ОБ АВТОРЕ

Окончила факультет журналистики БГУ, Высшую школу журналистики им. М. Ваньковича в Варшаве.

Работала корреспондентом в "Газете Слонімскай", журналистом в онлайн-проекте Ximik.info, была автором и ведущим программы "Асабісты капітал" на телеканале "Белсат".

С 2010 года  координатор кампании ОО "Белорусская ассоциация журналистов" - "За якасную журналістыку".

Член Правления БАЖ.

Руководитель проекта Mediakritika.by

Вы здесь

Шла машина темным лесом за каким-то интересом…

Конец года традиционно знаменуется вручением разных премий, наград, дипломов, определением самых-самых. И журналистика в этой связи – не исключение.  

Награды на нашего брата сыплются как из рога изобилия. Только за последние дни своих героев нашли две из них – «Чэмпіёны грамадзянскай супольнасці» и за лучшие журналисткие работы на тему смертной казни в профессиональном конкурсе «Абяры жыццё». В скором времени следует ждать подведения итогов конкурса фрилансеров «Свободный полет».

На первый взгляд само существование профессиональных конкурсов должно стимулировать журналистов, подстегивать конкурентную борьбу между ними, заодно и поднимать планку качества журналистики на новый уровень. Ясно же: если профессиональное жюри говорит сегодня «это хорошо», значит «это» – образец для коллег, маяк для молодых и начинающих, ориентир для тех, кто уже не первый год плавает по информационным морям и океанам. Но это в идеале, на деле же в белорусских медиареалиях выходит так: конкурс объявлен, работы присланы, надо выбирать из того, что имеется.  А имеется, часто, не густо… И для того, чтобы понять это, совсем не обязательно быть членом жюри, достаточно посмотреть на тексты, которые в итоге занимают призовые места. А бывает, что и на их отсутствие.

Как, например, в случае с подведением итогов конкурса «Абяры жыццё», в котором жюри сослалось только на одну работу – интервью победительницы конкурса Екатерины Синюк со священником, исповедующим смертников (хорошее, надо сказать интервью, заставляющее задуматься о многом). Остальных лауреатов наградили «за интерес к теме и ряд материалов»…

Награда за интерес… Неплохо для стимулирования журналистов со стороны пиар-служб разных компаний и организаций, но очень странно для конкурса, организаторами которого выступают флагманы журналистского сообщества, не правда ли?.. Похоже, что такая формулировка пришла на ум организаторам, когда стало понятно, что о проблеме существования смертной казни в стране пишут довольно редко, к определенным событиям (как то громкое дело с расстрелом Коновалова и Ковалева) и датам (дням борьбы против смертной казни).

При этом если посмотреть на критерии оценки журналистских работ, то в них общественная значимость и информационная ценность материалов стоит далеко не на первом месте,  ниже самостоятельности мышления и оригинальности подачи. Означает ли это, что свои работы на конкурс могли прислать защитники института смертной казни? Судя по названию конкурса, вряд ли… То есть и без того не большой круг потенциальных участников конкурса сузился до размеров игольного ушка, в которое со своим особым мнением автору просто не пролезть.

Нет, я не то, чтобы за смертную казнь, но за объективную профессиональную и, главное, качественную журналистику, в которой если что и делается за интерес, так это работается… Хотя лучше, конечно, за адекватное вознаграждение. Но это уже тема отдельного материала.

Справедливости ради надо отметить, что среди профессиональных журналистских конкурсов того же БАЖ есть хороший пример, по праву завоевавший репутацию в журналисткой среде:  «Вольнае слова», которое уже давно не испытывает недостатка в присланных работах. Впрочем, даже в этом случае количество не всегда перерастает в качество, и жюри конкурса вынужденно не присуждает максимальное количество наград во всех категориях, дабы не опускать ту самую планку. Так стоит ли ее опускать в других состязаниях? Пусть даже с настолько специфической тематикой?

И еще одно обстоятельство, о котором стоит упомянуть: нередко приходится слышать от коллег, что предложение присылать свои работы на конкурс вызывает у них ступор. И не в силу природной скромности даже. А потому, что из десятков написанных репортажей и сотен взятых интервью нужно выбрать на твой личный взгляд самое-самое. При этом, твои коллеги, не говоря уже о твоей аудитории, часто могут высоко оценить совсем не то, что ценишь ты. Так бывает, да…

Так, может быть, конец года – отличное время, чтобы прислушаться к ним? Дать возможность не только заявляться на конкурс самим, но и заявлять на него других? Редактор – своего журналиста, журналист – коллегу из соседнего отдела, а там, чем черт не шутит, даже из конкурирующего издания. Тем более, что в условиях отсутствия медийного рынка конкуренции у нас с гулькин нос, а профессиональных проблем – вагон и маленькая тележка. И большинство из них напрямую связаны с качеством журналистики и профессионализмом журналистов.

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: