Вы здесь

Аудитория белорусских СМИ не склонна доверять новостям

Согласно исследованию, проведенному Департаментом маркетинговых и социологических исследований Группы компаний Сатио в 2013 году, наиболее массовым источником новостной информации среди городского населения  Беларуси по-прежнему остается телевидение.

Доля его пользователей составляет 91,9% населения страны. На втором месте находится Интернет (63 %), на третьем – газеты (60,9%). Радио – наименее популярный тип СМИ среди белорусов.

Доли аудитории в различных типах медиа среди белорусского населения

При этом в среднем население страны смотрит шесть телеканалов, посещает четыре интернет сайта, читает три газеты и слушает столько же радиостанций.

Популярность телевидения как главного источника новостей отмечается во всех возрастных группах, в то время как Интернет-СМИ, безусловно, имеют более молодую аудиторию. Новости в газетах и на радио также предпочитают люди более старшего поколения.

По данным исследования, проведенного по заказу корпорации «INTERNEWS NETWORK», выбирая в качестве источника новостей белорусские телевизионные каналы, респонденты отмечают однобокость в подаче информации, склонность фокусироваться лишь на позитиве.

Среди главных претензий к печатным медиа, белорусы называют несвоевременность подачи информации, отсутствие интерактивности и малую убедительность материалов. А вот преимуществом Интернета перед другими типами медиа, по мнению участников исследования, является наличие больших объемов информации, возможность поиска необходимых материалов, наличие различных точек зрения, которые зачастую не освещаются в ТВ и прессе.

 

Смотрю, читаю, но не доверяю

При этом белорусы в общем достаточно высоко оценивают качество информации, подаваемой в различных типах СМИ, но не склонны ей доверять.

Так, по мнению опрошенных, наиболее высоким качеством новостей отличаются новости, транслируемые по иностранным каналам, а наиболее низкие оценки качества новостной информации, по мнению респондентов, получили общенациональные негосударственные каналы.

Рейтинг типов телевизионных СМИ по качеству транслируемых новостей

По степени объективности и сбалансированности новостей наивысшие оценки также получили иностранные телеканалы, второе место занимают региональные государственные каналы. Ниже остальных были оценены новости, транслируемые по общенациональным негосударственным каналам.

Рейтинг типов телевизионных СМИ по степени объективности и сбалансированности информации

В целом, оценки доверия на фокус-группах сильно варьируют в зависимости от позиций участников, их предпочтений государственных СМИ или независимых. В некоторых группах более высокий уровень доверия проявляли не к новостным а научно-популярным каналам (например, Discovery), в контрасте с новостными каналами. Многие озвучивали позицию, что доверять на 100% нельзя ни одному источнику, особенно в области политики.

Во многих случаях наблюдаются низкие оценки общенациональных новостных каналов по сравнению с другими источниками информации.

Так в Барановичах  и Бобруйске (в группе 18-29 лет) оценивают ОНТ  и НТВ ниже 50%,  доверяя больше всем региональным газетам, новостным порталам (mail.ru, yandex.ru, tut.by), Euronews.

В Могилеве (в группе 18-29 лет) уровень доверия к каналам Беларусь 1, 2, ОНТ, Могилев 2 на уровне 50%.  Выше уровень доверия к Euronews, РБК.

В Бресте (в группе 30-44 лет) ОНТ, Беларусь 1, Беларусь 2, РТР-Беларусь оценили на уровне 50%, высокие оценки (близкие к 100%) были даны каналам Discovery, Буг-ТВ (так как можно проверить ре-гиональные новости), а также интернет-порталам realbrest.by, virtulbrest.by

В Лунинце (в группе 18-29 лет) также телевизионные каналы попали в группу, которой доверяют меньше всего (АиФ, Комсомолка, СБ, ОНТ, НТВ, СТВ, Беларусь 1, Беларусь2  и charter97.org). При этом отдельные респонденты выразили доверие каналам ОНТ и Беларусь 1. Больше всего (на уровне 50%) доверяют media-polesye.by

В Бобруйске (в группе 45-60 лет) ОНТ, РТР Беларусь оценили на уровне 70%, НТВ – 90%, Россия 1 на уровне 60%.

Отношение к российским новостям различное и противоречивое, некоторые участники предпочитают российские новости, другие больше доверяют информации белорусских национальных каналов.

Наиболее низкий уровень доверия к информации, согласно исследованию, белорусы проявляют по отношению к интернет-СМИ (им респонденты поставили только 3,7 балла из 5-ти). При этом в наименьшей степени пользователи доверяют региональным негосударственным и российским интернет-сайтам. Большее доверие у пользователей вызывает новостная информация, публикуемая в общенациональных и местных государственных интернет-сайтах.

Рейтинг типов интернет-сайтов по степени доверия

 

Методология

Исследование проведено в период с июня по июль 2013 года.

Исследование носило комплексный качественно-количественный характер.

Количественное исследование:

Метод – личные интервью по месту жительства респондента.

География исследования: городские населенные пункты от 18 000 жителей. Композиция населенных пунктов в каждой области следующая: областной центр, крупный районные центр от 75/100 000 жителей, средний районный центр от 50 000 жителей, от одного до трех малых городов с численностью жителей от 18 000. В Минской области в композицию географии было включено три крупных районных центра в соответствии с существующим регионально-административным делением области.

Тип выборочной совокупности: многоступенчатая. На первом этапе отбора – стратифицированная пропорционально численности целевой аудитории в каждом отобранном населенном пункте, на втором - квотная по половозрастному признаку, на третьем – маршрутная.

Объем выборочной совокупности – 1 500 эффективных интервью.

Ошибка выборки не превышает 1,8% по выборочной совокупности в целом. Данные выборочного исследования репрезентативны городскому населению в возрасте от 18 до 75 лет, проживающему в городах страны с численностью от 18 000 жителей и более.

Характеристика целевой аудитории: мужчины/женщины в возрасте от 18 до 75 лет, постоянно проживающие на территории исследуемых населенных пунктов, интересующиеся новостной информацией различного характера.

Качественное исследование:

Метод – фокус-групповые дискуссии.

География исследования: Брест, Барановичи, Лунинец, Могилев, Бобруйск, Минск, Борисов, Слоним.

Количество фокус-групп: 24. По три группы в каждом населенном пункте. Состав каждой группы дифференцирован по полу и возрасту. В пределах одного населенного пункта проведено по три группы, участники каждой группы являлись представителями населения в возрасте от 18 до 29, 30-44, 45-60 лет в отдельности для каждой дискуссии.

Характеристика целевой аудитории: мужчины/женщины в возрасте от 18 до 60 лет, постоянно проживающие на территории исследуемых населенных пунктов, интересующиеся новостной информацией различного характера.

Оценить материал:
0
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: