ОБ АВТОРЕ

Родился 1 марта 1951 года в г. Бобруйске Могилевской обл., Беларусь.

В 1972 г. окончил Белгосуниверситет по специальности «журналистика». В 1972–1986 гг. – младший редактор, редактор, старший редактор, комментатор, заместитель главного директора программ Белорусского телевидения. В 1986–1991г.г. – доцент кафедры журналистики Института политологии и социального управления.

В 1991–1992гг. - руководитель коммерческих видеопроизводящих организаций. В 1992–1994 гг. - главный редактор общественно-политических программ Белорусского телевидения, заместитель председателя Госкомитета РБ по телевидению и радиовещанию.

В 1994 году был ведущим телевизионных дебатов действующего премьер-министра Кебича и кандидата в президенты Лукашенко.

В 1995–1999 г.г.- руководитель пресс-службы Исполнительного секретариата СНГ.

В 1999–2000гг.- генеральный директор ЗАО «Белорусская деловая газета».

С 2000 – зам. председателя, член правления, член Совета ОО "Белорусская ассоциация журналистов".

Осенью 2004 года был избран действительным членом Евразийской Академии телевидения и радио (Москва).

С 2005 года –  профессор Европейского Гуманитарного университета (специализация - «Массовые коммуникации и журналистика»).

С 2008 года – автор и ведущий еженедельных ток-шоу «Форум» телеканала БЕЛСАТ, продюсер документальных телепрограмм и фильмов.

Вы здесь

Пароль: коммуникация

Миллионы детей по всему миру очень плохо засыпают. Ворочаются с боку на бок, считают полоски на обоях. Но только один человек из них запомнил, насколько это мучительно ребенку — лежать в кровати, когда тебе приказали, а спать не можешь. Звали этого ребенка Марсель Пруст.

Дальше многое можно было бы сказать, но нам нужно следовать теме наших бесед. Миллионам людей знакомо то, что испытывал в детстве автор «В поисках утраченного времени». Но именно он поведал об этом «городу и миру». И миллионы узнали себя в тех персонажах, которые встают на страницах его романов. Потому он и стал литературным классиком 20-го века. Между прочим, это еще и лишнее доказательство того, что не бывает информации «неважной».

Так вот, ценность информации (то есть, ее количество), можно определить только при ее передаче. Это настолько очевидно, что требует афористического выражения. Всегда мечтал познакомиться с авторами анекдотов и афоризмов. А тут приходится создавать собственный. Вот он, «домашнего» изготовления: «Информация создана для передачи, как птица для полёта». Прямо скажем, не блещет. Но точно передает суть того, о чем мы будем сейчас говорить.

Она, информация, конечно, может где-нибудь и существовать сама по себе, даже будучи отраженной чьим-то сознанием. Но тогда это будет тайна, то есть, сознательное удерживание каких-то важный сведений в клетке. Во имя каких-то интересов. Но естественное бытие информации, как и птицы, — в полете. То есть, в передаче от источника к реципиенту. Именно при получении ее и выясняется, какое количество информации, «долетело». При этом очень хорошо видно, насколько противоестественными являются «закрытые» страны, где власти стремятся ограничить или вообще пресечь свободное общение. Именно поэтому наиболее развитые общества называют «информационными». Но это так, к слову.

Всё, о чем мы говорим, опять-таки, имеет математическое выражение. Свою универсальную математическую формулу информации Шеннон вывел в поисках радикального средства борьбы с помехами (шумами) в каналах связи. Это была весьма острая проблема, над которой он работал в годы Второй Мировой войны. Это потом теория Шеннона приобрела (ей придали дальнейшие исследования) столь универсальную роль. То есть, сама формула информации родилась в контексте ее передачи. Иначе и быть не могло. Даже если информация отражена чьим-то сознанием, то какой смысл, если об этом не узнали другие?

Именно в коммуникации и раскрывается важнейшее качество информации — то, что она снимает энтропию, неопределенность. Снимает — это действие. Оно осуществляется именно в процессе коммуникации. И никак иначе. Фактически, коммуникация — это форма существования информации.

Но как только мы входим в эту сферу, нам нужно задуматься о коммуникации вообще. И тут же узнать, что существует фундаментальная теория коммуникации, которая естественным образом вырастает из теории информации (впрочем, что из чего вырастает, еще вопрос). Но теория такая существует в сложившемся виде уже более 70-ти лет (примерно с конца тех же, 40-х годов прошлого века). Однако единой, сводной, генеральной теории коммуникации не существует. Есть десятки направлений научной мысли — технической и гуманитарной, — рассматривающей коммуникацию в самом широком смысле — и как связь между людьми, человеческими сообществами, и как процесс передачи данных между техническими системами.

В каждом из этих аспектов существуют несколько (а иногда и десятки) школ и научных направлений. В разных вузах и по разным учебникам их изучают в качестве предмета теории коммуникации.

Нам нужно каким-то образом сфокусироваться и следовать своей задаче. А она заключается в том, чтобы понять, как осуществляется процесс коммуникации в медиа. Каким самым общим законам он подчиняется? Без чего обойтись не может? Каковы основные этапы производства, передачи и приема информации? Те элементы, которые составляют процесс коммуникации вообще и в массмедиа, в частности?

Как правило, в разнообразных теориях журналистики эти вопросы задаются нечасто. Преимущественно средства массовой информации изучают на их собственной, медийной, основе. Но если мы рассматриваем СМИ как частный случай более общих информационных процессов — многое проясняется.

Например, становится видно, что во многих случаях причиной возникновения проблем или низкой эффективности медиа являются ошибки в налаживании всех звеньев коммуникации. А то и их отсутствие.

Каковы же они, эти обязательные звенья эффективной коммуникации? Существуют общепризнанные модели Гарольда Ласуэлла, графическая линейная модель Шеннона-Уивера, существенно модифицированная М. де Флером. Есть еще циркуляционная модель коммуникации У.Шрамма и Ч.Осгуда. И, наконец, модель двухступенчатой коммуникации П.Лазарсфельда, Б.Берельсона и Г.Годэ.

Приношу извинения за подробное перечисление теорий, изложение которых есть в каждом учебнике по информатике или по теории коммуникаций. Но в том-то всё и дело, что эти мудрые учебники штудируют в вузах студенты, кому приходится работать с техническими (компьютерными) системами. И почти не знает большинство из тех, кто практически пользуется средствами массовой информации в повседневной жизни. Поэтому свою задачу на ближайшие несколько публикаций мы рассматриваем весьма скромно — простым, популярным языком пересказать постулаты теории коммуникаций и пояснить, как они проявляют себя в деятельности медиа. И к чему приводит игнорирование — вольное или невольное — этих основных закономерностей.

В общем, в основе теории коммуникации лежат простые, «человеческие» вопросы: кто сообщает и что? По какому каналу? Кому? И с каким эффектом? Именно эти вопросы впервые поставил Г.Ласуэлл. Через 20 лет он дополнил свой перечень еще двумя вопросами: с каким намерением и с какими ресурсами?

Последовательные ответы заставят нас анализировать СМИ как институты, планомерно создающие информацию. Далее — изучать содержание этих сообщений, далее — массовую аудиторию, получающую информацию. И, наконец, постараться выяснить, с каким эффектом всё это осуществляется.

Согласитесь, без исчерпывающих ответов на эти вопросы невозможно понять, для чего же все они существуют — все эти телерадиокомпании и информационные агентства, все эти издательские холдинги и спутниковые системы, все эти Интернет-ресурсы и рекламные агентства. Никто ведь не будет заниматься бессмысленной деятельностью!

Перефразируя классическую строчку, скажем: «Если это существует, значит, это кому-то нужно?». Кому и зачем? Ответы на эти вопросы вовсе не лежат на поверхности.

В самом общем виде схема эффективной коммуникации включает в себя следующие компоненты: источник информации, передатчик, канал передачи, приемник и пункт назначения. Помимо основных компонентов, модель содержит фактор дисфункции - шум (внешние помехи), а также фактор предотвращения коммуникативных неудач - избыточность информации (повторение элементов сообщения). В дальнейшем модель была подвергнута переработке и уже включала шесть компонентов: источник, кодирующее устройство, сообщение, канал, декодирующее устройство и приемник. К этому нужно добавить механизм «обратной связи», наличие которого обязательно для всех кибернетических систем — от компьютера до человеческого общества.

Несмотря на сугубую «техничность» терминов, каждый из них способен иметь чисто гуманитарное значение, раскрывающееся в повседневной практической деятельности современных средств массовой информации. Более того, мы увидим, что на протяжении всей истории СМИ эти необходимые звенья коммуникационного процесса (под другими названиями, в ином контексте) находили себе место в развитии массовых коммуникаций. Если же по каким-то историческим причинам это не происходило (или не происходит сейчас), то массовые коммуникации не выполняют своих функций в обществе.

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: