ОБ АВТОРЕ

Окончила факультет журналистики БГУ, Высшую школу журналистики им. М. Ваньковича в Варшаве.

Работала корреспондентом в "Газете Слонімскай", журналистом в онлайн-проекте Ximik.info, была автором и ведущим программы "Асабісты капітал" на телеканале "Белсат".

С 2010 года  координатор кампании ОО "Белорусская ассоциация журналистов" - "За якасную журналістыку".

Член Правления БАЖ.

Руководитель проекта Mediakritika.by

Вы здесь

Социальное – совсем не сексуальное

Работая на благо и в интересах общества, медиа далеко не всегда берутся за социальные проекты, предпочитая им ту информацию, которая проще и быстрей продается. Традиционно считается, что читателей и зрителей куда больше интересуют происшествия и сексуальные скандалы, чем репортажи о культурных событиях или истории простых людей.

Вместе с тем, есть СМИ, которые готовы опровергнуть такой взгляд на вещи, заявляя, что их читатели устали от «чернухи» и созрели к тому, чтобы воспринимать менее информативные, но более близкие к жизни темы, такие как рассказы о соседях, людях, живущих поблизости, занимающихся уникальным, либо просто общественно-полезным делом.

«Тема гражданской активности не особенно сексуальна, ее новостная ценность не слишком сильна, да и поворотов сюжета в ней немного, но это не значит, что она не может быть интересна нашим читателям», - убежден шеф-редактор газеты Berliner Woche («Берлинская неделя»)  Хельмут Херольд.

Созданная как рекламная бесплатная газета Берлина, которая издается тиражом в 1,5 миллиона экземпляров, и не испытывает недостатка в рекламодателях, Berliner Woche уже несколько лет из номера в номер выделяет целую страницу во всех 33 региональных выпусках под проект «Активный Берлин».

«Мы решили создать условия для того, чтобы гражданская активность стала особенным явлением. На странице «Активный Берлин» мы представляем активных людей из негосударственных организаций и ту работу, которую они делают. Наша цель – побудить людей к содействию НГО, к сотрудничеству с ними», - говорит шеф-редактор издания.

Хельмут Херольд и его коллеги убеждены, что успех социальной работы зависит от вклада каждого гражданина, а не только от действий властей. Главное, показать горожанам, где именно они могут приложить свои силы и таланты, чтобы изменить мир вокруг к лучшему  и помочь тем, кто нуждается в поддержке.

Наряду с рассказами о социально активных гражданах и организациях, на странице постоянно появляются объявления о поиске волонтеров для различных социальных проектов, на которые, по словам Херольда, откликаются десятки людей.

Berliner Woche не единственная газета в Германии, которая по собственной инициативе взяла на себя благородную миссию улучшения системы социальной защиты в стране и привлечения широкого круга граждан к решению различных социальных проблем.

Так у газеты Berliner Morgenstern есть собственный фонд «Берлинцы помогают», в котором аккумулируются средства читателей для помощи людям, которые в силу жизненных обстоятельств попали в беду.

Издание Berliner Zeitung в течение вот уже трех лет ежедневно публикует целый разворот «Герои Берлина», в котором рассказывает о горожанах с активной жизненной позицией и таким образом популяризирует идею гражданского участия в повседневной жизни столицы…

По мнению Хельмута Херольда, все эти проекты пользуются популярностью у читателей по одной простой причине: «люди хотят видеть, что их мир в порядке», а гражданские активисты хотят видеть, что их труд на благо социума, оценивается по достоинству.

В то же время шеф-редактор Berliner Woche признается, что проекты подобные «Активному Берлину», могут позволить себе только финансово здоровые предприятия.

«Мы распространяемся бесплатно, не зависим от подписчиков, у нас нет необходимости сражаться за их внимание, и это дает нам определенную свободу выбора, что и как писать, - отмечает Херольд. – Мы рассматриваем тему гражданской активности как тему будущего. И хотим, чтобы читатели видели в нас газету, которая уже сегодня ее продвигает».

Красивая и благородная цель, которая, конечно, может быть подвергнута циничной критике, мол: деньги на ветер никто просто так не кидает, значит эта курица несет если не золотые, то хотя бы серебряные яйца. Но даже если это так, что мешает белорусским медиа стать ближе к читателям и оседлать «социального коня»?

На первый взгляд, ответ кроется в финансовой составляющей. И господин Херольд действительно подтверждает, что занятие социально ответственной журналистикой – роскошь для состоятельных СМИ.
Однако, разве практически полное отсутствие конкуренции на медийном поле, работа на дотационные средства либо за помощь извне, не дают белорусским медиа той же свободы творчества, свободы в выборе позиции и тем? И разве белорусские СМИ стоят дальше от своих читателей? Не знают, что их волнует, что интересует? Что может быть им полезно?

Да, социальная тема не «секси», но программа передач, прогноз погоды, частные объявления и другие традиционно причисляемые к самым читаемым в СМИ рубрикам, тоже далеки от сексуальности. Однако, они интересны аудитории хотя бы потому, что имеют прикладное значение.

Но это только одна сторона медали – выбор темы. Другая – отыгрывание роли той самой власти (четвертой, пятой либо десятой – другой вопрос). Власти в смысле потенциального влияния на развитие общества и государства, на становление гражданского общества в стране, на солидарную ответственность всех и каждого за то, каким будет наше завтра.

Только не надо путать социально ответственный медиабизнес с включением в политическую жизнь (хотя в белорусских реалиях, говоря «гражданская активность», мы в 99% случаях имеем ввиду оппозиционные настроения). Давайте, упоминая социальную ответственность и гражданскую активность, в первую очередь, говорить про социальные  проекты. Те многочисленные благотворительные акции помощи детям и старикам перед  Новым годом, те поддерживаемые в СМИ призывы помочь собрать деньги на лечение больным…Те простые истории о преодолении, о мужестве, о героях нашего времени, которые готовы бескорыстно отдавать свое время, силы, средства на благо других. Истории эти – не просто повод лишний раз подчеркнуть, что «с этим миром все в порядке», но и бесценное вложение капитала, которое непременно окупится, даже если секса и «чернухи» читатель не найдет в нем днем с огнем.

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: