ОБ АВТОРЕ

Родился 1 марта 1951 года в г. Бобруйске Могилевской обл., Беларусь.

В 1972 г. окончил Белгосуниверситет по специальности «журналистика». В 1972–1986 гг. – младший редактор, редактор, старший редактор, комментатор, заместитель главного директора программ Белорусского телевидения. В 1986–1991г.г. – доцент кафедры журналистики Института политологии и социального управления.

В 1991–1992гг. - руководитель коммерческих видеопроизводящих организаций. В 1992–1994 гг. - главный редактор общественно-политических программ Белорусского телевидения, заместитель председателя Госкомитета РБ по телевидению и радиовещанию.

В 1994 году был ведущим телевизионных дебатов действующего премьер-министра Кебича и кандидата в президенты Лукашенко.

В 1995–1999 г.г.- руководитель пресс-службы Исполнительного секретариата СНГ.

В 1999–2000гг.- генеральный директор ЗАО «Белорусская деловая газета».

С 2000 – зам. председателя, член правления, член Совета ОО "Белорусская ассоциация журналистов".

Осенью 2004 года был избран действительным членом Евразийской Академии телевидения и радио (Москва).

С 2005 года –  профессор Европейского Гуманитарного университета (специализация - «Массовые коммуникации и журналистика»).

С 2008 года – автор и ведущий еженедельных ток-шоу «Форум» телеканала БЕЛСАТ, продюсер документальных телепрограмм и фильмов.

Вы здесь

Из реки по имени Факт...

Ничто нельзя назвать новостью, пока это не появится в "Таймс". 

(c) Ралф Дикин, издатель газеты «Таймс»

 

Группа «Ляпис Трубецкой»  объявила о распаде.

Какой фрукт - враг обжорства и аппетита?

Янукович вывез 10 млрд. долларов наличными.

В Пинске на уроке физкультуры умер ученик 11 класса.

Принята очередная государственная программа. О выполнении предыдущей не сообщается.

Минское «Динамо» вышло в финал Кубка Надежды.

Экс-министр обороны Канады: пришельцы среди нас, но не делятся технологиями.

Родители будут полностью оплачивать питание в детсадах.

Лукашенко рассмотрел кадровые вопросы и назначил...

В Кобринском районе похищена 9-летняя девочка.

Как укрепить сосуды?

Задержанные активисты ОГП осуждены на 10 и 15 суток.

До конца света осталось 45 лет. К Земле приближается огромный астероид.

Белорусов атаковали клещи.

Гитлер прожил до 95-ти лет в Южной Америке.

Своевременная помощь влияет на последствия инсульта.

Если бы Вы услышали это от какого-то человека в таком порядке (или в любом другом), то сочли бы бредом сумасшедшего. Но в медиа всё выглядит иначе. Потому что это не бред, а наша действительность, поступающая в режиме реального времени. Ну просто завораживает: сидишь перед монитором, а на нём ежесекундно возникает новая строчка — лид очередной новости. В этом ворохе свалено всё: президенты и бандиты, гендерные активистки и террористы, высоты человеческой самоотверженности и неизмеримые глубины низостей, катастрофы и победы, катаклизмы и свершения, цунами и войны, убийства и рождения новых людей. Воочию видишь, как оно разворачивается во времени - непредсказуемое, ужасное и прекрасное человеческое существование на этой песчинке Вселенной. Иногда кажется (чур меня!), что именно под воздействием этой, человеческой энергетики только и вертится Земля, которая в информационном пространстве совсем не выглядит такой уж огромной.

Да, непрерывное созерцание новостей способно возносить до нирваны и низвергать в депрессии, оно гипнотизирует и лишает воли к действию. Мозаичная и непредсказуемая медийная реальность способна сделать таковым и наше сознание. Если бы в нем, в сознании, не существовал фильтр. Который автоматически отсеивает только то, что нужно именно тебе. Без этого психическое здоровье подвергается серьезным испытаниям. Завороженный самим созерцанием этой реки времени, человек не в силах оторваться от нее. И таких случаев — всё больше. Фильтры уже не срабатывают. Психологическая зависимость от новостей не подвергается сомнению как диагноз. От этого нужно уметь защищаться. Хорошие гигиенические правила потребления новой информации "Медиакритика" давала своим читателям.

Эти, побочные последствия неумеренного потребления новостей говорят о том, что сам процесс — естественный (чуть ли не физиологический), без которого уже не может прожить современный человек. Недаром для этого и термин соответствующий изобрели: Homo Informatikus. Или Media Sapiens. Кому как удобно.

То, что мы говорили о природе информации, о факте как сложном сочетании реальности и ее отражения нашим сознанием, - оно самодостаточно. То есть, существовало, существует и будет существовать. С нами или без нас. Это тот материал, та ценная порода, которая залегает на глубине. Её можно открыть, можно откопать («нарыл информацию»), а можно пройти мимо. Закономерности «залегания» этих пластов изучают такие науки, как теория информации, теория коммуникации, теория вероятностей и пр. Это — фундаментальные дисциплины, на основе которых развиваются многие человеческие практики: компьютерная техника, новые системы коммуникаций, современные формы дистанционного общения. Журналистика, деятельность медиа вообще — это лишь частный случай проявления общих, фундаментальных законов. Плюс социологическая практика: изучение общественного мнения.

Таким образом, в природе медиа присутствуют две явно выраженные стороны:

  • объективно существующие «ископаемые» информационные ресурсы, которые усилиями перерабатывающей медийной промышленности превращаются в информационные продукты, пригодные для употребления;

  • массовая публика, которая потребляет эти продукты с различной степенью «усвояемости».

До сих пор мы находились в «закулисье» - там, где новая информация рождается, создается как новостное сообщение и оформляется соответственно. Но как только медийная деятельность выходит со своим продуктом на публику, она тут же приобретает черты... концертной деятельности. Или даже цирковой. Потому, что именно в массовой аудитории, в процессе потребления информации, происходят чудесные превращения достоверных (и недостоверных) сведений в феномены массового сознания.

Сейчас мы попробуем взглянуть на эту мировую сцену, где разворачивается вселенский и вечный театр новостей, из «зрительного зала». То есть, глазами аудитории. Мы будем говорить о Новости. Именно в ней сходятся два потока: производства информации и ее потребления. Другими словами, новость - это сочетание факта (со всеми его характеристиками) и потребностей аудитории.

Еще раз взглянем на эпиграф к этим заметкам. Если исключить из него саморекламу издателя «Таймс», то утверждение — вполне здравое: новость есть совместный продукт коммуникатора и аудитории.

Выйдя в открытое информационное пространство, всякий факт становится подверженным непредсказуемым метаморфозам, которые может проделать с ним общественное сознание. Именно поэтому невозможно дать полное, «научное» определение новости — Дефиницию. Если кто-нибудь сейчас предложит точную, научную, объективную, выверенную формулу новости, то это будет большой Новостью. Она, как Чеширский кот, всё время демонстрирует нам лишь свою улыбку. Поэтому можно только описывать разные стороны этого феномена, из чего будет ясно более-менее, с чем мы имеем дело.

Прежде всего, разделим «закулисье» и «зрительный» зал. Кто хоть раз выступал со сцены (даже на школьном утреннике), знает, сколь по-разному это выглядит.

Как мы уже знаем, квалифицированный коммуникатор (то есть, создатель новостей) опирается на две базовые характеристики информации, а именно:

Отраженное противоречие, актуализированное обстоятельствами (наличие события).

Снятие (уменьшение) энтропии.

Иными словами, долго тлеющее общественное противоречие привело к каким-то значительным изменениям, произошедшим внезапно и быстро. И это вызывает у человека острый психологический дискомфорт из-за ощущения собственного незнания. Информирование есть оперативное снятие этого дискомфорта, то есть, немедленное прояснение ситуации. Это доставляет своеобразное психологическое удовлетворение, способствует психологической разрядке. Из-за чего мы и тянемся всё время к выпускам новостей.

Об этом мы уже говорили достаточно в предыдущих материалах нашего раздела. А сейчас — образные и точные характеристики столь сложных явлений, данные классиком мировой литературы 20-го века Карелом Чапеком в блистательном эссе «Похвала газетам»:

«Однажды я ехал на площадке трамвая. Вдруг что-то мелькнуло впереди на рельсах, вагоновожатый яростно чертыхается и бешено звонит, вагон мгновенно останавливается, все мы падаем вперед, на спину водителя; на линии как из-под земли вырастает толпа, двое полицейских тащат в ближайший подъезд какой-то тяжелый сверток; бледный как смерть вожатый стирает холодный пот и зовет полицейского. Невообразимый хаос. Но постепенно он распутывается, несмотря на суету. Потом Целый день мне было как-то не по себе. А на следующее утро читаю в газете:

«Вчера в час дня на Национальном проспекте был сбит трамваем Франтишек Ш., бухгалтер из седьмого района Праги. Легко раненный, он был доставлен на медицинский пункт, где ему была оказана первая помощь». Вот и все. И я был избавлен от мучительного ощущения хаоса. Теперь я знал, что случай, слава богу, совершенно обычный. В нем не осталось ничего от того необычайного смятения. Была оказана первая помощь - следовательно, все пришло в норму».

Помимо двух первых параметров, при производстве новостного продукта коммуникатор создает и такие характеристики своих текстов, как:

Угол зрения. «Наши» новости и «не наши» новости.

Соответствие «нише» на рынке коммуникационных услуг.

Здесь требуются пояснения. Если мы говорили о том, что в самом процессе добычи новой информации неизменно присутствуют версии видения одного и того же факта, логично предположить, что разные коммуникаторы будут получать (и, следовательно, распространять) различные информационные продукты. Здесь не идет речь о манипулировании общественным сознанием, а тем более об информационных войнах. Эти явления — за пределами профессиональных стандартов массовой коммуникации. Снова обратимся к нашему старому, намеренно «деполитизированному» примеру: жаркое лето. Так вот, например, «КП в Беларуси» увидит новость в том, что минчане съели за месяц полугодовую норму мороженого, tut.by обратит внимание на то, что на водоёмах Беларуси ухудшилась эпидемиологическая обстановка, БелаПАН сообщит об участившихся случаях инфарктов с тяжелыми последствиями, а офтальмологический журнал констатирует резкий спад спроса на контактные линзы: в жару их носить очень некомфортно. Основой каждого сообщения будет какое-то соответствующее событие (перечислять нужно?), и всё будет абсолютная правда. Каждое из названных (и многих других) изданий или ресурсов занимает свою нишу на рынке информационных услуг. То есть, продает информационный продукт «своему» читателю, зрителю. Эти ниши могут быть обширными, а могут быть и небольшими, это не суть важно: продукт всё равно нашёл своего потребителя. 

Продолжение следует.

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: