ОБ АВТОРЕ

Постоянный корреспондент Mediakritika.by.

Журналист-фрилансер. SMM'щик.

Экс-редактор ныне замороженного проекта 'Belarusian News Photos'.

В 2014 году окончил Институт журналистики БГУ.

Член БАЖ

Вы здесь

Учиться или не учиться? Вот в чем вопрос

Интервью

Mediakritika.by пообщалась со студентами, которые выпускаются из стен Института журналистики БГУ. Мы спрашивали у студентов, была ли плодотворной для них учеба и стоило ли пять лет учиться  профессии журналиста? А также, что дало студентам полученное на журфаке высшее образование и где они получили больше журналистского опыта — в стенах alma mater, или все же в полевых условиях.

Лина Нестерович, веб-журналистика:

«Учеба была плодотворной только в плане знакомств и нахождения в Минске, вращения в определенной среде. В принципе, на это я и рассчитывала. Само по себе образование – если только гуманитарное. Я по всем пунктам не в восторге, но поскольку целью было «быть в Минске, познакомиться с кем надо», то отчасти все оправдано. Хотя журналистом не стала из-за состояния нашего рынка, общества и суровой унылой белорусской реальности.

Получать профессиональный опыт — только в полевых условиях. Плюс пара семинаров от журналистов и профильных книг, которые можно прочитать и без универа.  Стоило ли почти пять лет учиться на журналиста? Нет, учиться не стоило в Беларуси в принципе. Никому и никогда»

Ирина Тишина училась на специальности информация и коммуникация, окончила учебу в феврале и сейчас занимается организацией корпоративных мероприятий, выставок, презентаций и т.д.:

«На мой взгляд, учеба могла бы быть более плодотворной, но из-за врожденной лени и слабой мотивации она получилась так себе.

По-моему, не стоило 4,5 года учиться на журналиста, чтобы им стать. Это вечный вопрос, которым задаются, мне кажется, только студенты ИЖ. Это же так модно говорить: «Я учусь на журфаке». Но так бессмысленно, ведь настоящий журналист - это тот, кто без корочки, умеешь – пиши. И никто не пишет по итогу.

Буквально на неделе поняла суть полученного высшего образования: журналистское образование дало мне некий культурный пласт, который остался у меня в голове, дал возможность мыслить более структурировано, дало понимание того, что все-таки высшее образование нужно, даже для себя лично. Многие преподаватели даже как личности (наблюдение за ними, общение) дали мне больше, чем тот материал, который они доносили в рамках лекций.

Больше журналистского опыта я получила в полевых условиях, чем в стенах университета. Теория – это все важно и хорошо, но собственные шишки болят сильнее и, соответственно, толку от них больше. На самом деле в период обучения меня настолько отвернуло от журналистики, что думала – никогда, никогда не буду писать/снимать. И вот только, когда закончила университет, начала чувствовать, что тянет в профессию. Хочу создавать качественный первичный продукт, душа требует»

Екатерина Карпицкая, печатные СМИ:

«Учеба на журфаке, скажем так, была полезной. Она помогла лучше ориентироваться в медиа-поле и познакомиться с крутыми людьми-профессионалами, глядя на которых тоже хотелось что-то делать.

Но заканчивать журфак для того, чтобы стать журналистом – не обязательно. Ты или чувствуешь в себе это или нет. Журфак не даст тебе желание быть журналистом, он может его только отбить. Будет казаться, что делаешь не то и уделяешь мало внимания тому, чему должен бы.

Безусловно, больший профессиональный опыт получила в полевых условиях. Но журфак, как мне кажется, учит именно быть на ногах – бегать. Чем-то заниматься, что-то организовывать, делать, а не сидеть за партой»

Юлия Барило, международная журналистика:

«Учеба могла быть намного более плодотворной, если бы я плодотворно ею занималась. Хотя не могу сказать, что в моем воображаемом идеальном университете программа выглядит именно так.

По мне, так стоило учиться 5 лет. Потому что, возможно мы и не получили столько информации, как медики или программисты, но в эти 5 лет мы и учились, и могли искать себя, пробуя разные профессии, график у нас не очень жесткий. В принципе, те, кто умеет грамотно расходовать свое время, могли получить за эти 5 лет много опыта, причем разнообразного.

В Институте было много людей вокруг, благодаря которым появлялись идеи и желания что-то пробовать. И институт как бы толкал к этому опыту. Но сам опыт, без сомнения, приходил в полевых условиях»

Вероника Овчарова, литературная работа:

«Выбрав свою специальность (редактор) в последний момент перед тестированием, я ни разу не пожалела. Даже журфак даст истинно страждущему прекрасное гуманитарное образование, структурность знаний, вектор дальнейшего развития. Но от практики журналиста оно далековато.

У нас были бессмысленные предметы, именно из-за преподавателей, которые ни словом не обмолвились о своей дисциплине, а рассказывали о жизни и творчестве. Были и считывающие с листа, этакие аудиоучебники. Но было также множество полезных предметов с интересными и требовательными преподавателями, за что я им очень благодарна.

Чтобы к получению диплома быть специалистом, нужно было хотя бы пару лет поработать. Наша же помесячная практика — это смешно»

Екатерина Радюк, печатные СМИ:

«Кинокритика, литературы и культурология –  самое ценное, что удалось выхватить для общего развития. Всегда старалась изучать интересное в первую очередь для себя, и многие преподаватели это поддерживали. Ну, где еще напишешь курсач про покемонов, к примеру? За время учебы мне привили любовь к кино и литературе. А еще на журфаке учат грамотно переливать из пустое в порожнее.

Не стоило учиться пять лет. Я журналистике училась прямо на месте, на практике. Зачастую теория, полученная на журфаке, сталкивалась с прямо противоположной практикой в издании. Хотя на журфаке тоже все интересно получалось, к примеру, с Сан Санычем Градюшко, который давал интересные задания, заставлял корпеть над подшивками тем «Московского комсомольца». На этом все оборвалось, к сожалению».

Илья Лицкевич, печатные СМИ:

 

«Признаюсь, что о профессии журналиста грезил с детства: уж больно привлекал запах свежей полиграфии, да и писать нравилось. Однако не назову проведенную «пятилетку» плодотворно проведенным временем для самореализации как журналиста. Конечно, самообразование, а точнее, желание к совершенствованию тоже периодически покидало. Но полагаю, что факультет изобилует дисциплинами, совершенно не имеющими отношению к будущей профессии, в то время как базовых предметов могло быть и побольше. Журналистский опыт!? Отвечу недвусмысленно: опыт – это всегда практика.

Только завершая обучение в стенах института, понимаю, что заниматься написанием материалов, зачастую лишенных витиеватости мысли и авторского запала («чтобы соответствовало слогу определенного издания»), мог бы любой человек, обладающий хоть маломальской осведомленностью и заинтересованностью. Короче говоря, будучи абитуриентом, ожидал большего непосредственно в тонкостях журналистского мастерства».

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: