ОБ АВТОРЕ

Постоянный корреспондент Mediakritika.by.

Журналист-фрилансер. SMM'щик.

Экс-редактор ныне замороженного проекта 'Belarusian News Photos'.

В 2014 году окончил Институт журналистики БГУ.

Член БАЖ

Вы здесь

Монетизация: когда редакции платит читатель и третьи лица

Во второй части конспекта лекции Олега Ганта «Формы монетизации СМИ в странах пост советского пространства, Европе и США» речь пойдет о таком типе монетизации, когда редакции платит сам читатель, а также третьи лица.

Напомним, в первой части дан конспект лекции по такому типу монетизации, когда редакции платит рекламодатель.

 

МОНЕТИЗАЦИЯ, КОГДА ПЛАТИТ ЧИТАТЕЛЬ

Разберем примеры монетизации, когда редакции платит сам читатель.

СЕРВИСЫ.

Существует стойкое мнение, что газета должна быть порталом, который предоставляет различные сервисы: начиная от контента и заканчивая гороскопами, продажами билетов, погодой и т.д.. Оно работает действительно для многих изданий. Какие сервисы это могут быть? Например, частные объявления, афиша+бронирование покупка билетов, бронирование столиков, раздел с юридической консультацией, предложение услуг хостинга и продажи доменных имен, калькуляторы валют, отпусков и т.д.

Интересное решение было у «Курьер. Среда. Бердск».  Они создали домен третьего уровня с кулинарными рецептами, спросили у читателей, кто готов вести этот блог. Среди читателей нашлась девушка, которая уже около двух лет ведет этот кулинарный блог бесплатно – ей интересно данное занятие. Газета получает, естественно, деньги с рекламы.

Журнал «Афиша» активно использует сервисную модель. У них на сайте можно сразу, например, купить билет в театр. Это партнерская программа с «Рамблер-кассой». Сервисы могут приносить деньги. Просто смотрите, что конкретно вашим пользователям может быть интересным и нужным.

Иногда также может сработать создание интернет-магазина на базе издания. Но не всегда.

ПЛАТНЫЙ КОНТЕНТ НА САЙТЕ.

aywall – это, проще говоря, платные стены.  Пэйволы – это подписка, которая бывает разных типов:

1)      Когда вы полностью закрываете свой контент и предоставляете его только тем пользователям, которые за него заплатили, оформили подписку.

2)      Freemium-контент – когда, например, даете 5 статей в неделю прочитать бесплатно, а остальное доступно только по подписке. Или вы предлагаете заплатить за каждый материал отдельно.

3)      Ограничение по просмотрам. Либо также по количеству, либо когда могут посмотреть половину материала, дальше нужно заплатить. Не обязательно заплатить деньгами. Это может быть оплата лайком, например.

4)      Сдвиг по времени. «Сегодня новости платные, а завтра они же становятся бесплатными». Или наоборот: «Сегодня они бесплатные, а чтобы посмотреть завтра в архиве — они платные».

5)      Мобильные и другие устройства. Это когда человек может читать новости через мобильный только если купил ваше мобильное приложение либо может покупать новости прямо через это мобильное приложение.

Для некоторых из нас это лишь раздел будущего, для других — уже настоящее. В США 48% изданий в 2013 году работали по системе paywall, то есть, закрывали в той или иной форме свой контент и продавали его. Скажу, что тренд платного контента в интернет-изданиях будет только развиваться. С каждым годом количество СМИ, которые предоставляют контент за деньги, будет только увеличиваться. И нас эта чаша не минёт!

Piano Media экспериментирует с пэйволами и у них, например, есть форма оформления подписки только на определенную тему. То есть, если меня интересует только культура, я могу подписаться на эту тематику, а не на весь контент.

Интересный голландский стартап предлагает подписаться не на контент, а только на автора. На статьи, которые написаны тем или иным автором. Это довольно новое направление и мы пока не имеем статистики, как этот эксперимент идет.

Говоря о пэйволах можно сказать, что подписка работает лучше, чем продажа отдельных номеров. Подписаться на веб-версию National Geographic стоит 11 долларов, а стоимость одного номера журнала – 5 долларов. Еще одна интересная тенденция: подписка на онлайн-версию журнала в США не ниже, а иногда и выше, чем стоимость подписки на печатную версию. Это происходит, возможно, из-за того, что нужно платить процент интернет-магазину, а также необходимо отбить стоимость разработки мобильного приложения.

КРАУДФАНДИНГ.

Это народное финансирование, «с миру по нитке». Ребята из Дании, которые создавали «Корреспондент», сказали: «Издание будет специализироваться на аналитических, длинных, подробных материалах о нашей жизни». Минимальный взнос составлял 60 евро, и он равнялся стоимости годовой подписки на будущий проект. В итоге, ребята собрали 1,8 миллионов евро от подписчиков еще не выпустив издание. Это тоже был paywall, но издание создавалось с нуля.

Что необходимо знать перед введением платного доступа: удобство оплаты (необходимо иметь такие сервисы, которые позволяют быстро и легко платить) а также удобство доступа к информации (юзабилити сайта либо приложения, чтобы там было все хорошо и понятно).

Если ваши пользователи не могут платить деньги, то просите с них личные данные. Имею ввиду не закрытые, секретные данные, а открытые, такие как пол, возраст, электронный адрес, интересы и т. д. Личные данные тоже валюта. Или берите лайками в социальных сетях.

Пользователи при введении монетизации обязательно начнут говорить, что вас интересуют только деньги, вы алчные и т.д. Но не обращайте внимания, волна негодования быстро пройдет и ваш бизнес пойдет по накатанной.

 

МОНЕТИЗАЦИЯ, КОГДА ПЛАТЯТ ТРЕТЬИ ЛИЦА

Под оплатой третьими лицами мы рассматриваем следующее:

1.      Партнерские программы (интернет-магазины, туристические компании, страховки и так далее – все, что угодно). У многих крупных компаний есть партнерские программы. Вы интегрируете себе на сайт программу от партнера и получаете процент за продажу их товаров и услуг.

2.      Краудфандинг и социальные сети. Когда кто-то оплачивает вам создание программ или издания. Например, недавно был создан сайт краудфандинговый сайт «Планета.ру», где каждый может опубликовать идею своего проекта. И те люди, которые готовы профинансировать, дают какую-то свою копейку и таким образом собираются деньги на различные проекты. Сервисы краудфандинга помогают собирать деньги с третьих лиц – не читателей и не рекламодателей.

Третьи лица, по большому счету — пожертвования и спонсоры, государственное финансирование и гранты.

 

КАК ИТОГ

Чтобы выжить, изданиям нужно проводить диверсификацию. Большинство онлайн-СМИ пока не нашли для себя идеальную бизнес-модель, которая бы их действительно удовлетворяла. Поэтому пробуем, смотрим, если подходит — используем, если не подходит — ищем дальше.

Основные тренды в монетизации онлайн-СМИ: продажа сервисов через СМИ и введение пэйволов. Это то, что идет к нам.

 

И НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ НАПОСЛЕДОК:

Нужно всегда нужно поднимать цены.

Нужно всегда нужно изучать цены конкурентов.

Нужно всегда иметь уникальный несравнимый рекламный продукт.

Нужно уметь объяснить рекламодателю, что у вас уникальная аудитория.

Сервисы и пэйволы — это основные тренды. Это то, что идет к нам.

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: