ОБ АВТОРЕ

Родился 1 марта 1951 года в г. Бобруйске Могилевской обл., Беларусь.

В 1972 г. окончил Белгосуниверситет по специальности «журналистика». В 1972–1986 гг. – младший редактор, редактор, старший редактор, комментатор, заместитель главного директора программ Белорусского телевидения. В 1986–1991г.г. – доцент кафедры журналистики Института политологии и социального управления.

В 1991–1992гг. - руководитель коммерческих видеопроизводящих организаций. В 1992–1994 гг. - главный редактор общественно-политических программ Белорусского телевидения, заместитель председателя Госкомитета РБ по телевидению и радиовещанию.

В 1994 году был ведущим телевизионных дебатов действующего премьер-министра Кебича и кандидата в президенты Лукашенко.

В 1995–1999 г.г.- руководитель пресс-службы Исполнительного секретариата СНГ.

В 1999–2000гг.- генеральный директор ЗАО «Белорусская деловая газета».

С 2000 – зам. председателя, член правления, член Совета ОО "Белорусская ассоциация журналистов".

Осенью 2004 года был избран действительным членом Евразийской Академии телевидения и радио (Москва).

С 2005 года –  профессор Европейского Гуманитарного университета (специализация - «Массовые коммуникации и журналистика»).

С 2008 года – автор и ведущий еженедельных ток-шоу «Форум» телеканала БЕЛСАТ, продюсер документальных телепрограмм и фильмов.

Вы здесь

Матрица

Когда древние римляне хотели проследить историю своего Вечного города от самых начал, они всегда начинали “ab ovo” – “От яйца”. Какого-такого яйца? Да того самого, что родила Леда, спартанская царица, после посещения ее Зевсом в виде Лебедя.

Из яйца вышла прекрасная Елена, из-за которой началась Троянская война, длившаяся много лет, и в конце которой Эней с товарищами переплыл море,  а потомки его основали Рим. Кто же этого не знал в начальных классах древнеримской школы?

Нам бы тоже начать с чего-нибудь такого, что невозможно будет подвергнуть никакому сомнению. Все те теории медиа, которые мы перечисляли в прошлый раз, «грешат» тем, что имеют дело с последствиями, а не с  причинами. То есть, они воспринимают СМИ как  реальность общественной практики, не задаваясь вопросом: откуда всё взялось и почему?

А взялось оно потому, что людям уже давно, в незапамятные времена, позарез потребовалось передавать какие-то сведения, факты, слухи, мнения, сообщения (об опасностях, конфликтах, происшествиях, праздниках и пр.).

Каким словом всё это назвать? Только одним: ИНФОРМАЦИЯ.

При всей привычности термина, мы слабо представляем себе его суть и природу. Гуманитарные описания этого природного явления весьма и весьма субъективны. Достаточно сказать, что в советские времена общеизвестная аббревиатура СМИ — не применялась. Везде писалось так: СМИП. То есть, средства массовой информации и пропаганды. Ничего себе сближение понятий! Сегодняшние многочисленные теории медиа в этом отношении так же «гуманитарны», потому что отражают скорее умонастроения их авторов, чем нечто объективное. 

Хотелось бы чего-нибудь незыблемого, чеканного, окончательного, как математическая формула. На что бы можно было опереться. Для начала.

Ну что ж, попробуем проследить всё «от яйца»

Происхождение самого термина идет от латинского «information» – ознакомление, разъяснение, представление, понятие. В этих смыслах понятием «информация» пользовался еще Цицерон.

Но подлинное открытие сути информации произошло в середине XX века. Под информацией сейчас понимают:

- отражение разнообразия в любых объектах и процессах неживой и живой природы. «Отец кибернетики» Норберт Винер заметил в 1948 году: "Информация есть информация, а не материя и не энергия". Это значит, что информация - не существующий реально объект, а наши, человеческие представления о реальности;

- сведения, сообщения о чем-либо, которыми обмениваются люди;

- сигналы, импульсы, образы, циркулирующие в кибернетических устройствах, к коим принадлежит и человеческое общество;

- количественная мера устранения неопределенности (энтропии), мера организации той или иной системы. Например, наивысшая на сегодняшний момент степень организации социума – «Информационное общество».

Все эти представления выросли из теории информации, благодаря которой стало возможным измерять количество этой таинственной субстанции.  То есть, чисто математически можно измерить и сказать: здесь информации больше, а тут — меньше. И сделал это американский математик и инженер Клод Элвуд Шеннон в 1948 году.

В своей всемирно известной статье «Математическая теория связи» он предложил логарифмическую функцию для определения количества информации, а также минимальную единицу измерения ее количества — бит. Заслугой Шеннона, его предшественников и последователей было то, что появилась возможность количественно, математически оценить степень «неожиданности» или новизны в любом канале связи. Отсюда - понимание информации как снятой неопределенности или как результата выбора из возможных альтернатив.

Шеннон широко пользовался таким понятием, как  энтропия. Термин этот — из термодинамики, и предложил его еще в 1865 году  немецкий физик, механик и математик Рудольф Клаузиус. Степень энтропии означает меру определения необратимого рассеивания энергии, а проще — хаоса,  непредсказуемости, отклонения от идеального. Заметьте — меру, которую тоже надо бы определять.

Так вот, под информацией понимают не любые сведения, а лишь те, которые снимают полностью или уменьшают существующую до их получения неопределенность (энтропию). Информация – это снятая неопределенность, по Шеннону. 

Но тут важно не увлекаться. Есть опасность скатиться к чисто  механистическому подходу и забыть об общественном предназначении СМИ.    Тем более, что сам Шеннон, несколько обескураженный шквалом восторженных откликов на свою статью и таким же шквалом порожденных ею исследований, заметил: «Очень редко удается открыть одновременно несколько тайн природы одним и тем же ключом. Здание нашего, несколько искусственно созданного, благополучия слишком легко может рухнуть, как только в один прекрасный день окажется, что при помощи нескольких магических слов, таких, как «информация», «энтропия», «избыточность», нельзя решить всех нерешённых проблем».

Осторожность К.Э. Шеннона понятна, но из его глубоко теоретических, «математических» представлений напрямую следуют вполне практические последствия.

Это — матрица, на основе которой возникает всё разнообразие медийной деятельности и всех информационных технологий. В такой «компании» и журналистике, и медиакритике, и медиаобразованию легче избавляться от всяческой шелухи: субъективных оценок, призывов давать не «жареные», а «позитивные» факты, стремления анализировать медийные тексты и явления исключительно на основе личных предпочтений и пристрастий.

Да и сама роль медиа в свете теории информации выглядит глубоко логичной и обоснованной. То есть, более чем четырехсотлетняя история профессиональных СМИ только в двадцатом веке приобрела по-настоящему научную базу. Может быть, именно поэтому в последние 50-60 лет информационные технологии, а на их основе СМИ демонстрируют развитие поистине взрывное, поражающее любое воображение.

Соответственно, и оценивать деятельность средств массовой информации нужно по-научному. А именно: определять (чуть ли не количественно измерять), насколько медиа нужны людям для решения их проблем (снижения энтропии). То есть, они укрепляют основы человеческой цивилизации, которая, по определению, есть многовековая и непрерывная борьба с хаосом или, наоборот, несут в себе эту самую энтропию? В людях, в природе, в обществе.

Опора на фундаментальную теорию позволит избегать субъективности, даст общую терминологию (чтобы исключить всякое недопонимание), резко сократит ту энтропию, которая до сих пор проявляется и в практической работе редакций, и в деятельности тех, кто ими руководит.  Научность — это самая высшая практичность, потому что «одна хорошая теория стоит тысячи негодных практик», как сказал философ по фамилии Маркс.

Может быть, это и есть фундамент настоящего медиаобразования?

Обрисовав «матрицу», будем двигаться дальше.

Для начала - практическое упражнение.

Вот несколько сообщений из информационной подборки одной столичной газеты, взятые без малейших изменений (публикации 2013 года). 

Новый импульс

Счет первым гектарам засеянных площадей открыт на Минщине: в минувшие выходные посевная стартовала в Любанском и Солигорском районах.

Ответы на жилищные вопросы

Правительство утвердило новую Концепцию государственной жилищной политики, рассчитанную до 2016 года. Документ призван максимально расширить возможности граждан в плане решения жилищного вопроса, в том числе строительства нового жилья, аренды или покупки квадратных метров на вторичном рынке.

Резервы есть везде

За первые два месяца нынешнего года задание по энергосбережению на Минщине перевыполнено вдвое.

Министр спорта и туризма Республики Беларусь Александр Шамко и министр курортов и туризма Краснодарского края Российской Федерации Евгений Куделя подписали в Минске программу сотрудничества в области туризма на 2013—2014 годы.

Большое дело малого бизнеса

Торжественное подведение итогов конкурса "Лучший предприниматель 2012 года" состоялось в столичном Дворце Республики.

Диалог цивилизаций

Так называется молодежный проект по изучению иностранных языков, заинтересованный разговор о котором шел на конференции республиканского союза общественных объединений «Белорусский комитет молодежных организаций», проходившей на спортивно-оздоровительной базе «Галактика» в Воложинском районе.

Прочитали? Попробуйте ответить на вопросы:
- Интересны ли эти сообщения?
- Если да, то почему?
- Если нет, то почему? В терминах, которые уже знакомы («отраженное противоречие», «энтропия», «снятие неопределенности») попробуйте поставить точный «диагноз» этим текстам.
- Если пришлось бы писать (или читать) на близкую тему, то какие сведения вы хотели бы получить?  Как бы это сняло неопределенность?

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: