Вы здесь

Способны ли белорусские «верхи» управлять по-старому?

Все десятиклассники в Советском Союзе писали сочинение «Образы коммунистов в романе М. Шолохова «Поднятая целина». Я не был исключением. Свой вариант «образов» не помню. Но, безусловно, ничего противоречащего официальной линии мое сочинение не содержало.

Сегодня мне сложно понять, кем и почему один из самых антисоветских романов был включен в школьную программу. Перечитайте. Рекомендую. Я же ограничусь одной цитатой:

- Как служишь революции? Жа-ле-е-ешь? Да я… тысячи станови зараз дедов, детишков, баб… Да скажи мне, что надо их в распыл… Для революции надо… Я их из пулемета… всех порежу! - вдруг дико закричал Нагульнов, и в огромных, расширенных зрачках его плеснулось бешенство, на углах губ вскипела пена.

Секретарь партячейки казачьей станицы, патологический изувер Нагульнов (Пол Пот отдыхает) – эпилептик. Но это не помешало миллионам советских школьников описывать его «светлый образ» на протяжении десятилетий.

 

Немного социологической теории

Человеком не рождаются. Человеком становятся в процессе социализации. Если в силу исключительных обстоятельств данный процесс в раннем детстве не состоится, то из человеческого детеныша получится Маугли. С представителями биологического вида homo sapiens он будет иметь лишь чисто внешнее сходство.

В процесс социализации будущий homo sapiens не только приобретает способность мыслить, осваивает язык, нормы поведения и роли (сына, брата, мужа, любовника, журналиста и т.д.), но и перенимает от «старших товарищей» целостную картину мира («символический универсумом» по Питеру Бергеру и Томасу Лукману).

Любая картина мира – конструкция. Наш личный вклад в ее формирования не следует преувеличивать. Юрий Левитанский – поэт от Бога, тем не менее я бы не рекомендовал каждое его слово воспринимать буквально.

Приведу одно из самых известных четверостиший поэта:

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку -

Каждый выбирает для себя.

Выбор для себя женщины я еще могу представить, но индивидуальный выбор религии и дороги (в широком смысле, разумеется) в любых культурах крайне ограничен, а в культурах традиционных практически невозможен.

Религия и дорога – базовые элементы картины мира, которая складывается из своеобразных пазлов. Последние, как известно, не соединяются в произвольном порядке. Но это полбеды. Пазлы от одной мозаичной картинки не могут быть использованы для складывания другой.

Поэтому «образы коммунистов» в романе М. Шолохова «Поднятая целина» для людей, прошедших социализацию на различных этапах отечественной истории, воспринимаются как пазлы от различных мозаичных картинок.

 

«90% наших забот касается того, что никогда не случится»

Из всего вышесказанного следует неожиданный вывод: мы в состоянии замечать лишь те факты, которые являются пазлами нашей собственной картины мира. Все прочие факты нам не только не дано осмыслить (отрефлексировать), но и выделить их в качестве фактов из информационного шума. При этом не имеет никакого значения, насколько наша картина мира соответствует реальности.

Поясню на примере. Предположим, что журналиста N воспринимает противостояние власти и оппозиции в качестве центрального элемента политического процесса в Беларуси. Чтение классиков западной политологии и просмотры новостных сюжетов по Евроньюс подобное заблуждение способно усилить, причем, усилить многократно.

Естественно, что журналист с проевропейским бэкграундом любое телодвижение оппозиции начнет оценивать с точки зрения его электорального потенциала. Он легко поверит в необходимость единства оппозиции (единого кандидата) в качестве обязательного условия грядущей Победы.

Соответствующие факты журналист N будет активно выискивать, систематизировать и доносить до своих читателей, множа число адептов импортированной картины мира.

Понятно, что в жизни все обстоит не так просто. Я уже отмечал выше, что картина мира не формируется в одиночку, каждый из нас является одновременно и ее художником, и ее зрителем. «Диалектика, однако», - как подытожил бы известный персонаж популярных анекдотов, и был бы при этом прав.

Концентрация внимания на проблеме единого кандидата означает, что факты, не укладывающиеся в картину мира «Противостояние власти и оппозиции в Беларуси» останутся незамеченными. Так грибник со стажем, специализирующийся на боровиках, не замечает навозников на городских газонах (навозники, между прочим, не бывают червивыми, а по вкусовым качествам боровикам они ни в чем не уступают).

Подведу промежуточный итог с помощью Маргарет Тэтчер: «90% наших забот касается того, что никогда не случится». Умная была женщина. Многое успела сделать в жизни, потому что обладала врожденной способностью замечать только нужные факты.

 

Есть ли польза от «доносов»?

Ответы на любой политизированный вопрос раскалывает белорусское общество на «большинство» и «меньшинство». Это прямое следствие отсутствия в головах соотечественников единой картины мира.

Обратимся к таблице ниже. Опрос проводился социологами НИСЭПИ в течение нескольких дней после завершения голосования. Вопреки популярному среди оппозиционно настроенных граждан мнению, большинство белорусов оценило выборы как свободные и справедливые.

Доля позитивных ответов практически совпала с электоральным рейтингом Лукашенко. Вполне ожидаемое совпадение. Главная характеристика любой картины мира - целостность, поэтому сторонники Лукашенко доверяют процедуре его избрания. В информационном потоке они способны замечать только факты, оправдывающие собственный выбор. Такие факты им предоставляют государственные СМИ.

Аналогичной способностью наделены и противники Лукашенко. Но они замечают иные факты, иначе окажутся в состоянии психического дискомфорта (в состоянии когнитивного диссонанса).

 

Таблица. Как Вы считаете, были ли выборы президента Беларуси 19 декабря 2010 г. свободными и справедливыми? (в процентах от числа опрошенных)

Вариант ответа

%

Да

54

Нет

33

ЗО/НО

13

Свое участие в избирательных кампаниях оппозиционные политики объясняют возможностью донести до избирателей свою позицию, свои ценности, свою правду (возможны варианты).

В моей компьютерной библиотеке имеется файл «Доносы», который постоянно пополняется. Ограничусь одной цитатой, не называя автора: «Традиционно сетовать на доступ к средствам массовой информации - с одной стороны закономерно. Но сами партийные лидеры неоднократно признавались: за 15 лет можно было уже каждый дом обойти - не один раз - и убедить людей в своих идеях. В конце концов, даже в демократических западных странах по-прежнему существует технология "от двери до двери", она является одной из самых главных».

За 15 лет совместной жизни со второй женой я неоднократно пытался убедить тещу и тестя в своих идеях. Безрезультатно, однако. Ситуация изменилась после смерти тестя. Теща, неспособная себя обслуживать, вот уже три года живет в моей квартире. Без каких-либо пропагандистских усилий с моей стороны она изменила свою электоральную ориентацию.

 

Верхи теряют способность управлять по-старому

Почему технология «от двери к двери» работает даже (!) в демократических западных странах, а у нас она оказывается неэффективной? Потому что западный плюрализм – это плюрализм в пределах одной картины мира. Западный плюрализм – это несогласие в деталях, при наличии ценностного консенсуса. Ценности же, как известно, не могут быть предметом дискуссий. Если из набора «поп, попадья и попова дочка»  журналист N предпочитает выбрать попову дочку, то я не представляю себе логических аргументов, способных изменить его выбор.

Принципиальное отличие белорусского общества от общества западного можно продемонстрировать на простом примере: Протяните вперед две руки ладонями внутрь, так чтобы расстояние между ладонями составляло 10-15 см. Это и есть модель западного общества. Зазор между ладонями соответствует разногласиям во взглядах представителей основных политических сил. Под политикой в данном случае понимается деятельность по согласованию интересов. Хождение партийных активистов «от двери к двери» - один из примеров такой деятельности.

Для того чтобы представить белорусское общество нам придется развести руки в стороны. Требуется ли дальнейший комментарий? Полагаю, что нет.

Главная характеристика белорусского общества (следите за руками) – социокультурный раскол. Он не может быть преодолен с помощью листовок, как бы талантливо они не были написаны, и как бы часто они не разбрасывались по почтовым ящикам.

У каждой части расколотого белорусского общества своя картина мира. Переписать их центральные сюжеты отдельным энтузиастам не под силу. Но это не означает, что изменения невозможны. Крот истории роет. Количество проблем постепенно формирует новое качество.

Как тут не вспомнить Перестройку. 73 года большевики-коммунисты широкими мазками рисовали свой вариант картины мира. Первоначально для граждан отдельно взятой страны, а после 1945 г. и для всего «прогрессивного человечество». Чем все закончилось – известно.

Разрушение картины мира белорусского «большинства» и является обязательным условием успешного перехода от авторитаризма к демократии. Процесс этот в Беларуси постепенно ускоряется. Прошедший год, в частности, показал, что ничего из продекларированного родное государств не смогло выполнить. Т.е. на наших глазах начинает складываться одно из обязательных условий революционной ситуации в его ленинской трактовке - верхи не способны управлять по-старому. Сам Лукашенко эту неспособность регулярно демонстрирует во время своих публичных выступлений.

Задача журналистов на современном этапе, как я ее понимаю, и заключается в умении разглядеть факты, отражающие формирование революционной ситуации в Беларуси. 

Сергей Николюк специально для Mediakritika.by

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: