ОБ АВТОРЕ

Родился 1 марта 1951 года в г. Бобруйске Могилевской обл., Беларусь.

В 1972 г. окончил Белгосуниверситет по специальности «журналистика». В 1972–1986 гг. – младший редактор, редактор, старший редактор, комментатор, заместитель главного директора программ Белорусского телевидения. В 1986–1991г.г. – доцент кафедры журналистики Института политологии и социального управления.

В 1991–1992гг. - руководитель коммерческих видеопроизводящих организаций. В 1992–1994 гг. - главный редактор общественно-политических программ Белорусского телевидения, заместитель председателя Госкомитета РБ по телевидению и радиовещанию.

В 1994 году был ведущим телевизионных дебатов действующего премьер-министра Кебича и кандидата в президенты Лукашенко.

В 1995–1999 г.г.- руководитель пресс-службы Исполнительного секретариата СНГ.

В 1999–2000гг.- генеральный директор ЗАО «Белорусская деловая газета».

С 2000 – зам. председателя, член правления, член Совета ОО "Белорусская ассоциация журналистов".

Осенью 2004 года был избран действительным членом Евразийской Академии телевидения и радио (Москва).

С 2005 года –  профессор Европейского Гуманитарного университета (специализация - «Массовые коммуникации и журналистика»).

С 2008 года – автор и ведущий еженедельных ток-шоу «Форум» телеканала БЕЛСАТ, продюсер документальных телепрограмм и фильмов.

Вы здесь

Что есть факт?

«- Сатана, по-твоему, есть?

- Да, он отвечает за новости на телевидении»

Диалог из голливудского фильма

Отсутствие новостей — самая хорошая новость.

Английская поговорка

В предыдущих четырёх публикациях мы изложили модель возникновения информации и ее передачи (процесса коммуникации). Это лишь принципиальная схема в самом общем ее выражении. Математика, как известно, матерь всех наук, т.к. позволяет многообразие вещей и явлений выразить цифрой, тем самым подтвердив догадку Пифагора, что «всё есть число». Именно благодаря этим математическим моделям стало возможным «оцифровать» не только тексты, различные точные данные, но и изображения, музыку, даже запахи и тактильные ощущения и даже (в Ирландии одна лаборатория успешно продвигается в этом направлении) память человека! Слово «аватар» нам уже знакомо. Думается, очень скоро мы будем иметь с ним дело как с реальностью. Виртуальной, конечно.

Можно с большим опозданием дискутировать, хорошо это или плохо, но в верности самой схемы сомневаться не приходится. Думается, лучше здесь прислушаться к великому английскому философу Фрэнсису Бэкону, утверждавшему: «Природа побеждается только подчинением ей». Кстати, Именно Бэкон разработал двоичный шифр передачи секретных сообщений, только у него были А и В. Впрочем, двоичную систему передачи информации через 0 и 1 описал и Готфрид Лейбниц, родившийся через двадцать лет после смерти Бэкона. После этого не остаётся никаких сомнений, что «всё на свете было не зря, не напрасно было». По Бэкону же, победу над природой мы понимаем как нашу способность хоть как-то постичь ее законы.

Так подчинимся же цифровой, математической природе мироздания, чтобы хоть немного понять, откуда берутся его непредсказуемость и способность саморазвиваться.

Это можно сделать в любой отрасли гуманитарного знания. Но нам важно «развернуть» математические модели на примерах деятельности массмедиа.

И здесь внимание привлекает такой феномен, который мы называем привычным словом «факт». Точнее, медийный факт как основа деятельности СМИ.

Оказывается, в самой его природе скрывается и то самое «разнообразие-противоречие-конфликт», где существует новая информация, и та самая способность отражения, которая создаёт новую информацию (см.статьи «Матрица»).

Для начала — простой пример. В один и тот же день я прочитал две заметки.

В одной говорилось, что в роддоме №... умерла молодая учительница (странно, какое значение имела ее профессия?). Умерла от послеродового внутреннего кровотечения, врачи не смогли спасти. Родственники подали в суд.

Вторая заметка сообщала, что в другом роддоме, №... врачи провели уникальную операцию и спасли младенца и мать.

В тот день об этом написали все газеты и все сайты. Об одном факте — одни, о другом — другие. Но в тот же день в десятках родильных домов Беларуси родились сотни младенцев. Однако всё было в пределах нормы, и о них не упомянула ни одна газета, даже самая маленькая. Именно поэтому все «обычные» рождения были фактами реальности, а те два отклонения от нормы — фактами медийными.

А почему? Да потому, как мы помним, что информация возникает там, где возникают или существуют какие-то противоречия. Да, отклонения случаются гораздо реже, чем обычные события. Но именно отклонения высвечивают обыденную реальность, как ничто другое выявляют ее внутренние, глубинные противоречия. Девизом ведущей итальянской газеты «Репубблика» служит такая максима: «Нет событий без проблем, нет проблем без событий»То, что давно неладно (противоречиво), но скрыто до поры до времени, именно в отклонениях дает себя знать.

Если вам это не нравится, прикажите каждый день в газетах давать полную сводку о всех рожденных младенцах. А также обо всех поставленных в школах «десятках», отдельно — о «неудах». Обо всех поездках в общественном транспорте, обо всех съеденных обедах и ужинах. О количестве телефонных звонков, о... Только сами потом всё это и читайте.

Информация возникает только там и тогда, когда возникают изменения. То есть, отклонения от нормы, «ненормальности». Я уж не говорю — аварии и преступления, катастрофы и стихийные бедствия, дипломатические скандалы и вооруженные столкновения, самоубийства и падения валют. И т. д., и т. п.

