ОБ АВТОРЕ

Постоянный корреспондент Mediakritika.by.

Журналист-фрилансер. SMM'щик.

Экс-редактор ныне замороженного проекта 'Belarusian News Photos'.

В 2014 году окончил Институт журналистики БГУ.

Член БАЖ

Вы здесь

«Школа культурніцкага фатографа»: Организационные вопросы ведения съемки

Ремесло

В середине февраля «Арт Сядзіба» объявила о начале приема заявок на «Школу культурніцкага фатографа». Проект был реализован в рамках более глобальной «Школы арт-менеджеров».

Первое занятие «Школы» провел постоянный автор Mediakritika.by Антон Суряпин, который и организовал курсы. Во время вводного занятия слушатели узнали об  организационных моментах, с которыми фотографы сферы культуры могут столкнуться в своей практике. Основой лекции стал личный опыт молодого фотографа и журналиста.

 

Где найти редакцию, через которую можно аккредитоваться на мероприятие и затем предложить СМИ свой фоторепортаж? 

В прошлом году был презентован ресурс «За Фрыланс!» Это в некотором роде социальная сеть, где журналист/фотограф-фрилансер может найти себе заказчика, а редакция — свободного фотографа для создания того или иного материала.  Подробнее про данный ресурс можно прочитать здесь.

Также найти редакцию, которая может быть заинтересована в ваших снимках, можно через банальный просмотр и анализ существующих в сети проектов: если на сайте публикуются фоторепортажи с культурных мероприятий, значит, она скорее всего заинтересована в том, чтобы и дальше что-то размещать. Не бойтесь предлагать свои темы! На сайтах почти всегда написаны контакты для связи с редактором — пишите или звоните и предлагаете осветить то или иное событие. Откажут в одном месте — идите предлагать дальше.

 

Как аккредитоваться?

Получать аккредитацию можно несколькими путями. Первый путь — как фотограф-фрилансер, который будет искать СМИ для своих снимков уже после события (но шансов, что вас пустят, мало. Ниже вы поймете почему). Второй путь — как блогер (если у вашего блога хорошая посещаемость, обычно от 500-1000 уникальных посетителей в сутки, и анонс события был размещен на видном месте, то шансы аккредитоваться есть). Третий путь — когда всем занимается редакция (вы просто сообщаете редактору, куда хотите попасть, и затем только приходите на событие). Четвертый путь — когда редакция просто размещает афишу события, а уже переговоры с аккредитующими вы проводите сами (самое важное — что была размещена афиша, чего фотограф-фрилансер сделать практически не может).

Важная штука: озаботиться выбором редакции и\или предложением темы тому, с кем сотрудничаете, следует как можно раньше. По двум причинам.

Во-первых, если ресурс небольшой и не имеет возможности размещать афиши всех происходящих в стране культурных мероприятий, то должен анонсировать хотя бы то событие, куда вы собираетесь попасть. Организаторам, которые будут выдавать аккредитации, обычно более важно то, что их событие было разрекламировано в как можно бОльшем количестве СМИ. И поэтому обычно первый вопрос организаторов при звонке насчет аккредитации звучит так: «Вы афишу размещали?»; второй: «Как давно она размещена?»; третий: «Какая у вас посещаемость?». Чем больше посетителей проекта и чем дольше висит анонс, тем больше шансов получить аккредитацию или так называемый 'плюс' (просто бесплатный проход на мероприятие). Поэтому, как только увидели рекламу мероприятия, на которое желаете попасть, просите разместить (или, если блогер, размещайте у себя) афишу для получения аккредитации в будущем.

Во-вторых, если ресурс большой, то там обычно составляются планы, какой фотограф куда идет. За несколько дней до события, нередко бывает, уже аккредитован другой фотокорреспондент и вы остаетесь не у дел.

 

Почему аккредитация на мероприятие лучше, чем «плюс» (просто бесплатный проход)?

Аккредитованные фотографы иногда имеют шансы попасть за кулисы, в гриммерку, на сцену во время выступления музыкантов, в фотопит — если речь идет о концерте. Пришедшие же по плюсам вынуждены находиться только в зрительном зале. Не критично, конечно, но иногда в названных выше зонах можно сделать отличные снимки, которые никогда не получатся из зрительного зала.

 

Типы культурных мероприятий.

Для данного занятия я бы разделил культурные мероприятия на три типа: концерты, фестивали (как пример, «Камяніца» под Минском, «Наследие веков» в Мирском замке, «Волчьи тропы» под Бобруйском, «Цукеркавы фэст» в Ивенце, и так далее) и выставки.

 

Где и сколько разрешают снимать во время концертов?

Не всегда съемка концертов разрешена «откуда хочешь и сколько хочешь». Бывает, вводятся определенные ограничения. Или съемка вообще запрещена, как это бывает, например, на концертах Вячеслава Бутусова и группы Ю-Питер.  

Наихудшее, что может быть (за исключением полного запрета на съемку) — это разрешенная съемка только на протяжении первых нескольких песен (обычно — трех). Не успел за 10 минут сделать достаточное количество кадров — твои проблемы как будешь потом объясняться с редактором, почему снимков так мало. Я столкнулся с данным ограничением, если не изменяет память, на концерте группы «Ногу свело!» в далеком 2011 году. Охранники работающего тогда клуба 'Реактор' еще на входе предупреждали: «Снимать можно только первые три песни, потом прячем камеру и просто наслаждаемся концертом. Иначе музыканты остановят концерт».

Лучше, когда разрешают снимать весь концерт хотя бы из зрительного зала. Тогда есть достаточное количество времени, чтобы и ракурсы различные попробовать, и подумать над каждым снимком, и дождаться наилучшего света.

Еще лучше, когда из фотопита (специальное огражденное пустое место перед сценой, обычно в метра полтора-два, устанавливаемое, чтобы фанаты не лезли на сцену и не мешали артистам) разрешают снимать первые несколько песен (обычно это также три композиции). А затем просят покинуть пространство, но не запрещают снимать из других точек в зрительном зале. Организация съемок по такой схеме проходит чаще всего на очень крупных концертах. На моей практике это были, например, выступления группы «Машина времени» и «The Australian Pink Floyd Show» в Минске, а также концерт «Ляписа Трубецкого» на крупнейшей арене Вильнюса.

Наилучший вариант по организации съемки, с которым я сталкивался — концерт группы «Король и Шут» в Минске в 2011 году. Тогда из огромного фотопита (метра 2-3 от сцены) разрешили снимать весь концерт, только попросили не стоять постоянно во весь рост, чтобы не мешать зрителям с танцпола:

Можно было выйти оттуда, походить по зрительному залу, сделать кадры среди людей и вернуться обратно. 

 

Свет на концертных площадках.

Вновь-таки, для данного семинара концертные площадки по качеству света я бы разделил на три типа: с плохим освещением, средним и отличным.

Площадки с плохим (относительно фотографа) освещением — это обычно различного рода бары, некоторые клубы и рестораны, где проходят небольшие мероприятия. Работать на таких площадках на относительно дешевой фототехнике и без вспышки фотокору просто-таки сложно. Хорошо, если в вашей камере более или менее рабочие значения ISO — 3200 и\или объектив с неплохой светосилой (можно поставить диафрагму на значения меньшие f/3,5).

Не буду называть конкретные заведения, где качество света для фотографа оставляет желать лучшего, но приведу один лайфхак. Не бойтесь подойти к светорежиссеру и попросить дать бОльшей яркости света. Недавно в паб-клубе «Граффити» я столкнулся с проблемой, когда света было ну уж очень мало. Тогда просто подошел к звукорежиссеру, тот отправил меня к бармену. Парня за барной стойкой я попросил дать больше света на сцену, он с дружелюбной улыбкой что-то покрутил на пульте около себя и после этого можно было вполне сносно снимать артистов. При одинаковой диафрагме и значении ISO выдержки стали короче на 1-2 шага после просьбы. И все остались довольными.

И еще: если вы на концертной площадке, где плохое освещение, и стоит выбор между длинной выдержкой или большим значением ISO, лучше последнее — советуют и в интернете, и я по своему опыту говорю. При постобработке снимков шумы еще можно будет кое-как уменьшить, а убрать «шевеленку», которая возникнет на длинных выдержках, гораздо сложнее. Ищите компромиссы в конкретных ситуациях.

Свет среднего качества обычно встречается в клубах, в которых часто проводятся различные концерты.

Отличное освещение на больших концертных площадках. Обычно музыканты либо привозят собственное световое оборудование, либо арендуют дополнительное у местных фирм. На больших площадках редко стоит вопрос о поиске компромисса между различными настройками камеры. Можно и выдержку покороче поставить, и\или диафрагму прикрыть, и\или ISO уменьшить — все зависит только от того, какой картинки вы желаете добиться.

Хотя даже здесь есть нюанс. Однажды, во время съемки концерта «Машины времени», где был яркий свет, я столкнулся с дилеммой для данного фото

Нужно было, чтобы и рубашка Андрея Макаревича не была выбита (пересвечена), и тень от шляпы не создавала абсолютно черную область головы на уровне глаз и ушей. Но с этим достаточно легко справиться, если чувствуете свою камеру и понимаете, что нужно будет сделать при постобработке снимка.

 

Съемка со вспышкой.

У меня пока нет опыта работы с внешней вспышкой, поэтому ничего определенного сказать не могу. Об этом лучше расскажут фотографы, которые будут выступать у вас на следующих занятиях.  Но для людей, которые снимают встроенными в камеру вспышками и недовольны резким, плоским светом, могу посоветовать пару интересных штук.

Первая. В интернете можно заказать диффузеры (рассеиватели) для встроенных вспышек. Вбиваем в гугл запрос и видим, к примеру: "Универсальный диффузер для встроенных вспышек зеркальных фотоаппаратов (3 в 1) 7$" и "Универсальный диффузер для встроенных вспышек зеркальных фотоаппаратов 5$". Стоит недорого, а разница должна быть ощутима.

Вторая. Если снимаете в маленьком помещении со светлым потолком, а диффузера нет, то подставьте под свою вспышку, например, мобильный телефон. Перенаправьте свет от вспышки в потолок, чтобы световой импульс бил не прямо в предмет съемки, а как бы падал сверху, заполнял все пространство. В качестве такого «перенаправителя» подойдет не только мобильный телефон, но и белая визитная карточка (ее к вспышке можно прикрепить резинкой), светлая пачка от сигарет или любой удобный вам подручный предмет.

Продолжение следует...

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: