ОБ АВТОРЕ

Родился 1 марта 1951 года в г. Бобруйске Могилевской обл., Беларусь.

В 1972 г. окончил Белгосуниверситет по специальности «журналистика». В 1972–1986 гг. – младший редактор, редактор, старший редактор, комментатор, заместитель главного директора программ Белорусского телевидения. В 1986–1991г.г. – доцент кафедры журналистики Института политологии и социального управления.

В 1991–1992гг. - руководитель коммерческих видеопроизводящих организаций. В 1992–1994 гг. - главный редактор общественно-политических программ Белорусского телевидения, заместитель председателя Госкомитета РБ по телевидению и радиовещанию.

В 1994 году был ведущим телевизионных дебатов действующего премьер-министра Кебича и кандидата в президенты Лукашенко.

В 1995–1999 г.г.- руководитель пресс-службы Исполнительного секретариата СНГ.

В 1999–2000гг.- генеральный директор ЗАО «Белорусская деловая газета».

С 2000 – зам. председателя, член правления, член Совета ОО "Белорусская ассоциация журналистов".

Осенью 2004 года был избран действительным членом Евразийской Академии телевидения и радио (Москва).

С 2005 года –  профессор Европейского Гуманитарного университета (специализация - «Массовые коммуникации и журналистика»).

С 2008 года – автор и ведущий еженедельных ток-шоу «Форум» телеканала БЕЛСАТ, продюсер документальных телепрограмм и фильмов.

Вы здесь

Пинг-понги медиа

Если бы Майк Муусс (Mike Muuss) знал, что в тот декабрьский день 1983 года он сделает главное дело своей жизни, наверняка отнесся бы ко всему происходящему более серьезно. Он сам об этом говорил впоследствии. 25-летний компьютерщик, работавший на армию США, на ходу, за один вечер, написал компьютерную программу ping для проверки качества связи, то есть надежности передачи данных. Программа заняла всего тысячу строк, но без нее не обходится сейчас ни один компьютер.

Всё дело в том, что самым надежным средством для борьбы с шумами и помехами является регулярная отсылка неких сигналов и их прием. По времени задержки сигнала определяется эффективность линий связи, их надежность. Ping и есть та программа, которая регулярно посылает тестирующие сигналы — пинги, и анализирует поступающие ответы — понги. То есть, компьютеры все время играют в пинг-понг, чтобы обеспечить надежность, чистоту и стабильность связи между собой. Правда, сам Муусс такой терминологией не пользовался. Слово ping он создал на основе звука, который все время издает гидролокатор подводной лодки. Но все увидели явную аналогию с настольным теннисом, и уже не захотели отказываться от нее.

Уже знакомое явление: на новой технологической основе подтверждено то, что было известно задолго до этого. С 40-х годов прошлого века явление обратной связи есть основа всех кибернетических систем. Сам термин «кибернетика» еще со времен Норберта Винера включает в себя любую систему, которая для повышения устойчивости собственного состоянии использует обратную связь. В число таких систем входит и общество, безо всяких натяжек. Так что наши гуманитарные аналогии ничуть не нарушают строгости математических моделей эффективной коммуникации. Отцы-основатели теоретических основ кибернетики называли обратную связь секретом жизни (Норберт Винер), всеобщей упорядоченности и организованности.

Поразительно, но понятие «обратной связи» (в других терминах, конечно) заложено в древнегреческом понимании демократии как искусства управления обществом. Еще Аристотель писал, что государство управляется плохо, а, следовательно, идет к гибели, если в нем не учитывается мнение самого «последнего» гражданина.

Современные медиа и стали тем мощным институтом, который не только распространяет информацию (рассылает «пинги»), но изучает общественное мнение, реакцию на действия властей, на все актуальные события (принимает «понги»). Точнее, медиа для того и возникли, чтобы делать это. Но они далеко не всегда исполняли и исполняют эту важнейшую функцию. В советские времена средства массовой информации и пропаганды — СМИП (это был официальный термин!) занимались только тем, что рассылали официальную точку зрения «трудящимся массам». Что при этом думали сами массы, никого не интересовало. «Снизу» «вверх» «понги» не поступали. В Политбюро ЦК КПСС Аристотеля не читали, а жаль. Обратная связь отсутствовала. Чем это кончилось — хорошо известно.

В наше время, с возникновением «новых медиа», социальных сетей, интерактивность массовой аудитории возросла многократно. Казалось бы, создаются новые, ошеломляющие возможности для налаживания постоянной и продуктивной обратной связи между средствами массовой информации и их аудиторией, между «верхами» и «низами», между различными группами общества. Казалось бы...

Продуктивность отношений аудитории и СМИ можно понимать по-разному. Однако не вызывает сомнений то, что в основе ее — доверие читателя, зрителя и слушателя к тому, что он видит в газетах, смотрит по телевидению и слышит по радио. А с этим у нас совсем не благополучно.

Независимый институт социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ) уже около двадцати лет отслеживает важнейшие процессы в белорусских СМИ и их отношениях с белорусской аудиторией. В стране действуют и другие независимые социологические службы, которые с достаточной достоверностью отражают характер реальных взаимоотношений белорусского населения и белорусских медиа. Если углубиться в эти исследования, то можно увидеть приметы весьма интересных, подспудных процессов, которые, как глубинные течения в морях, меняют донный (медийный) ландшафт.

С виду он вполне благополучный. По количеству печатных изданий, охвату телерадиовещанием и распространению Интернета Беларусь принадлежит к числу вполне развитых в медийном отношении стран. Но количественные показатели способны не только не отражать истинное положение дел, но и искажать его. Например, СССР был впереди планеты всей по числу выплавленных чугуна и стали на «душу населения» (был такой термин в советской статистике). Но кому нужны чугун и сталь «на душе»?

В сфере медиа круглосуточные охваты телерадиовещанием, тонны газет не всегда отражают истинное качество общения граждан со СМИ. Чего желает «душа населения» в Беларуси, что она ищет и находит ли? Эти вопросы регулярно задаются социологами, собранные материалы тщательно анализируются. Полученные ответы создают вполне достоверную картину того, на каком качественном уровне происходит общение населения нашей страны с медиа.

Прежде всего, государство «заботливо» охватило своих граждан государственной печатной продукцией. Государственные газеты получают прямые субсидии из бюджета, а также пользуются льготными тарифами на распространение тиражей по почте и в розничной продаже. В результате обеспечивается доступность общенациональных газет, а также их невысокая стоимость. Всего этого не имеет негосударственная пресса Беларуси, задавленная административными и уголовными преследованиями, а также экономической дискриминацией, которая осуществляется на всех этапах выпуска газеты — от цен на бумагу до тарифа за услуги госмонополистов — распространителей. Например, услуги Белпочты составляют 60-65% от цен на издание, при этом она никак не обосновывает такие драконовы тарифы. Если же за продажу издания берется «Белсоюзпечать», то берет свою торговую набавку — 55%. И если для государственной прессы это всё несущественно: деньги перекладываются из одного кармана в другой, то независимым изданиям приходится рассчитываться «кровными» - тем, что заработано у читателя. Этих денег, разумеется, намного меньше. В результате государственные газеты продаются по низкой цене, что, естественно, повышает их конкурентоспособность. Правда, неравноправие в экономических условиях частично выправляется за счёт содержания негосударственных газет: оно разнообразнее и интереснее, чем сухие, «фактоидные» сообщения газетных монстров государственной пропаганды. Особенно это чувствуется на уровне региональных изданий. Тем не менее, подконтрольная государству пресса с ее огромными тиражами всё еще является ключевым источником информации для белорусов.

То, что изложено в предыдущем абзаце, можно назвать «пингом» - взглядом со стороны медиа. А вот каков «понг» - реакция аудитории на сложившееся положение. Картина не такая однозначная. Прежде всего, наметилась явная тенденция: население читает всё меньше газет — и «тех», и «этих». Что и понятно: газета требует определенных усилий для общения с ней: покупки (подписки), а также целенаправленного и вдумчивого прочтения. С этим сейчас в обществе всё хуже. Кроме того, всё более последовательно наше население указывает на такие недостатки печатных изданий, как несвоевременность подачи информации, отсутствие интерактивности и невысокую убедительность материалов. В результате - «вымывание» газетной аудитории.

Сейчас около четверти белорусов совсем не читают газет. В 1991 году таких «нечитателей» было всего 1,7%. За двадцать с лишним лет сменилось поколение, вот оно и сказало своё слово на фоне тех социальных и технологических изменений, что характеризуют сферу медиа. А среди тех, кто еще не отвык читать газеты, резко, в 10 раз, снизилось число подписчиков. Сейчас газету всё больше покупают в киоске — от случая к случаю. По данным НИСЭПИ, подписку «подрубили» высокая цена (подписчик ведь платит авансом на полгода-год вперед!), однообразие: «все пишут об одном и том же» и вообще — отношение к прессе как к чему-то всё более архаичному.

Наверно, своевременной коррекцией со стороны газет могли бы быть переориентировка на аналитические, обзорные, культурологические материалы, не стремящиеся конкурировать с новостной продукцией (куда там, телевидение подает новости с интервалом в полчаса и даже чаще), а разъясняющие суть происходящих событий. Кроме того, европейские печатные издания создали дигитальные версии, где читательская аудитория участвует в создании контента очередного номера газеты — и печатного в том числе. Судя по страницам сегодняшних белорусских газет, многим из них до этого еще далеко. Кроме того, качественная публицистика требует достаточно высокого уровня аналитичности, взаимного доверия коммуникатора и аудитории. А с этим у нашей журналистики есть проблемы.

Тем не менее, печатная пресса пока еще довольно широко "охватывает" население Беларуси. Однако мы уже видим, что этот показатель таит в себе скрытые «понги», не распознаваемые теми, кто должен принимать решения.

Продолжение следует

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: