ОБ АВТОРЕ

Постоянный корреспондент Mediakritika.by.

Журналист-фрилансер. SMM'щик.

Экс-редактор ныне замороженного проекта 'Belarusian News Photos'.

В 2014 году окончил Институт журналистики БГУ.

Член БАЖ

Вы здесь

История одного поцелуя

История одного из самых знаменитых снимка-символа Второй мировой войны.

Новостная фотография требует событий. Происшествия, трагедии — то, к чему всегда приковано внимание репортажных фотографов.  Вторая мировая война принесла жителям планеты немало боли, горя и страданий. Но именно события, развернувшиеся на территории земного шара в середине ХХ века, вызвали огромный всплеск спроса и предложения качественной фотожурналистики.

Сегодня мы не будем говорить о том, сколько людей пришло в фотожурналистику в военное время, сколько новых моделей фотоаппаратов выпустили на рынок производители, сколько всего снимков было сделано за почти 6 лет.  Поговорим о, пожалуй, одном из самых известных снимков Второй мировой войны. Снимке, который стал символом мира, спокойствия и надежды.

Япония, 15 августа 1945 года. К этому дню США уже сбросили ядерную бомбу на Хиросиму, а Советский союз напал Маньчжоу-Го. Страна не готова к продолжению военных действий, и император Хирохито объявляет о капитуляции Японии. Это означало, что Вторая мировая война вот-вот официально закончится.

Другая сторона планеты – США. Из-за разницы в часовых поясах здесь еще 14 августа. Новость о том, что Япония приняла условия капитуляции, облетела Соединенные штаты молниеносно. На улицы американских городов вышли тысячи людей, чтобы отпраздновать «V-J Day» (Victory over Japan Day). Ликования проходили повсюду. Очень много народу было и на Нью-Йоркском Таймс-сквер. Здесь незнакомые между собой люди обнимались, целовались,  плакали друг у друга на груди и поздравляли с победой. На Таймс-сквер оказался фотограф Альфред Эйзенштедт.

ОБ АВТОРЕ

Альфред Эйзенштедт родился 6 декабря 1898 года в небольшой еврейской семье в Западной Пруссии. В 1906 семья переехала в Берлин. Первый фотоаппарат Альфред получил в 14 лет. В 30-х годах Альфред прославился снимком встречи Гитлера и Муссолини, а также фотографией Геббельса. Сотрудничал с «Associated Press».

В 1935 году Эйзенштедт эмигрировал в США, где стал фотокорреспондентом журнала «Life». Основной задачей в журнале было написание историй и событий с помощью фотографии вместо текста. С журналом сотрудничал с 1936 по 1972 года.

На Тайм-сквер Альфред Эйзенштедт снимал многих — у людей были неподдельные эмоции. Однако вскоре фотограф заметил молодого моряка, который бегал по улице и без разбору от радости целовал всех попадавшихся ему на пути девушек и женщин. Позднее фотограф будет вспоминать:

"Он [матрос — авт.] носился по всей улице, хватал всех женщин, которых видел - неважно, были они пожилыми или молодыми, полными или стройными. Я бежал перед ним со своей "Лейкой", оборачиваясь и пытаясь сделать снимок, однако ни один из них мне не нравился. И тут, внезапно - как вспышка - я увидел, что он схватил что-то белое. Я повернулся и нажал на кнопку в тот самый момент, когда он поцеловал медсестру."

Каждую женщину матрос целовал достаточно долго, так что фотограф успел сделать четыре снимка данного сюжета, из которых лишь один  — самый удачный — отдал в журнал Life. Через неделю снимок был напечатан.  На первой странице двухстраничного разворота были представлены фотографии трёх поцелуев из Вашингтона (округ Колумбия), Канзас-сити ( Миссури) и Майами. Фотография же Эйзенштадтта занимала целую страницу напротив.

Вскоре образ целующихся матроса и медсестры вышел за границы просто фотоснимка: кадр начали печатать на майках, у себя в домах снимок  вывешивали тысячи людей.  Фотография стала символом окончания войны, а также стала одной из самых известных в мире.

Через 60 лет власти Нью-Йорка продемонстрировали цветную скульптуру, которая воспроизводила кадр Эйзенштедта.  К шестидесятилетию же окончания Второй мировой войны, в 2005 году,  журнал Life поместил фотографию на обложку одного из номеров.

Однако, несмотря на колоссальную популярность фотографии, десятилетиями оставался открытым один из главных вопросов: А кто же запечатлен на фотографии? Как зовут матроса? Как зовут медсестру? На фотографии невозможно четко разглядеть лица целующихся, а фотограф в условиях царящей суматохи даже не успел спросить их имена.

К октябрю 1980 года 11 мужчин утверждали, что именно они запечатлены на снимке.  А также три женщины утверждали, что это именно они «та самая медсестра». Главной претенденткой была Эдит Шэйн, впоследствии она и была признана женщиной с фотографии.

С мужчинами все оказалось гораздо сложнее. Некоторое время человек по имени Карл Мускарелло был фактически признан матросом с фотографии. В доказательство того, что именно их поймал объектив Альфреда Эйзенштадта, в 2005 году 87-летняя Эдит и 78-летний Карл повторили свой знаменитый поцелуй. После эксперимента, впрочем, Шэйн признавалась, что не до конца уверена в том, что Мускарелло был именно тем человеком.

И вскоре объявился ветеран ВМС США Гленн Макдаффи. Для того, чтобы быть признанным, Макдаффи прошел серию экспериментов.

Во-первых, судебный медик Лоис Гибсон сделал около сотни снимков, на которых уже постаревший Гленн Макдаффи стоит в той же позе, что и парень с фотографии на Таймс-сквер.  Вместо девушки у ветерана на руках лежала подушка. Медик сравнил оригинальную фотографию Альфреда Эйзенштедта с экспериментальными, замерил кости лица и рук Макдаффи, и объявил о том, что истинный герой снимка найден. Во-вторых, Макдаффи успешно прошел с десяток тестов на полиграфе.

Таким образом, спустя десятилетия были найдены герои снимка-символа мира: Гленн Макдаффи и Эдит Шэйн. 

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Фотограф Альфред Эйзенштадт умер 24 августа 1995 года. За восемь часов до смерти он еще подписывал копию своей знаменитой фотографии. В 1989 Альфред  получил Национальную медаль искусств от президента Джорджа Буша-старшего. Именем Эйзенштадта названа введенная в 1999 году Высшей школой журналистики Колумбийского университета премия за лучшую фотографию.

«Медсестра со снимка» Эдит Шэйн умерла 20 июня 2010 года, спустя 65 лет после после того, как ее образ увидели миллионы человек. После войны она работала воспитателем в детском саду в Беверли-Хиллз.

«Матрос» Гленн Макдаффи, несмотря на то, что успешно прошел эксперименты, не смог окончательно застолбить за собой место в общественном мнении как «тот самый матрос».

В 2013 году прошел аукцион по продаже легендарной фотоатрибутики. Фотоаппарат Leica IIIa, на которую был сделан легендарный снимок, о котором речь шла выше, ушла с молотка за 114 тыс. евро. Альфред Эйзенштедт использовал эту камеру еще почти 50 лет после создания «Поцелуя на Таймс-сквер». Также на аукционе был продан распечатанный снимок с подписью фотографа за 24 тысячи евро.  

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: