ОБ АВТОРЕ

Постоянный корреспондент Mediakritika.by.

Журналист-фрилансер. SMM'щик.

Экс-редактор ныне замороженного проекта 'Belarusian News Photos'.

В 2014 году окончил Институт журналистики БГУ.

Член БАЖ

Вы здесь

Ху из PR-щик в Беларуси?

В фокусе

В последний день октября в Институте журналистики БГУ открылась седьмая школа PR. Специальным гостем первого занятия PR-школы стала Наталья Громадских, директор консалтинговой компании IPR Belarus.

Наталья рассказала, кто же все-таки такой – PR-щик в Беларуси.

Mediakritika.by предлагает конспект выступления.

До того, как принять решение идти в PR, стоит для себя иметь четкий ответ на вопрос «Кем быть?» Нужно это для того, чтобы через несколько лет не сказать себе «Э, нет! Общаться не люблю, коммуникации — не мое». И один из путей — участвовать в школах PR, чтобы иметь представление о профессии.

 

КАКОЙ PR В БЕЛАРУСИ?

Мы проводили на эту тему два исследования. В 2003 году было опрошено порядка 300 компаний. На вопрос «Кто занимается в вашей компании PR?» превалировал ответ «никто», PR-щиков было очень мало. В 2007 году ответ «PR-специалист» или «PR-отдел» звучат уже в 3 случаях из 10.

 

ОТКУДА ПРИХОДЯТ В ПИАР?

В Беларуси очень многие приходят в PR из журналистики. Наш PR создался из рекламы и журналистики. В России PR создался из политтехнологий. В Европе в PR приходят из коммерции: там за основу выступает бизнес, экономическое образование.

 

КУДА УСТРАИВАЮТСЯ ПИАРЩИКИ В БЕЛАРУСИ?

Честно скажу, это очень субъективные данные (не на основе исследований): 49% пиарщиков устраиваются в коммерческие компании, 20% — в госструктуры (пресс-секретари), 30% —  в агентства, и только один процент PR-щиков остается фрилансерами.  Но ситуация меняется: я знаю как минимум трех студентов 4 курса Института журналистики БГУ, которые ушли во фриланс.

Важные понятия: инхаус — это те пиарщики, которые работают в структуре компании и формируют имидж компании. Аутсоусеры — это те, кто работают в агентствах и предоставляют свои услуги на определенных условиях. Фрилансеры — это те, кто тоже предоставляют услуги на условиях аутсоурсинга, но не работают в структуре агентства.

 

С ЧЕГО НАЧАТЬ ЧЕЛОВЕКУ, ЖЕЛАЮЩЕМУ РАБОТАТЬ В PR?

Я бы хотела предложить задуматься о нескольких ключевых моментах:

1)      Узнавать, что такое PR. PR – это технология формирования доверия. (А цель рекламы, кстати, – формирование эмоций. Именно поэтому реклама — краткосрочно, а PR — навсегда).

2)      Узнать больше о PR. PR – это отношения. Я на одном бизнес-тренинге услышала выражение, и оно мне понравилось: «Общайтесь с каждым человеком так, как будто это самый важный человек в вашей жизни».

3)      Получить PR-образование. И более того, получить правильное образование. Сюда я вкладываю такие кирпичики: образование должно давать понимание рынка, контакты, хороший диплом, в образовании должны быть преподаватели-практики, образование должно давать понимание, как сделать из этого деньги. 

4)      Участвовать в PR-событиях. Участвуйте в конкурсах, конференциях, вебинарах! Участвуйте в любых активностях, где вы можете засветиться и получить хотя бы 5% полезной информации.

5)      Быть в тренде. Пиарщик – не пиарщик, если его нет в социальных сетях. Естественно, быть зарегистрированным во всех социальных сетях мира не обязательно. Но быть социально активным и формировать свой имидж в соцмедиа — это для пиарщика один из №1.

6)      Изучать этикет. PR-щик должен давать знать своему руководителю, знать, как себя презентовать, как себя вести, как одеться. Например, нужен ли галстук для этого интервью или нет, какой длины должны быть носки по отношению к брюкам и т.д.

7)      Неформальный имидж. Очень важная составляющая пиарщика. Самые разные могут быть увлечения, но если у PR-щика нет хотя бы одного хобби, то он может быть недостаточно интересен, привлекателен… И вообще уровень развития личности может быть под вопросом, если нет хобби, а существует только работа.

8)      Любить и верить. В PR, как и в любой другой профессии, нельзя работать, если вы не влюблены в эту профессию, если PR не стал вашей жизнью.

Желаю вам в первую очередь учить PR, максимально обмениваться мнениями и опытом, и делать это искренне!

Фотографии Романа Лебедева, фото-дизайн студия JOEL

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: