ОБ АВТОРЕ

Родилась в 1973 г. в Литве, в городе Игналина.

Закончила журфакт БГУ.

После первой неудачной попытки поступить в университет год проработала в районной газете Могилевского района "За камунистычную працу". 

Дальше были "Толока",  "Могилевская правда", "Белорусский университет", "Добрый вечер", "Знамя Юности", "БелГазета", в которой работала специальным корреспондентом, обозревателем, заместителем главного редактора, главным редактором приложения Sexus.    

Вы здесь

Цвет – желтый?

В фокусе

На минувшей неделе вице-премьер и министр экономики Польши Януш Пехотинский возмущался качеством общественного польского телевидения (TVP) и требовал навести порядок. На состоявшемся очередном экономическом форуме в Крынице Пехотинский заявил, что TVP в погоней за аудиторией теряет качество.

 

«А если вдруг любовь?!..»

Негодование вице-премьера вызвала программа «Томаш Лис живьем»  – еженедельное  популярное ток-шоу одного из самых известных польских журналистов и редактора польского Newsweek Томаша Лиса, который, как недвусмысленно высказался Януш  Пехотинский «совсем с ума сошел». Причина такого состояния ума или, точнее, его отсутствие, следуя определению вице-премьера, состоит в выборе темы последнего ток-шоу (2.09.2013 ) – одна из частей программы была посвящена геям в польском спорте. А для нее, в свою очередь, поводом послужили высказывания знаменитого спортсмена, иконы польского футбола Яна Томашевского. В интервью ТVN Томашевский заявил, что «не может себе представить, если бы кто-нибудь из его коллег оказался бы геем. А если бы так случилось, то я бы просто вышел из раздевалки или предложил бы ему переодеваться в другой комнате... Я никогда этого не приму, таково мое мировоззрение». Кроме того, Томашевский заявил, что если польский парламент примет давно обсужадаемый закон о союзах партнерских, то он вынужден будет с этим смириться. Но если бы в Польше обсуждался аналогичный принятому в России закон, запрещающий пропаганду гомосексуальных взаимоотношений, то он бы выступил «за». Также категорично Томашевский выступил и у Лиса, задавая исчерпывающие, на его взгляд, вопросы. «О чем я буду с геем разговаривать, о девушках?!» Знаменитого спортсмена интересовало, «а если вдруг любовь»? Тогда, отвечал Лис, разводя руками, «все будет, как обычно происходит в любви – или да, или нет».

Тема гомосексуальных отношений очень активно обсуждается в польских СМИ. В одном из интервью, знаменитый польский режиссер Агнешка Холланд, прямо сказала Newsweek, что больше не будет голосовать за «обманщиков», имея ввиду партию власти. Поскольку до сих пор не принят закон о партнерских взаимоотношениях. Ее дочь, открыто заявившая о своей лесбийской ориентации, в этом же интервью подчеркнула, что задумывается об эмиграции, поскольку хочет жить в той стране, где существуют «нормальные правовые условия».  А буквально последний номер Newsweek вышел с обложкой, посвященной польскому фильму о ксендзе гомосексуальной ориентации. «Между Богом и партнером» звучит заголовок обложки. А сама картина характеризуется не иначе как веха в польском кинематографе.

 

Все на продажу

Хотя, судя по реакции вице-премьера Януша Пехотинского, подобные темы расцениваются и как погоня за аудиторией. Пехотинского раздражает отсутствие серьезных, по его мнению, тем на экранах: «Хватит этих селебрити!» –  заявил он порталу money.pl.

С начавшимся новым телесезоном польские СМИ много говорят о том, что можно и что нельзя делать в погоне за аудиторией и что выгодно сегодня продается на экранах. Например, как считает руководитель информационной программы «Новости» (TVP) Петр Красько, «представление о том, что кровь и жестокость хорошо продаются на телевидении, является примитивным» (Wprost, 1.09.2013  )

А как сказал также в интервью Wprost  (25.08.2013) ведущий информационной программы «События» (Polsat)Ярослав Гугала, «журналистика теряет качество... Мы перестали заниматься телевизионным репортажем, биографичным репортажем... Мы глупеем с каждым годом, и скоро поляки не будут знать, кто такой Шопен». Ярослав Гугала соглашается с тем, что сгущает краски, но вместе с тем утверждает, что журналистика перестала заниматься образованием.

«Если мы примем решение, что те, кто сидят перед телевизором, кретины, и будем им показывать мусор, приправленный  жестокостью и сенсацией, то таких кретинов мы и воспитаем... У нас журналистика часто ограничивается тем, что стравливаются два политика, которые выливают друг на друга яд, оскорбляют друг друга, и, чем больше оскорблений, тем выше цитируемость и интерес общественного мнения. И это, безусловно, нездоровое явление, которое становится все масштабнее. А масштабнее потому, что эмоции важнее, чем суть дела...»

На самом деле, говорит Ярослав Гугала, СМИ существуют для того, чтобы «доносить информацию, а не воспитывать идиота, которым впоследствии будет удобно манипулировать с помощью дешево скроеных глупых историек. СМИ ответственны за то, что показывают и пишут. Ведь если мы не скажем обществу о существовании чего-либо, откуда общество будет об этом знать?..»

Ведуший «Событий» убежден, говоря о новостях, что «все можно продать. Но информационные программы, учитывая силу своего воздействия, призваны выполнять общественную миссию. Аудитория добывается не только демонстрацией голых женщин».

И вместе с тем, Ярослав Гугала признает определенную степень «таблоидизации» СМИ, посокольку сегодня действительно все нужно если не пытаться продать, то попытаться задержать человека у экрана телевизора. «Не буду скрывать, что люди переключают на другой канал, когда появляется большой материал о загранице. Такая же ситуация с материалами о бизнесе, содержащими анализ экономической ситуации. Широкая общественность таких тем просто не любит. Таблоидизация имеет две стороны. Первая, положительная, основывается на том, что журналист даже серьезную тему должен представить интересно. Например, ту же экономическую тему показать через историю конкретного человека. А вторая сторона, негативная, заключаетсч в том, что темы несущественные, но громкие начинают доминировать».

В отношении «таблоидизации» весьма показателен пример польского Newsweek, который отличается яркими, на грани фола, обложками и громкими темами. Например, в мае журнал вышел со статьей о подростках, заголовок которой был вынесен на обложку – «Zajebisci egoisci». Употребление достаточно однозначного как на польском, так и на русском языках определения, вызвало дискуссии в профессиональной среде: где  пролегает та граница, ниже которой опускаться нельзя. Хотя некоторые уже заявляют, что Newsweek постепенно перебирается на полку таблоидов, теряя позиции так называемого еженедельника мнения.

Цифры, между тем, бесстрастны: в первом квартале нынешнего года (по данным Польского союза контроля дистрибуции прессы – М.Г.) польский Newsweek поднялся с четвертого места на второе среди еженедельников. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, его продажи выросли на 25,63%. И продолжают расти. В июле продажи Newsweek выросли 6, 56% - и это самый значительный рост. Равно как и за полгода еженедельник продемонстрировал самый большой рост – 11.03% .

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: