ОБ АВТОРЕ

Постоянный корреспондент Mediakritika.by.

Журналист-фрилансер. SMM'щик.

Экс-редактор ныне замороженного проекта 'Belarusian News Photos'.

В 2014 году окончил Институт журналистики БГУ.

Член БАЖ

Вы здесь

«Школа культурніцкага фатографа»: Организационные вопросы ведения съемки-2

Ремесло

Mediakritika.by публикует вторую часть конспекта первого семинара «Школы культурніцкага фатографа», во время которого речь шла в основном об организационных моментах съемок культурных мероприятий.

 

Куда деть рюкзак?

Как показывает практика, на фестивалях и выставках проблем с рюкзаком не возникает — небольшое количество людей на большом пространстве, рюкзак никому не мешает, вас не задевают. Однако как только заходит речь о концерте с большим количеством зрителей относительно размера зала или площадки, перед фотографом может стать настоящая проблема: куда деть рюкзак? Во-первых, вы с ним менее мобильны (тем более, если речь идет о больших фоторюкзаках). Во-вторых, существует вероятность того, что в толпе ваш рюкзак могут просто зажать (а вместе с этим помнутся все документы и блокноты, сломается что-то, что лежит в сумке и т.д.). В-третьих, никто не исключает, что в толпе людей не найдется того, кто захочет открыть вашу ношу и украсть все то, что там лежит (вы даже не почувствуете, ведь вокруг сотни людей и может показаться, что просто кто-то задел сумку).

Итак, куда деть рюкзак? Если вы идете на концерт с текстовым журналистом, то можно оставить сумку ему на хранение, пока вы будете ходить по площадке в погоне за ракурсами. Можно подойти к звуко- или светорежиссеру и поставить им под ноги — здесь все зависит от доброты людей, стоящих за пультами. Конечно, никто за вашей сумкой специально следить не будет, но это — как мне кажется - все же более безопасно, чем постоянно носить с собой и ожидать, что кто-то может задеть и помять рюкзак. Можно оставить рюкзак в гримерке (вспомним, что один из плюсов аккредитации перед просто бесплатным проходом — иногда возможно попасть туда, куда простому зрителю проход запрещен). Договориться с гардеробом и оставить там.

Но учтите, что технику, которая может понадобиться во время съемки, лучше забрать с собой, чтобы не бегать каждые 5 минут к тому же режиссерскому пульту и тем самым не доставлять неудобства людям.

 

Съемка концертов: что должно быть в репортаже?

По моему субъективному мнению, в фоторепортаже с концерта должны быть следующие пропорции: 30% фото — музыканты, 70% зрители - как общие планы, так и портреты. Спросите, зачем нужно столько фотографий зрителей? Потому что люди, которые пришли домой с концерта, на ваших фотографиях будут искать в первую очередь себя. Музыканты их интересуют меньше, потому что только-только видели их вживую, своими глазами. Да и фотографий популярных артистов в интернете уже давно полным-полно.

Ваш материал могут неплохо дополнить кадры с автограф-сессии артиста или группы, если такое проводилось. А также хорошие кадры из гримерки, если допущены туда и музыканты не против фото.

 

План съемки выставки

Что основное, на мой взгляд, должно быть в фотоотчете с открытия какой-либо выставки:

1.    Хотя бы один кадр официального открытия

2.    Портреты знаменитых людей, которые посетили мероприятие (если лично вы не знаете в лицо знаменитостей, ориентируйтесь на коллег, кого конкретно они снимают. Не стесняйтесь поинтересоваться у других людей, что это за человек, чтобы потом можно было подписать фотографию)

3.    Несколько общих фотографий зала

4.    Выставленные работы. Но по возможности старайтесь не делать простую фотокопию работ, как в этом примере:

Лучше, когда в вашем кадре есть люди, которые рассматривают выставку, как в этом примере:

Особенности съемки крупных фестивалей

Фестивали — это тот случай, когда фотокорреспондента в прямом смысле слова ноги кормят. Фестивали на открытом воздухе организаторы пытаются сделать как можно более насыщенными. Могут работать несколько концертных площадок, проводиться ярмарка, организованы конкурсы и развлечения. И все это на достаточно обширной территории, которую как клуб или концертный зал за 1 минуту не обойдешь. Вы должны в своем фоторепортаже зафиксировать различные сферы фестиваля, однако не упустите самый главный момент, фишку. Объясню на примере.

На «Первом семейном open-air» в Ратомке было много всего интересного на огромнейшей территории, однако фишкой праздника стала демонстрация самой большой в Европе клецки. Еще несколько минут задержки, и я мог пропустить этот момент:

Если у фестиваля есть своя фишка, гвоздь программы, вы должны обязательно это снять.

 

Как хранить свои съемки?

Я в некоторых случаях предпочитаю снимать в RAW+JPEG. И после долгих репортажей получаются сотни фотографий, которые занимают от 10 до 30 гигабайт (рекорд был установлен на вильнюсском концерте «Ляпис Трубецкой», когда 32-гигабайтная флешка была забита полностью).

Все файлы копирую на ноутбук, RAW перемещаю в отдельную папку и начинаю просмотр JPEG. Все неудавшиеся кадры сразу удаляю (пока только JPEG) — из 400 снимков может остаться 60, их копирую в отдельную папку. Обычно для своего сайта из этих 60 выбираю 8-20 наилучших. В итоге, сначала было 400 снимков RAW и столько же JPEG, потом стало 60 JPEG, а остались наконец 8-20. По названиям оставшихся 8-20 снимков копирую из папки RAW соответствующие в отдельную папку, а остальные тяжелые файлы удаляю. Дальше обработка снимков, уменьшение и загрузка на сайт.

Всегда хранить в архиве буду 60 JPEG-файлов, оставшихся после первого отбора и 8-20 фото формата RAW, если понадобится в будущем использовать и потребуется иная обработка. Также отдельно сохраняю фото, которые были обработаны.

Хранить удобно на внешних жестких дисках. Они стоят относительно недорого ($80-100 за модели с 1Тб памяти и $140-160 за 2Тб). Занимают не очень много места. Минус — внешний жесткий диск может сломаться, поэтому не рекомендуется его постоянно носить с собой, подвергать малейшим встряскам достаточно хрупкий механизм.

 

RAW или JPEG?

 В предыдущем пункте зашел вопрос о JPEG и RAW форматах. Об основных плюсах и минусах, а также мнение профессиональных белорусских фотографов можно прочитать здесь.

 

Пакетное уменьшение фото и автоматическое добавление логотипов

После того, как обработаете свои снимки, нередко встает вопрос еще и о уменьшении фотографий до требуемого размера, а также выставлении логотипа или водяного знака в автоматическом режиме. Существует программа Light Image Resizer, которую можно бесплатно скачать здесь. Она позволяет задавать всем фотографиям размер, который фото должны иметь на выходе, давать типичное имя файлам (для одного репортажа одно общее имя фото, где имя различается только на одну цифру от предыдущих — порядковый номер).

Основные настройки в программе: «Размер», «Качество» и «Имя», как будут называться фото:

Вставка водяного знака:

 

Затем фото экспортируются в заданную вами папку, которую можно целиком архивировать и отправлять редактору на публикацию.

 

Как отправлять редактору материал?

Маленькие советы: материал отправляйте уже уменьшенный, желательно с водяными знаками, если того просит редактор. Посылать следует архивом, а не каждое фото по отдельности прикреплять к письму (хотя почтовый сервис gmail решает эту проблему, позволяя скачать все прикрепленные файлы одним архивом). Перед отправлением архивируйте папку, в которой лежат фотографии, а не «выделись все файлы — добавить в архив», иначе когда редактор извлечет ваш архив на рабочий стол, оный будет забит фотографиями — неудобно. После того, как отправили фоторепортаж, можете сообщить редактору об этом иным средством связи (по телефону, в социальных сетях). Это нужно, во-первых, потому, что ваше письмо может попасть в папку «Спам» и тогда принимающий просто не увидит плоды ваших стараний; а также не всегда редакторы ежеминутно проверяют свой почтовый ящик, поэтому дополнительное уведомление может повлиять на оперативность размещения.

Если вы делали съемку для газеты, куда пойдут максимум одна-две-три фотографии, а не полноценный фоторепортаж, можете выслать редактору на выбор один-два десятка маленьких фото, сделанных с разных ракурсов и при разном освещении. Это могут быть необработанные фотографии, просто уменьшенные сразу после съемки и  первого отбора. Затем редактор скажет, какие фото нужны для газеты и тогда уже вышлете в большом размере.

 

Дедлайны

Наконец, заканчиваю первое занятие в рамках «Школы культурніцкага фатографа». Напоследок хочу предостеречь, чтобы вы выполняли установленные редактором дедлайны! Вряд ли редакция обрадуется, если аккредитовала вас и сообщила, чтобы к утру был репортаж с концерта, а вы высылаете оный только через день-два. «Заработать» плохую профессиональную репутацию очень легко, а исправить ее будет гораздо сложнее.

Или, если снимаете сами для себя и делитесь фотографиями с культурного мероприятия в своем блоге, старайтесь публиковать материал как можно более оперативно! Конечно, шикарные фоторепортажи от именитых фотографов люди будут смотреть и через два дня после мероприятия, но материалы начинающих фотокорреспондентов интересны публике очень короткое время. Обычно, по правилам журналистики, не дольше суток. А в нынешние времена, когда смартфоны и соцсети позволяют чуть ли не творить чудеса и каждый хипстер — ваш потенциальный конкурент, время жизни новости сокращается до нескольких часов. Желательно в эти несколько часов и успеть выложить качественные фото на сайт. 

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: