Вы здесь

«Веселые» результаты «скучных» выборов

Вопреки популярному среди оппозиции мнению, выборы депутатов местных Советов, чрезвычайно важны для власти. Она рассматривает их в качестве генеральной репетиции президентской избирательной кампании.

Парламентские и местные выборы, в отличие от выборов президентских, проходят в Беларуси в «скучном» (Лукашенко) режиме. В феврале газета «Советская Белоруссия» посвятила избирательной кампании три статьи, две из которых содержали статистические данные о результатах выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты и одна («Такое возможно только в Союзном государстве») – участию граждан России в избирательной кампании.

Не публикуют результаты своих исследований, посвященных предстоящим выборам, и государственные социологические службы. Несмотря на то, что их работа финансируется из бюджета, т.е. за счет налогоплательщиков, они предпочли отмалчиваться. В частности, на сайте Информационно-аналитического центра при Администрации президента РБ в разделе «социология» последний информационный бюллетень был размещен в январе 2012 г.

Тем не менее, выборы в Беларуси регулярно проводятся. Но с какой целью? Ответ на этот вопрос не очевиден. Чтение выступлений единственного белорусского политика, а в качестве такового у нас выступает глава государства, ситуации не проясняет. Приведу его январское высказывание: «Это важные выборы, это важные депутаты. А самое главное – ведь на этом мы учим людей. Вот это его ступенька. Это наш актив, государства. Это люди, которые проходят эту ступеньку, они себя засвечивают, они себя показывают, это будущие управленцы – на низком, среднем, на самом высоком уровне. Я тоже был депутатом районного Совета в свое время. Это большая школа».

Обратимся к Конституции: «Статья 3. Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией».

Местные Советы депутатов – представительные органы власти. Но глава государства рассматривает их в качестве начальной школы будущих управленцев. Почему? А потому что он представляет государственную власть исключительно в виде исполнительной «вертикали».

 

Демократия, но имитационная

После того как в 1975 г. «красные кхмеры» под руководством Пол Пота захватили власть в стране, они переименовали Кхмерскую Республику в Демократическую Кампучию. В ходе строительства демократического государства с национальной спецификой за 4 года «красные кхмеры» уничтожили от 1 до 3 млн. человек (до трети населения). Точную цифру назвать невозможно в связи с отсутствием переписей.

На Корейском полуострове расположено два государства: на юге - Республика Корея, на севере – Корейская Народно-Демократическая Республика. Республика без выборов – это нонсенс, тем более, если она одновременно и народная, и демократическая. Поэтому не удивляйтесь, что в Северной Корее выборы проходят регулярно. В марте, например, население 111-го избирательного округа Пэктусан избрали Ким Чен Ына депутатом Верховного народного собрания. Согласно результатам, обнародованным северокорейским ЦИК, его поддержало 100% избирателей.

В качестве комментатора перечисленных парадоксов привлеку на помощь украинского политолога Миколу Рябчука: «Демократия приобрела определенную нормативную ценность в сегодняшнем мире, и даже явным диктаторам и автократам приходится с этим считаться – по крайней мере, на уровне риторики».

Разумеется, диктаторы и автократы считаются с демократией на свой манер. Понимая, что мир вступил в демократическую эпоху, они адаптируется к ней при помощи имитаций. Большинство современных стран можно смело отнести к странам имитационной демократии, и Республика Беларусь в этом смысле не является исключением. Она примкнула к большинству после конституционного референдума 1996 г.

Сравните: на майском референдуме 1995 г. явка составила 64,8%, а через полтора года на ноябрьском референдуме – 84,2%.

Советский Союз был сильным неправовым государством с минимальной потребностью в имитации. Выборы коммунисты проводили, но не ради выборов, а с целью демонстрации «единства партии и народа». В Перестройку на смену сильному неправовому государству пришло слабое неправовое государство, неспособное контролировать избирательный процесс. Этим и объясняется низкий процент явки в мае 1995 г. У государства просто не было силы ее подкорректировать.

Но ситуация, когда «власть буквально валялась в грязи» не могла продолжаться долго. Кто-то должен был ее поднять, и таким человеком в нужное время и в нужном месте оказался бывший директор совхоза по фамилии Лукашенко.

Следует признать, что типичный представитель белорусского «большинства» не способен распознать имитационно-правовую и имитационно-демократическую природу белорусской государственности.

Обратимся к таблице. В июне 2010 г. официальным результатам выборов депутатов местных Советов доверяло 53% белорусов. Это на 7 процентных пунктов больше, чем в марте 2003 г.  Какова причина роста «доверчивости»? Она банальна. В начале 2003 г. электоральный рейтинг Лукашенко снизился до 26%. Он и потянул за собой вниз доверие ко всем государственным институтам, в том числе и к институту выборов.

По этой же причине в июне 2010 г. уровень доверия результатам выборов среди сторонников Лукашенко оказался в 3,4 выше, чем среди его противников: 74% vs. 22%!

 

Динамика распределения ответов на вопрос: «Можно ли, на Ваш взгляд, доверять объявленным результатам выборов депутатов местных Советов?»

(в процентах от числа опрошенных)

Вариант ответа

03'03

06'10

Доверяют

Лукашенко

Не доверяют

Лукашенко

Да

46

53

74

22

Нет

26

27

14

51

ЗО/НО

28.

20

12

27

 

«Голосуй за кого хочешь»

На этом перечень целей, которые ставит перед собой авторитарная власть, не заканчивается. Выборы для власти – это всегда экзамен. Ограничусь одной цитатой из белорусского классика: «Это экзамен, мы это не скрываем, люди нас будут оценивать. Все стрелы будут направлены, знаете в кого, но всякие беды и невзгоды расхлебывать, прежде всего, вам. Вы на передовой, вы лицом к лицу с нашими людьми. Именно они будут давать оценку нашей работе. Поэтому я убедительно прошу вас эту политическую составляющую не сбрасывать со счетов» (январь 2014 г.).

Но если Лукашенко рассматривает выборы в качестве экзамена, почему же тогда они проходят в скучном режиме? Почему самая солидная газета страны, учредителем которой выступает Администрация президента, не заполнена отчетами депутатов? Странно, согласитесь.

Приведу еще одно январское высказывание Лукашенко: «Голосуй за кого хочешь. Хочешь там за оппозиционера проголосовать, проголосуй. Хочешь проголосовать за конструктивизм, за государство, как оно развивается, чтобы была какая–то, откровенно говоря, помощь и поддержка там, внизу, Президенту, той политике, которую он проводит, проголосуй за человека государственного — это твое право. Но ты приди. Для нас эти выборы очень важны. Это показатель сознательности уровня нашего народа».

Обратите внимание, в качестве критерия сдачи экзамена выступает не уровень поддержки кандидатов власти, а явка! Она – показатель сознательности «нашего народа». Так кто же сдает экзамен, и кто его принимает?

Я полагаю, что экзамен сдает властная «вертикаль», а в качестве экзаменатора выступает Лукашенко. Он не лукавит, когда подчеркивает важность избирательной кампании по выборам депутатов местных Советов. Это же генеральная репетиция (dress rehearsal) избирательной машины накануне президентских выборов.

Не следует забывать, что численность избирательных комиссий всех уровней составляет около 70 тыс. человек. Они работают в тесном контакте с представителями «вертикали», силовиков и судебной системы. Добиться слаженных действий всех задействованных структур – задача чрезвычайно сложная. Тем не менее на протяжении почти двух десятилетий она успешно решалась.  

Сергей НИКОЛЮК специально для Mediakritika.by

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: