ОБ АВТОРЕ

Постоянный корреспондент Mediakritika.by.

Журналист-фрилансер. SMM'щик.

Экс-редактор ныне замороженного проекта 'Belarusian News Photos'.

В 2014 году окончил Институт журналистики БГУ.

Член БАЖ

Вы здесь

Как сделать популярное и уважаемое издание?

Ремесло

Мастер-класс заместителя главного редактора журнала «Русский репортер» прошел в Институте журналистики БГУ 14 октября.

Владимир Шпак  рассказал студентам,  как сделать самое популярное и уважаемое издание в стране. Mediakritika.by приводит конспект мастер-класса Владимира Шпака:

«Я долго думал, какую тему выбрать. Сегодня поговорю о том, как сделать самый популярное и уважаемое в стране СМИ. Не важно, какое: радио, телевидение, печатное или интернет-сайт.  Я не случайно говорю «самое популярное и самое уважаемое». Потому что сделать популярное издание – это говно-вопрос.

Например, есть одно очень популярное издание, но его никто не уважает. Журналистов часто бьют. Один из заголовков издания: «Депутат (например, Иванов) изнасиловал свою мать» - причем, мать этого депутата говорит, что «перед выборами он меня буквально изнасиловал, требуя, чтобы я пошла голосовать». Там много таких убойных статей. Но уважение так нельзя получить.

Есть второй вариант — уважаемые издания. Но они либо ориентированы на узкий круг читателей, либо очень скучные. В свое время в Москве была газета «Русский телеграф». Как говорил редактор, «мы были самой скучной газетой в стране, но любой руководитель держал ее на своем столе».

А теперь о популярном и уважаемом... Что нужно, чтобы сделать популярное и уважаемое издание? Три пункта:

 

НУЖНО ЛЮБИТЬ СВОЮ РОДИНУ

Такой банальный, может, пошловатый тезис. Потому что без любви ничего не бывает. Потому что любить – это не значит, писать, как у нас все прекрасно, солнце встает, потом заходит, и вообще все прекрасно и офигительно. Но так не любят...  Любить – это значит переживать. И если есть беда – ее нужно переживать. (Это был один из основных тезисов, когда мы строили «Русский Репортер»). И здесь очень важно это ощутить в себе. Написать хорошую заметку о том, что не любишь, невозможно.

Но, возвращаясь в целом к любому изданию, это такая позиция. Ровно в тот момент, когда ты говоришь: «Я люблю свою страну», получаешь внутреннее право говорить: «Вот это вот говно здесь». Когда ты пишешь с любовью, можешь писать обо всем – о любой проблеме. Ты не описываешь плохо, ты хочешь, чтобы все было хорошо.  Здесь вопрос даже не во власти, а вопрос в читателе. Если ты не любишь свою страну, ты и читателя-то не любишь, потому что он – представитель этой страны. Он будто бы такой же омерзительный, как все скоты, которые здесь проживают. А читатель это чувствует.

 

НУЖНО ПИСАТЬ ПРАВДУ

Этот пункт еще более банален. Правда – очень сложная штука. Это сложнее, чем любить родину. Потому что мы все загружены штампами, трафаретами, мы ленивые и нелюбопытные. Но издание получает уважение и как следствие популярность только тогда, когда пытается добраться до правды, до сути. Это главное основание, без чего вообще больше ничего не надо.

 

НУЖНО ПОНИМАТЬ, ЧТО ТЫ ХОЧЕШЬ СКАЗАТЬ ГОРОДУ И МИРУ

Нельзя говорить обо всем. Журналист приходит ко мне и говорит: «Я хочу написать о том, как живут люди в Минске». По-разному они живут, а что конкретно ты хочешь сказать? Это пустота, это ничего. И есть целые издания, которые живут на основании этого «ничего». В России эти издания существуют 20-тысячным тиражом. У них нет сильной реальной позиции.

Вот я сейчас говорю о базисных вещах. Нельзя быть провластным — это точно. Если писать правду, тогда ты выпадаешь из этих категорий «оппозиционер» или «за власть». Ты вообще, за страну. За то, чтобы ей было хорошо, людям, которые здесь живут, было хорошо. Если власть совершает глупости, ей нужно об этом говорить. Если противники власти совершают глупости, им нужно об этом говорить.

Вот, исходя из этого, вы начинаете делать издание. Вам нужно набрать людей и самому научиться писать. Нужно отвечать на вопрос, что ты хочешь сказать городу и миру. Как говорил Толстой, «можешь не писать – не пиши, не надо».

Репортеры, хорошие журналисты – все немножко сумасшедшие. Потому что мы любим отказываться от каких-нибудь прекрасных мест. У нас в редакции был выбор: «Поехать по Дороге смерти из Воркуты, но «не помню куда», или «Слетать на Арубу». Народ предпочитает Дорогу смерти, потому что там клево. А Аруба, конечно, экзотическая страна, но о чем там напишешь?

Без оснований, которые я сказал, — вообще нельзя ничего сделать. Это будет либо скучно, либо о вашем издании будут говорить только гадости. 

Нужно сказать еще вот что: это все немножко игра. Я пишу правду, но стараюсь рассказать интересно. Отношения СМИ и его читателя, как отношения мужчины и женщины. Всегда нужно казаться лучше, уметь шутить, уметь понравиться. И чтобы СМИ завоевало читателя, оно тоже должно это делать. Без этого нельзя. У  «РР» обычно хорошо получаются игры в такие сострадания, мелодрамы…

А дальше начинается много-много чего: дизайн, верстка, работа с отделами... Нужно понимать, что журналисты — это люди. И мы хотим понравиться тем, кого мы знаем. Поэтому кинокритик, например, обязательно будет писать про фильм какого-нибудь таиландского режиссера с непроизносимой фамилией из 24 букв,  потому что коллеги критика скажут ему: «Ты крутой! Класс!» А писать про какой-нибудь сериал, например, «Игры престолов» – это пошло. Все его посмотрели. И если я про него напишу, коллеги скажут: «Зачем про это написал? Это пошло»

Это касается не только кинокритики, это касается всей журналистики. Всем приятно получать реальные лайки от тех людей, которых ты знаешь. И менее интересно понимать, что есть вещи, которые не понравятся или не прочтутся твоими друзьями-коллегами, зато вызовут бешеную реакцию у читателей.

Но это уже надстройка. Главное – базис. Без первых трех пунктов не получится ничего!

Мастер-класс прошел в рамках проекта журнала «Русский репортер» Медиаполигон-24, который с 14 по 19 октября проводится в Минске. «Минск-24» - это спецпроект для журналистов и фотографов в жанре тотальной журналистики. Миссия: «сделать достоянием журналистики реальную жизнь реальных людей».

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: