Скажите людям правду, и страна будет в безопасности.
Авраам Линкольн, 16-й президент США
Представьте себе, что вам стало известно нечто ужасное и секретное. Какое-то неслыханное преступление, способное поколебать устои общества и даже нанести вред вашей стране. Но всё это правда, и вам предстоит решить: обнародовать информацию или нет? Вы сильно подумаете: идти на такой шаг или поостеречься. Не так ли?
Именно в таком положении оказался журналист Эрик Фихтелиус, ответственный выпускающий радиостанции «Эхо» Шведского радио. На следующий день после публикации он проснулся знаменитым, но такая известность стала тяжелой ношей.
А дело было вот в чем. Швеция, как известно, - один из ведущих в мире производителей оружия. Так вот, в 1987 году шведский, всемирно известный оружейный концерн «Bofors» заплатил большие взятки, чтобы получить от Индии крупный и выгодный заказ на производство полевых гаубиц (пушки такие, для стрельбы навесным огнем из укрытия). И об этом стало известно журналистам. Они провели собственное расследование, и факты подтвердились. И были обнародованы.
Скандал был неслыханный. Журналистов обвиняли в том, что они нанесли ущерб шведскому правительству, партии социал-демократов и лично премьер-министру Улофу Пальме, имевшему репутацию миротворца. Снизились объемы шведского экспорта, поскольку с ним стали связывать коррупцию. К бренду «Bofors» на многие годы было утрачено доверие на мировом рынке, а само это слово и сейчас на языке хинди означает «взяточничество». В Индии скандал привел к отставке правительства Раджива Ганди.
«Я глубоко убежден, – отмечал впоследствии Эрик Фихтелиус, – что я нёс ответственность лишь за одно – за оценку имевшейся у нас информации по критериям правдивости и значимости… Граждане должны были узнать о том, как Швеция получила крупнейший для страны экспортный заказ, оценивавшийся в 8 млрд. крон (по курсу того времени – почти миллиард долларов). Именно поэтому мы решили обнародовать эту новость, ответственность за последствия оглашения которой не могла возлагаться на меня. Ответ должны были держать те, кто предлагал взятки и те, кто их брал».
С Эриком Фихтелиусом мы встречались на семинарах, которые он проводил в Минске. Им созданы превосходные, сделанные в виде захватывающих телерепортажей, уроки журналистской профессии. Я с удовольствием адресую их читателям нашего сайта. Внимательно посмотрите урок №1: там говорится как раз об основной миссии журналистов: добывать актуальную информацию и доносить ее до населения.
Пример журналистской биографии Эрика Фихтелиуса – далеко не единственный. Скорее – типичный.
В 1971 году американский журналист Нейл Шихан опубликовал в газете «New-York Times» секретные «Документы Пентагона», проливающие свет на истинные причины войны во Вьетнаме – одного из крупнейших вооруженных конфликтов второй половины 20-го века. Эта война, длившаяся 10 лет, с 1965 по 1975 г.г., унесла десятки и десятки тысяч жизней вьетнамцев и американцев. В США возникло мощное антивоенное движение, добившееся отмены всеобщей воинской повинности. Американское правительство пыталось наказать журналистов и их «источники», но безуспешно. А тут грянул очередной скандал, Уотергейтский, начало которому положили публикации в «Washington Post». Уотергейт привел к отставке президента Никсона.
Новый век принёс новые примеры бескомпромиссной борьбы за свободу доступа к информации. История Wikileaks и материалы Эдварда Сноудена, опубликованные британской газетой «Guardian» - из их числа.
В июне этого года Международный журналистский консорциум ICIJ (International Consortium of Investigative Journalists) начал публикацию своего досье на владельцев офшорных счетов из разных стран мира. http://offshoreleaks.icij.org/
Досье включает в себя 2,5 миллиона засекреченных файлов (около 260 гигабайт данных), полученных от анонимных источников. В них содержится информация о примерно 120 тысячах оффшорных компаний и 130 тысячах предпринимателей или их представителей из 170 стран мира. В этих досье встречаются имена многих из «сильных мира сего», что стало для них неприятным сюрпризом. Но журналистская корпорация ни на секунду не сомневалась в целесообразности публикации этих данных.
Всё тайное должно стать явным, и этому принципу служит мировая журналистика.
Мелочей здесь не бывает.
Ну, какая разница (сказали бы в Беларуси), как подсчитываются голоса в пользу того или иного кандидата на Евровидении-2013? Но вот литовские тележурналисты не прошли мимо этого факта.
Ежедневно сотни тысяч репортеров, редакторов, операторов, расследователей во всех странах мира напряженно трудятся, а часто и рискуют жизнью для того, чтобы право каждого знать всё не оставался пустым звуком. Чтобы ежедневно миллиарды людей были проинформированы, что же в действительности произошло за день и каковы наиболее важные тренды в политической, экономической, культурной жизни отдельных стран и человечества в целом.
Выполняя эту свою задачу, журналисты неизбежно сталкиваются с теми, кто не хотел бы обнародования важной информации. Чаще всего подобные субъекты обладают немалыми средствами и влиянием. Поэтому еще одной важнейшей функцией медиа является контроль за деятельностью властей и различного рода корпораций, способных нанести ущерб интересам многих людей. СМИ публикуют журналистские расследования, предупреждая общество об опасных деяниях представителей власти (факты коррупции), кланов и лиц, способных существенно нарушить имущественные и социально-политические права граждан, нанести вред национальным интересам.
Естественно, это вызывает сильное беспокойство властей. В ответ они изобретают термины типа «жареные факты» и призывают «жить мирно»:
Вот красноречивый пример:
Ананич: СМИ — это не четвертая власть, а партнеры власти
27/10/2011
СМИ должны объективно отражать действительность, сказала журналистам после заседания Витебского облисполкома первый заместитель министра информации Лилия Ананич.
СМИ являются важным звеном государственной информационной политики. «Это не четвертая власть, а партнеры власти», — добавила Лилия Ананич. «СМИ должны объективно отражать действительность. Не надо замалчивать трудности, уходить от решения проблем человека, но и опускаться до уровня критиканства недопустимо», — подчеркнула она. Критические материалы должны быть конструктивными и нести предложения.
Интересная логика. Точнее, ее отсутствие.
Очевидно, Эрик Фихтелиус не должен был заниматься критиканством, а обратился бы к воротилам оружейного бизнеса с предложением… не давать взяток, а те, что дали – забрать. Взятки – это нехорошо!
А журналисты-расследователи должны конструктивно предложить лицам и корпорациям, скрывающим в оффшорах свои доходы…срочно прекратить нехорошие дела. Это ведь так некрасиво, фу! Чему их мама учила?
Не нужно думать, что того же самого не хотели бы некоторые представители властей и в других странах. Но они учились в хороших университетах и твердо усвоили: шельмовать прессу нельзя, дороже обойдется. Но «прижать» ее хочется очень многим, и даже в тех странах, которые пользуются репутацией «устойчивых демократий». Фактов такого рода тоже предостаточно. Об этом мы ещё поговорим.
Систематически информируя миллионы людей о событиях в мире, медиа служат и каналом «обратной связи». То есть, доносят мнения людей по поводу тех или иных событий. Изучать общественное мнение, отражать его максимально объективно – вот еще одна важнейшая функция СМИ. Быть форумом, на котором обсуждаются важнейшие проблемы общественного развития. Этому служат дискуссионные материалы в газетах и Интернет-ресурсах, ток-шоу на теле- и радиоканалах.
Особой заботой прессы является обязанность быть защитником тех, кто принадлежит к «нижним» слоям общества – рядовых граждан, не обладающих особым влиянием и могуществом. Демократическая традиция, идущая от Аристотеля, основана на следующем постулате: не может нормально жить страна, если не налажен полнокровный информационный обмен между «низами» и «верхами». «Дать голос тому, кто его не имеет» - такой девиз стоит на первых полосах не многих газет. Однако все они стремятся исправно исполнять именно эту важную социальную функцию.
У нас, в Беларуси, и на этот счет – своя «специфика».
06.05.2011
Как сообщает БелТА, Лукашенко заявил сегодня на совещании о ходе расследования обстоятельств взрыва на станции "Октябрьская" Минского метрополитена:
"Мне поступает информация, что некоторые наши чинуши пытаются закрыть рот людям. Вот этого допустить ни в коем случае нельзя… Человек, отработав свое рабочее время, имеет право в определенных местах, дома, как в настоящем демократическом государстве, выражать свою точку зрения, и никто не имеет права этому препятствовать".
Ну да, дома можно, а в прессе – ни-ни! Именно в те дни Генпрокуратура выносила суровые предупреждения редакциям СМИ и отдельным журналистам за малейшие попытки передавать то, что говорилось на всех кухнях об истинных причинах произошедшего.
Публичность – это самое опасное для тех, кто предпочел бы всё оставить под покровом тайны.
Социальная миссия медиа предусматривает обязанность отражать морально-этическое состояние общества. Доносить до него сведения об истинном состоянии нравов. В этом смысле пресса – реальный портрет общества, в котором оно узнает свои черты. Чаще всего, не очень симпатичные. Конечно, это тоже не остаётся без последствий: все любят прочитать что-нибудь «остренькое» о других. До тех пор, пока не увидят на газетной странице собственное имя. Многие иски к редакциям вызваны не гневом власть имущих (они-то в цивилизованных государствах как раз менее защищены перед прессой), а раздражением «простых» граждан, неблаговидные деяния которых стали предметом публикации. В этом смысле говорят об «одиночестве» прессы в обществе. У нее действительно нет друзей. В США, например, около половины граждан считают, что журналисты “распоясались”.
В одном из своих выступлений Владимир Познер вспомнил саркастическую фразу, услышанную им от британского журналиста: «Мы в Англии даже детям не говорим, что работаем журналистами. Потому, что за это их бьют в школе».
К этой полушутливой фразе Познер отнесся серьезно и постарался объяснить, почему именно профессия журналиста считается тяжёлой и неблагодарной. Если речь идет о настоящих журналистах, конечно: «Журналистика – это такой образ жизни и деятельность, когда человек обращает внимание общества и власти на непорядок. Не на то, что хорошо, на это власть сама укажет с радостью. Нет, журналистика – это сторожевой пёс, который все время лает: «Смотрите-смотрите, это неправильно!». Именно за это журналистов и не любят: вечно они копаются…»
Владимир Познер - мнение о журналистике
Познавательная функция прессы также играет огромную роль. Разнообразные публикации об экономике, политике, экологии, научно-техническом прогрессе, интересных исторических фактах и т.д., кроме познавательного, имеют и важное морально-психологическое значение. Например, появление множества публикаций о Великом Княжестве Литовском, о реальных фактах советской и постсоветской истории, которые скрывались от нас десятилетиями, создало в белорусском обществе реальный пласт национального мировоззрения. Множество интернет-ресурсов, созданных общественными организациями, сплачивают вокруг себя единомышленников. Там, где люди интенсивно общаются, владеют большим количеством интересной и доступной всем информации, они лучше ориентируются, они способны принимать взвешенные, обоснованные решения. Разумеется, это имеет прямое отношение к темпам и глубине социально-экономического и культурного развития нации.
Коммуникативная функция прессы проявляется в том, что она служит надежным и эффективным средством общения различных социальных слоев. Люди, принадлежащие к разным поколениям, граждане различных национальностей, рас, вероисповеданий, профессий и т.д. благодаря прессе получают возможность полнокровного общения. В этом смысле СМИ выступают серьезным фактором консолидации общества, сплочения его вокруг схожих идеалов, представлений, целей. В Беларуси, правда, глубоко разобщенная журналистика - «чэсныя и нячэсныя» - становится причиной идеологического раскола внутри нации. Правда, белорусы реагируют на это игнорированием и «тех», и «этих». Впрочем, об этом мы уже говорили.
Исследователи журналистики называют и такие функции прессы, как развлекательная, рекреативная (восстановительная), гедонистическая (получения удовольствия). Правда, в последнее время эксперты все чаще и с горечью говорят об усилении «развлекательности» прессы, ТВ и радио, о «желтизне» СМИ, еще недавно считавшихся качественными. Это — прямое следствие коммерциализации, погони за пресловутыми рейтингами.
То, о чем мы сейчас говорим – совсем не отвлеченная теория. Многие из функций и задач прессы, которые упоминались, отражены в «служебных» документах, регулирующих деятельность редакций.
Всё это – идеализм чистейшей воды, скажет белорус, умудренный своим жизненным опытом. И окажется неправ. Принципы для того и существуют, чтобы им следовать. Без этого вообще собьешься с пути.
Мы еще не раз будем вспоминать наши, белорусские реалии. Но не для того, чтобы махнуть на всё рукой, а чтобы точно знать, от чего нужно избавляться. А мировой опыт подсказывает, как именно.
Но об этом – в следующий раз и далее.