У замечательного чешского писателя 20-го века Карела Чапека есть эссе «Похвала газетам». В остроумной, парадоксальной форме в нём проанализированы важнейшие, фундаментальные черты прессы. По научной «начинке» этот великолепный текст не уступает десяткам солидных томов и ни в коей мере не потерял актуальности сегодня. Мы еще неоднократно будем к нему возвращаться. А сейчас — абзац именно об этой черте всех СМИ - «работать по отклонениям».

«Когда в газетах пишут о доме, то сообщают не о том, что он стоит, а о том, что он сгорел или обрушился или что он, по крайней мере, самый высокий в мире и вообще чем-то отличается от всех прочих домов, какие только существуют на белом свете. Официант, эта интригующая личность, убивает свою возлюбленную, кассир скрывается с доверенными ему деньгами, любовь с фатальной неизбежностью приводит к тому, что люди бросаются в Влтаву с моста Легионеров, автомашина - это орудие, с помощью которого устанавливают рекорды, попадают в катастрофы, давят детей и старых дам. В газетах все предстает в аспекте драматическом и даже вызывающем тревогу».

Несмотря на ироническую интонацию, содержание этого абзаца — весьма серьезно. Интуитивно Карел Чапек сформулировал то, что через двадцать три года Шеннон, Уивер etc. выразили в чеканных математических формулах.

Такая «драматичность» природы информации может не нравиться на уровне личных эмоций, оскорблять чувство справедливости, добра и даже гордости за родное правительство (если оно опять куда-то вляпалось). Но это было и будет всегда и везде: информация возникает только там, где что-то изменилось (чаще всего — резко и однозначно). А, скажите, резко и однозначно происходят какие-либо радостные события, если только это не внезапный приезд любимой тещи? Конечно, бывает, выиграешь в лотерею. Но чаще всего... увы!

Именно поэтому мировые СМИ упрекают в «апокалиптическом» видении мира. Но если вы хотите изменить СМИ — измените мир. И он станет таким, что в нем... не будут происходить события. Следовательно, не понадобятся и медиа. Но для создания такого мира вам понадобится вызывать тени Айзека Азимова, Артура Кларка и Рэя Брэдбери.

Тут уместно задаться вопросом: а всегда ли различие-противоречие нужно воспринимать столь драматически, как это предстает в СМИ? Конечно, нет. Мировые события потому и драматичны, что последствия их отражаются на судьбах очень многих людей. И об этом пишут мировые СМИ. Но, изменив масштаб, мы не сможем изменить природу возникновения информации.

Прочитав следующие два абзаца, честно ответьте себе: какую из этих заметок вы прочитали с большим вниманием?

Путь мастеров

Вилейский колледж — одно из лучших учреждений профессионально-технического образования республики.

"В прошедшем году, благодаря внебюджетной деятельности, мы заработали более 6 млрд. рублей, — говорит директор колледжа Игорь Китиков. — Специально для учебного процесса закупили на 300 млн. рублей оборудование, позволяющее в формате 3D преподавать биологию и химию, более детально изучать астрономию и биологию. В арсенале собственного 3D-кинотеатра — 150 лицензионных документальных фильмов, которые используются при проведении кружков и факультативов". Заменили плакаты и плоские наглядные пособия на современный объемный формат — и вызвали у учащихся неподдельный интерес к предмету, который до этого им казался скучным. Часть заработанных денег в учебном заведении направили на развитие ресурсного центра.

День скидок в Барановичах: скудный ассортимент в полупустых залах

Корреспондент «IP» прошлась по магазинам в Единый день скидок.

Около десятка барановичских магазинов объявили 16 февраля Единым днем скидок.

Первый же крупный объект торговли встретил россыпью плакатов на двери и витринах, сулящих скидки до 25% на зимнюю обувь и одежду белорусских производителей.

Но что странно: несмотря на то, что пройти мимо скидок просто невозможно, покупателей в залах с этими самыми скидками почти не было.

Ситуация немного прояснилась, стоило посмотреть на ценник на женских ботинках: 840 тысяч рублей. И это со скидкой? Да в начале сезона обувь продавали без всяких скидок по схожим ценам!

В соседнем отделе c женской одеждой покупателям предлагали 20%-ю скидку на кофточки, блузки и даже пальто. Но вот очередь из желающих их приобрести также не выстраивалась.

– Как такое можно носить? Скидки они сделали! Да тут и без скидок не на что глянуть! – жаловалась дочери женщина средних лет, небрежно перебирая развешанные блузки.

В соседнем крупном магазине ситуация была похожей: бросающаяся в глаза реклама, высокие цены и скудный ассортимент.

Если вы захотите «по-научному» определить, почему первая заметка неинтересна, то сразу скажете: здесь нет проблемы, то есть, противоречий. И в ответ на всю эту цифирь про Вилейский колледж у нормального читателя возникнет лишь недоуменный вопрос: «Ну, и что?». А в первой заметке проблема есть, и она затрагивает многих. И вопрос будет другой: «Почему же наша, белорусская, обувь хуже, чем заграничная, и дороже, даже со скидками?». И это касается всех, кто не ходит по улице босиком.

Правда, лично моё внимание привлекла цифра в первой строке первой заметки: каким образом Вилейский колледж благодаря «внебюджетной» деятельности сумел заработать в год 6 миллиардов (!) рублей (около 620 тыс.долл. по курсу)? Это что ж за деятельность такая? Она что, у всех колледжей такая успешная? Это то самое «отклонение», и об этом нужно было бы писать в газете.

Но в сознании того, кто готовил информацию о колледже, такое противоречие не отразилось. И это есть вторая сторона такого феномена, как медийный факт.

О чём - в следующий раз.

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: