Вы здесь

Медиаграмотность в цифровую эпоху

В фокусе

Живете ли вы в демократическом обществе или в государстве с однопартийной системой управления, умение анализировать и критически оценивать информацию, полученную из разного рода источников — это один из важнейших навыков в наше время.

В основе медиаграмотности - умение приложить навыки грамотности к сообщениям, которые мы получаем из разных медиа. Медиаграмотность давно уже стала важной частью вдумчивого отношения и активной гражданской позиции, а цифровая революция сделала этот навык ещё более важным. Стремительный рост цифровых СМИ и социальных сетей превратил граждан в издателей. В 2013 году по-настоящему медиаграмотный человек - это тот, кто не только понимает, что стоит за сообщениями, которые он получает, но тот, кто также может создавать качественный контент и распространять его в различных формах, становясь частью большого общественного диалога.

Эта новая реальность требует, чтобы "программы по обучению медиаграмотности достигали огромной аудитории", говорится в новом докладе Центра международной помощи СМИ (CIMA). ДокладМедиаграмотность 2.0: Исследования программ по всему миру рассматривает программы и кампании по всему миру, цель которых - научить людей анализировать и оценивать поступающую информацию (CIMA является партнером IJNet).

Хотя в докладе отмечается, что программам обучения медиаграмотности "предстоит пройти долгий путь, прежде чем они приобретут по-настоящему эффективный размер и масштаб", там также подчёркивается ряд различных, часто инновационных, подходов к распространению медиаграмотности, которые применяются в разных частях мира — от Ботсваны до Иордании.

Среди приведённых в докладе примеров — существующий уже два года проект Loy9, который проводится в Камбодже. Он использует телевидение, радио, Интернет, телефон и игры для привлечения молодёжи (особенно тех молодых людей, кто живёт в сельских районах) к участию в общественной жизни.

Опрос 2012 года показал, что молодые люди в Камбодже получают информацию из большого количества разнообразных медиа и верят практически всему, что эти медиа сообщают, говорится в докладе CIMA. Кажется, что такие молодые люди наиболее уязвимы для манипуляций со стороны СМИ.

Согласно статье, опубликованной BBC’s Media Action, в ответ Loy9 "рассказывает истории людей, которые много сделали для местных общин, и показывает, как другие могут следовать их примеру". "Название шоу - Loy9 на сленге юных камбоджийцев обозначает похвалу".

Используя "музыку, яркую анимацию и образы ярких ведущих, Loy9 старается оставаться веселой и интересной программой, в то же время поднимая серьезные темы. Несколько эпизодов Loy9 посвящены тому, как известные личности отправляются в деревни, чтобы показать местной молодежи, как создавать видео, включая процесс раскадровки, съемки, редактирования и использования камеры и штатива.

Эпизоды рассказывают об истории молодого человека, который выставил свою кандидатуру на выборах в муниципальный совет, о посещении молодой женской футбольной команды, о молодых людях, помогающих создать библиотеку в деревне и об участниках командной игры, происходящей около Пномпеня, которым для решения поставленных задач нужно наладить взаимодействие в команде.

По словам руководителя проекта в Пномпене, Колина Спурвея, идея шоу — не только научить чему-то молодых людей, живущих в сельской местности, но и дать понять более широкой аудитории, что за каждым видео стоят люди, которые хотят передать определенное сообщение, и они выбирают, что показывать, а что нет.

"Мы не хотим поддерживать иллюзию, что телевизионные программы просто выходят готовыми из телевизора, - сказал Спурвей в разговоре с CIMA. - Мы хотим, чтобы зрителям было понятно, как это делается".

Такой подход оправдывает себя: телевизионная версия программы прошла на двух самых популярных каналах Камбоджи и привлекла до 2 миллионов зрителей, некоторые люди собирались большими группами, чтобы смотреть передачу по телевизору, получающему энергию от аккумуляторов машины.

Прочитать полный репортаж CIMA можно здесь.

Джессика Вейс, Международная журналистская сеть

Изображение предоставлено пользователем Mark Smiciklas, лицензия CC сайта Flickr.

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: