ОБ АВТОРЕ

Окончила факультет журналистики БГУ, Высшую школу журналистики им. М. Ваньковича в Варшаве.

Работала корреспондентом в "Газете Слонімскай", журналистом в онлайн-проекте Ximik.info, была автором и ведущим программы "Асабісты капітал" на телеканале "Белсат".

С 2010 года  координатор кампании ОО "Белорусская ассоциация журналистов" - "За якасную журналістыку".

Член Правления БАЖ.

Руководитель проекта Mediakritika.by

Вы здесь

«Советское шампанское», оливье и заливная рыба

Планерка

Сегодня, наверняка, не сыскать редакции, которая бы в последние несколько недель судорожно не придумывала, обсуждала, верстала предновогодний выпуск. Чем его заполнить? Как подать материалы? Кого или что сделать героем первой полосы? Над этими вопросами ломают головы редакторы и журналисты, фотографы и сотрудники технических отделов.

Традиционный рецепт предновогоднего номера печатного издания содержит ряд привычных ингредиентов: подведение итогов года (выбор топовых событий и персон), новогодний опрос, программа городских праздничных мероприятий, интервью с Дедом Морозом, гороскоп на следующий год, полезные советы из разряда «что приготовить?» и «в чем встречать?» и, разумеется, поздравление от редакции.

Можно ли внести в этот рецепт авторскую нотку? Сделать его фирменным, так как хорошая хозяйка способна сделать уникальной обычную шарлотку с яблоками? И какие ингредиенты можно в него добавить? Об этом Mediakritika.by говорит с медиаконсультантом, блогером и анти-журналистом Виктором Малишевским.

 

Спрашивайте, но выбирайте кого и о чем

Как уже отмечалось выше, новогодние опросы на улицах – один из традиционных элементов праздничных выпусков газет. Обычно, журналисты спрашивают случайных прохожих об их планах на следующий год, о том, чего попросят у него, либо о том, какие подарки хотят получить. Чуть реже, о том, каковы итоги года уходящего. Ответы, обычно, так же предсказуемы, как и вопросы.

Виктор Малишевский советует:

- не полагайтесь на случай и выбирайте респондентов. Пусть это будут представители градообразующих предприятий (например, если вы издаете газету в Барановичах, обязательно найдите железнодорожника, если в Солигорске – шахтера), учителя, медики, дворники, гаишники и т.д.

- задавайте больше одного вопроса. Спрашивайте не только о том, как прошел год, но и о том, как он отличался от предшествующего (пусть ваш респондент расскажет, где отдыхал в позапрошлом и в этом году, пусть сравнит два года по уровню доходов и т.д.). Вы получите интересные «говорящие» истории конкретных людей, живущих на одной лестничной клетке с вашей аудиторией.

 

Читайте и считайте

Подводить итоги года уходящего можно по-разному. Можно пролистать подшивку своего издания, как делают в большинстве редакций, и выбрать «самые-самые» события на субъективный взгляд журналистов или редактора. А можно потратить чуть больше времени и вооружиться калькулятором.

Виктор Малишевский рекомендует:

- ведете колонку с ценами на местном рынке – сравните цену на одни и те же продукты на начало и конец года. Не ведете? Не беда, посетите сайт Белстата и проделайте то же самое. Вот только не стоит выбирать любые (либо базовые продукты). Помните, номер у вас все-таки новогодний. Так что логичным будет посчитать, как изменилась за год стоимость традиционного новогоднего стола (либо, скажем, такого традиционного его элемента, как салат «Оливье»). А если после этого посчитать, какое количество оливье могла приготовить семья на свой средний доход в 2012 году и какое в 2013-ом, то получится что-то вроде индекса биг-мака;

- напомните властям об их обещаниях. Пролистайте свою подшивку и найдите, что и когда обещали вашей потенциальной аудитории городские власти. Сравните с тем, что сделано. Лучше – визуально. Обещали новый мост – сфотографируйте его наличие (либо отсутствие). Обещали построить новый дом – проделайте то же самое;

- воспользуйтесь классическим рекламным приемом «было» и «стало». Отправьтесь по городу в поисках изменений, произошедших в уходящем году. Новые дома, изменившийся городской пейзаж, застроенные пустыри, либо наоборот – зияющие пустоты на тех местах, где раньше были строения.  Поверьте, ваши читатели с интересом вспомнят, что изменилось в городе в течение каких-то 365 дней.

 

Делайте ставку на детей

Интервью с Дедом Морозом (Снегурочкой, Зюзей) – задание, которое обычно дают в редакции молодым журналистам. Последние из кожи вон лезут, придумывая вопросы для сказочного Деда, частенько путаясь в том, говорят они с вымышленным персонажем, или с актером местного драмкружка. В итоге интервью нередко получается искусственным, разговор – натянутым, вымученным.

Виктор Малищевский рекомендует:

- не можете отказаться от интервью, привлеките к нему детей. Приведите Деда Мороза в приют, детский дом, детский сад. Дайте возможность детям самим задавать вопросы бородатому персонажу. Включите диктофон и просто послушайте, что и как спрашивают. Наверняка получится очень живой и искренний разговор. Только помните, Дед Мороз должен быть со стажем, чтобы не сбежал после первого же «неудобного вопроса», например, о том, кто его жена или кто мама Снегурочки.

- если уж речь зашла о детях, не упустите шанса спросить у них, если бы у них была возможность, какие подарки они бы подарили своим родителям, бабушкам и дедушкам, чтобы попросили для них у Деда Мороза. Только помните, что журналистскую этику никто не отменял. Дети могут быть слишком откровенны и «по секрету» поделиться с вами семейными тайнами или проблемами…

 

Помните про визуализацию

Подводя итоги уходящего года, журналисты нередко находят большое количество фактов и цифр, которые оформляют в тексты, похожие на отчеты о проделанной работе. Информации в них настолько много, что она забывается, едва закончился абзац.

На помощь придет старая добрая инфографика, которой сегодня днем с огнем не сыскать на страницах газет.

Виктор Малишевский советует:

- находите и выделяйте «говорящие цифры». Не старайтесь уместить в один материал все, подчеркивайте только важные детали, те, которые легко визуализировать. Хотите показать, как изменилось благосостояние горожанина за этот год? Покажите, какой набор базовых продуктов и в каком объеме он мог себе позволить в начале года и в его конце. Буквально, в килограммах колбасы, буханках хлеба, пакетах молока.

- даете советы для новогоднего стола – визуализируйте его составляющие. Покажите, что экономный новогодний стол сегодня – это не белорусская картошка, с салом и местными помидорами-огурцами, а эквадорские бананы, испанские томаты, турецкие огурчики и т.д. Картинка с ценами и странами-производителями продуктов скажет все сама за себя.

Каким бы вы не придумали предновогодний номер своего издания, что бы ни сделали его главной темой, эксперт советует не бояться экспериментов, выходить за рамки привычного, из личной и профессиональной зоны комфорта, и тогда новогодний номер станет изюминкой на вершине праздничного торта и настоящим подарком вашим читателям.

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: