Вы здесь

Рассказывайте истории, чемпионат - это только фон

Планерка

Как писать о крупных соревнованиях, чтобы это было интересно всем? 

В преддверии Чемпионата мира по хоккею Mediakritika.by встретилась с опытными спортивными редакторами и попросила их ответить на этот вопрос.

Андрей Вдовин, креативный редактор еженедельника «Футбол», бывший редактор отдела спорта газеты «Московские новости»:

«На самом деле перед каждым крупным соревнованием грамотный редактор садится и расписывает точки трафика. У спортивной журналистики есть такое преимущество – у тебя есть календарь и ты точно знаешь, когда люди захотят читать про спорт. Скажем, на Олимпиаде у тебя есть матчи хоккейной сборной России, и ты точно знаешь, что про них обязательно захотят прочитать абсолютно все; есть турнир фигуристов и с прокатом Плющенко или Липницкой, и биатлон, где Губерниев будет болеть за Зайку, а наши будут палить мимо мишеней. Короче на крупном спортивном турнире чаще всего главные трафиковые точки – это там, где наши сражаются с не нашими.

У каждой трафиковой точки есть два трафиковых пика. Первый пик – разу после окончания события. Сборная России проиграла сборной США и люди хотят тупо узнать счет, и прочитать, что там за шум с незащитанным голом. Второй трафиковый пик – через несколько часов, а скорее даже на утро следующего дня. К этому времени люди уже знают, что случилось, но им надо понять кто главный негодяй в этой ситуации: действительно ли «судья продажная», или это наши как обычно зажрались. И, конечно же, надо порефлексировать на эту тему. В любом случае здесь уже нужен красивый текст с претензией на литературность, желательно с элементами репортажа или авторитетное мнение специалиста.

Так вот, зная какие будут трафиковые точки, и какие у тебя есть ресурсы, ты составляешь примерный контентный план. Допустим у «Московских Новостей» было не так много ресурсов на Олимпиаде, чтобы отыгрывать большими текстами оба трафиковых пика. Так что первый пик мы отбивали короткой новостью (и собирали свой трафик), и только второй пик мы отыгрывали хорошим текстом (или интервью, или фоторепортажем – тут уж что могли) с претензией на лонгрид.

Это голая техника. Теперь немного лирики и философии с вопросом, а как писать эти тексты для второго трафикового пика.

Возможно, это совпадение, но на прошедшей Олимпиаде сразу несколько российских СМИ осознано дошли до вывода, что читателям не так сильно нужны очки-голы-секунды. Читателям нужны хорошие человеческие истории, которые проходят на фоне спортивных событий. Читатели знают толк в этих историях, а в спортивных тонкостях не разбираются, да и не сдались им эти тонкости особо.  Вот, например, сколько людей отличат тулуп от ритбергера? А вот по поводу того,  сволочь Плющенко или национальный герой, спорила вся страна, невзирая на уровень образования и воспитания. Наша задача была в этой ситуации выбрать верный тон общения, который близок именно нашей целевой аудитории. Но в основе всего лежала человеческая история.

Вообще Олимпиада, да и все спортивные соревнования, немного похожи на войну. На их фоне простые человеческие эмоции и истории приобретают особый, более глубокий смысл. Но главное отличие Олимпиады от войны в том, что здесь можно восхищаться врагами. Например, самым удачным материалом «МН» об Олимпиаде стала колонка, которая была задумана за месяц до начала Игр, написана за неделю до них и выставлена накануне церемонии открытия. Это был текст про тех иностранных спортсменов, которые только тем, что оказались в Сочи уже стали победителями. Это были простые мотивационные истории с незамысловатыми выводами, но без этих банальных выводов текст не имел бы законченности.

Я это к тому, что надо искать не только человеческие истории, но и способы рассказывать их. В последние годы очень популярны формы всевозможных рейтингов и топов. Топ-5 чернокожих хоккеистов (с историями как эти парни оказались в коньках на льду), топ-7 тренеров деспотов (как возможность рассказать про какие-то зверства наставников), топ-10 жен спортсменов (с хорошими фотками сочных телок в бикини, что тоже собирает трафик, и вопрос только в том, оценит ли это ваша ЦА). Эти топы – короткие истории, от которых не устает читатель, и что немаловажно писатель тоже.

Истории можно рассказывать не только про спортсменов и тренеров. Истории можно рассказывать про кого угодно – про волонтеров, про болельщиков, про судей. А спортивное событие – лишь фон. В конце концов, это всегда можно превратить в историю «как это сделано». У нас летом 2013 года в Москве был чемпионат мира по легкой атлетике. И очень много просмотров набрал текст «Свита королевы спорта», где люди, работавшие на турнире, рассказывают, что они делают здесь. Ничего особенного, а читателям понравилось.

И еще имеет смысл рассказывать истории фотографиями. Поколение, которое живет в соцсетях и привыкло лайкать все, до чего доберется, умеет ценить хорошие кадры и емкие статусы. Так что важно не только грамотно подобрать фото, но и подписать их – люди любят короткие, понятные, но забавные месседжи».

Сергей Аверьянов, заместитель руководителя Международного Мультимедийного Пресс-Центр РИА «Новости» во время Олимпиады-2014:

«Мне кажется, универсальных советов по отработке спортивных мероприятий быть не может, – каждый журналист работает в формате своего издания. Я, например, работал в информагентстве – это одна подача, в федеральной газете другая, в спортивном СМИ – третья. Но в любом случае и настоящий тренд, и огромный плюс здесь – мультимедийность. Многие российские спортивные пишущие журналисты уже давно осваивают (с разной степенью успешности) владение камерой и это востребовано - либо на сайтах их изданий, либо в их блогах.

Отличный вариант привлечь читателя – инфографика, но это точно не работа одного журналиста - это работа всего издания. Для того чтобы она увлекала читателя, там должны быть подобраны действительно интересные данные. Это может быть что угодно: от исторических экскурсов, до разреза того, как выглядит современный хоккейных конек.

Здесь нужна яркая визуальная составляющая. Какие-то таблицы обычно выглядят для читателя скучно. Мы, например, к московскому чемпионату по хоккею делали во флэше инфографику  по всей хоккейной амуниции, можно было мышью «раздеть»" хоккеиста, посмотреть, какая у него есть защита, что она из себя представляет. Туда же можно  добавить маленькое видео с рассказом специалиста.

Всегда выигрышным жанром будет хорошее интервью. И очень важно, чтобы журналист  нему хорошо подготовился, заранее сформулировал вопросы, а не надеялся спросить что-то по горячим следам. Никаких готовых рецептов тут нет, важно просто иметь всю информацию по человеку, с которым делаешь интервью.

Мне, как читателю, всегда импонировали заметки об околоспортивных новостях, то, что происходит  вокруг чемпионата. Потому что хоккейные новости - голы, травмы, мини-интервью и тому подобное - будут приблизительно у всех одинаковыми.  Если говорить о репортажах со спортмероприятий – тут главное найти свою фишку, которая будет держать читателя. Но найти ее можно только самому, исходя и из своих сильных и слабых сторон как автора.

Илья Зубко, заместитель редактора отдела спорта «Российской газеты»

«На большие турниры, и ЧМ в Минске не исключение, на нашем официальном сайте открывается специальный раздел, посвященный событию. Там довольно стандартная начинка - ленты новостей и статей, рассказы о городе-стране, расписание ТВ-программ, составы команд, календарь и тому подобное. Из «фишек» можно отметить онлайн-дневник, который ведут корреспонденты с мест. Несколько раз в день он обновляется - выкладывается фото и подпись к нему в 3-4 предложения. Обычно это о том, что происходит вокруг. Такие дневники добавляют эффект присутствия.

Все знаковые матчи у нас, а в данном случае это игры сборной России, снабжаются репортажами об игре плюс комментарии игроков-тренеров-специалистов. Иногда мы широко подаем другие команды - ту же Канаду. Остальные матчи обычно удостаиваются лишь новостей в ленту. Туда же  идет любопытная статистика, рекорды, чьи-то яркие комментарии.

Если говорить о менее стандартных вещах, то мы стараемся делать упор на репортажи. Мы смотрим на то, что происходить вокруг события и не всегда показывается по ТВ. Делаем рассказы собственно о дворце спорта где проходят игры, о том, что происходит в городе, общаемся с болельщиками, узнаем, сколько стоят билеты, как их купить, какая ситуация со спекулянтами. Отдельные темы – заметки о сувенирах, плюс фан-зоны - как смотрят хоккей за пределами стадиона, сколько стоит выпить-поесть, кто и откуда приезжает, насколько строгие меры безопасности.

Могу сказать по своему опыту, а я работал на четырех ЧМ по хоккею, что журналистам информация вокруг всегда интересна, но при этом ее сложнее добыть. Поэтому нестандартность подачи нужно искать именно в ней.

Если организаторы периодически вбрасывают в прессу через те же пресс-релизы, какие-то отдельные мероприятия и информацию о всяких «фишках», это бывает востребовано. Можно показывать людей, которые готовят чемпионат – это те же заливщики льда, люди, которые устраивают шоу перед матчем или в городе, те, кто скачет по трибунам в костюмах талисманов, волонтеры, ответственные за распространение билетов – все это тоже интересно. Опять-таки всегда интересно, как город подготовился помимо хоккея: как ходит транспорт, есть ли отдельная культурная программа. Можно рассказывать о том, где и как живут команды, какие условия им создают, чем кормят, какая ситуация с тренировочными катками. В общем, все это можно назвать вторым пластом информации. Потому что со спортом все более-менее ясно. Его и так увидят все, и все об этом напишут. 

А что же белорусские спортивные медиа? Как они подготовились к освещению знакового события в мировом и национальном спорте?

Максим Березинский, руководитель белорусской версии сайта Tribuna.com:

«На освещение Чемпионата мира по хоккею-2014 мы подготовились. Есть определенный план того, как это будем делать. Сегодня [день открытия ЧМ — авт.] будем проводить текстовый онлайн, также будет много фотографий. Делаем упор на социальные сети: будем отслеживать то, чем делятся болельщики, сортировать, приводить это в товарный вид, упаковывать и предлагать нашим читателям.

Белорусская Tribuna.com получила 2 аккредитации для пишущих журналистов. Они будут работать на аренах и говорить как непосредственно об играх, так и описывать антураж и все то, что сопутствует чемпионату. По фотографиям: мы подписаны на Reuters и Getty Images, поэтому игровых и непосредственно внутристадионных фотографий будет много. А антураж, который нас также интересует, будем фотографировать около арен, в зонах гостеприимства — на это не нужны аккредитации фотокорреспондентов.

Игры будут заканчиваться достаточно поздно, когда читателя спят, но мы в любом случае будем работать в максимально оперативном режиме. Будем давать и репортажи, и аналитику — в общем, стандартный набор. Нам важно, чтобы тема была интересная и резонансная, а как она будет подана — это уже наши заботы и проблемы. Важно, чтобы пользователю было интересно зайти и почитать. Контента будет много, все будут писать про ЧМ, поэтому нам важно писать как-то по-особенному, давать что-то уникальное и эксклюзивное».

Сергей Кайко, главный редактор газеты «Прессбол»:

«К работе на чемпионате мира мы, конечно же, подготовились – и на газетном фронте, и на сетевом. Такой масштабный турнир на белорусских площадках, как не отдать ему должное? А «должное» велико, в некотором роде в ближайшие 17 дней "Прессбол" можно будет именовать хоккейным изданием.

 

В раскрытии темы задействованы все классические жанры современной журналистики –  репортажи, эксклюзивные интервью, авторские ракурсы, экспертные оценки. В подробности вдаваться не буду. Ясно одно – живому хоккейному слогу сегодня зеленая улица. Читайте «ПБ» в бумаге и сети, и все увидите. Мы постараемся не разочаровать!»

Авторы: Василий КОЛОТИЛОВ, корреспондент журнала "Профиль", Антон СУРЯПИН

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: