг используется в обязательном порядке в материалах информационных жанров. То есть в новостной журналистике.

В художественно-публицистических, аналитических жанрах использовать их можно по мере необходимости. Например, в  эссе, фельетоне, некоторых видах статей  этого делать необязательно.  Здесь – творчество, полет фантазии или исследование какого-то вопроса, какой-то проблематики. И тут уже действуют другие законы и правила.

Но берешься за новость – зови слуг. Один не справишься.

 

Мнение

Алесь Асипцов. Фрилансер.  В журналистике – 15 лет. Сотрудничает с информационной компанией  «Белапан».  

- Эти шесть вопросов для меня – формула, без которой не может быть сформирована новость. Они могут меняться местами, но ответы на них в тексте должны быть обязательно. Если какое-то вопрос выпадает, то теряется и полнота новости.

Вообще, журналистика – это такое ремесло, которому учишься, пока оно твое. Мне, например, очень нравится читать чужие тексты и находить там что-то новое для себя. Обязательно записываю это новое, чтобы не забыть, и чем-то потом воспользоваться из него.

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: