ОБ АВТОРЕ

Cтудентка Европейского Гуманитарного университета.

Бакалаврская программа "Медиа и коммуникация", специализация "Новые медиа".

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ ЭТОГО АВТОРА

    Материалы отсутствуют

Вы здесь

СМИ как зеркало... самих себя

«Где нет свободы критики, там никакая похвала не может быть приятна» («Sans la libert? de bl?mer, il n’est point d'?loge flatteur»). Свой девиз «Le Figaro», одна из крупнейших ежедневных французских газет, взяла из знаменитой пьесы Бомарше вместе с названием. Сейчас классическую фразу впору применить и к самим средствам массовой информации.

О колоссальном значении СМИ в обществе все наслышаны. Гораздо меньше мы знаем, как само общество оценивает свои медиа. Падение доверия к ним, зафиксированное социологическими исследованиями последних лет - это род критики, которую аудитория белорусских медиа адресует журналистам. СМИ Беларуси сегодня не являются инструментом развития элементов информационного общества. Они не только оказались заложниками политической ситуации, но во многом и репродуцируют ее, особенно те, что мы зовём «государственными».

Это — явный признак невысокого уровня медиакультуры — понятия, которое еще только начинает проникать в общественное сознание. Оно включает в себя способность средств массовой информации быть посредником между государством и обществом, между различными сегментами самого общества, а также быть реальным средством социализации личности. Но не только это. В понятие медиакультуры входит и способность большинства населения пользоваться качественными источниками информации и отстаивать свои права на такую информацию. Высокий уровень медиакультуры является обязательным признаком сильного гражданского общества и демократического государства.

Многого из этого в Беларуси нет.

Прежде всего, государственный контроль, присущий практически всем проявлениям общественной жизни, распространяется и на так называемую «четвертую власть» - медиа. То есть, прежде всего государственные структуры демонстрируют низкий уровень понимания социальной миссии СМИ. Государственная монополия на предоставление и распространение информации изначально задает ложный код всем тем процессам, которые могут здесь возникать. Медиа Беларуси нельзя назвать нормально функционирующими. Здесь можно встретить и откровенно ангажированный в сторону оппозиции или власти контент, и забвение здоровых рыночных условий деятельности, и отрыв от собственной аудитории, и нарушение этических норм и стандартов.

Однако, с другой стороны, в обществе нет и навыков ненасильственного и успешного сопротивления такому положению вещей. Нет демократической традиции различного рода протестными акциями привлекать к этой проблеме внимание большинства населения, использовать лозунг свободы слова как важнейший в политической борьбе за электорат. Как следствие — нет движения в сторону приобретения ключевого права на получение и распространение достоверной и полной информации о социуме.

Население в этих условиях предпочитает пассивные формы сопротивления, а именно — отказ от общения со СМИ и выбор различных альтернативных вариантов. Вряд ли это идет на пользу каждому, кто выбрал такую стратегию, и нации в целом. Развитие гражданского общества невозможно без интенсивного информационного обмена — как по вертикали, так и по горизонтали. У нас же по вертикали информационные потоки направлены исключительно сверху вниз, а по горизонтали — максимально ограничены различными законами, циркулярами и постановлениями, многие из которых противоречат Конституции страны и международным соглашениям, подписанным Беларусью.

Ситуация, когда аудитория перестаёт доверять каким-либо СМИ, в принципе - опасна. Происходит не только снижение уровня развитости медиакультуры, но также и упрощение общественных связей. А оно, в свою очередь, ведет к снижению политической активности населения, и, как следствие, к усилению вертикали власти. Подобная ситуация недопустима для страны, политический режим которой и так характеризуется авторитаризмом и отсутствием демократических свобод.

Низкий уровень медиакультуры в Беларуси является причиной несоблюдения прав человека в разных сферах общественной жизни, а в целом характер отношений белорусского общества и его медиа не удовлетворяет потребностям Беларуси как страны с потенциальным европейским будущим.

Однако среди индикаторов уровня медиакультуры, по которым у Беларуси - «отрицательные» показатели, есть и такие, где картина не столь однозначна. Один из важнейших — рефлексия массовой аудитории на «свои» медиа. Падение доверия можно ведь рассмотреть и с другой стороны. То, что аудитория белорусских СМИ выставляет им «отрицательные» отметки, говорит не только о невысоком уровне медиа, но и о вполне сложившихся, предъявляемых критериях, которые стали достоянием массового общественного сознания. То, что люди не доверяют «таким» медиа, говорит об определенном уровне требований со стороны населения. А это уже немало.

Американский ученый, специалист в области сравнительной политологии Люсьен Пай в своей работе «Понятие политического развития» выделял информированность людей как критерий, который способствует развитию общественных отношений: информированный человек более восприимчив к реформам. Следовательно, белорусскую аудиторию можно назвать достаточно осведомленной о реальном положении вещей в медиасфере.

Один из ведущих теоретиков, британский ученый и педагог Л. Мастерман обосновал актуальность медиаобразования в современном мире необходимостью интенсивного проникновение медиа в основные демократические процессы, влияния СМИ на сознание граждан страны. Можно сказать, в Беларуси этот закон сработал «от обратного».

Критический подход к медиа, развитая традиция медиаобразования, привычка аудитории ставить под сомнение опубликованное - вот путь включения гражданского общества в проблемы медиа. В свою очередь, критическое восприятие аудиторией СМИ вырабатывает у профессионального сообщества привычку относиться к читателю как к равному, думающему человеку, лгать которому в целях поддержания идеологии – занятие бессмысленное.

Учитывая феноменальную способность СМИ к саморазвитию, можно ожидать, что этот процесс — осознания обществом своих информационных прав - как раз в медиа же и начнется.

Эти ожидания не беспочвенны: в России, в Украине уже несколько лет действуют информационные ресурсы, целиком выполняющие функцию рефлексии медиа над медиа, то есть, - медиакритики.

Просветительская и познавательная функции медиакритики призваны изучать медиаландшафт и доносить знания о нём широкой аудитории. А это упреждает опасные тенденции падения доверия к СМИ. Аудитория же, понимающая, почему те или иные явления имеют место в государственных или оппозиционных СМИ, осознающая первопричины манипуляций и способная обнаружить их в публикациях, будет при этом доверять качественно сделанным СМИ.

В Беларуси начало этому процессу было положено созданием ресурса www.baj.by Корпоративный сайт Белорусской ассоциации журналистов, кроме прямых своих функций, постепенно наращивал просветительский потенциал, знакомя читателей с массивами юридических документов, регулирующих деятельность СМИ в Беларуси, осуществлял мониторинги нарушений даже тех законов, которые власти обязались выполнять, знакомил с миром медийных организаций и правозащитным движением в этой сфере. С появлением журнала «Абажур» в 2000-м году возникло пространство для более широких дискуссий о роли медиа, которые вели на страницах издания политики, социологи, литературоведы, психологи. Разумеется, и практикующие журналисты, публикующие критические обзоры по тем или иным актуальным проблемам.

Однако нельзя сказать, что медиакритика является основной целью и функцией этого сайта и этого печатного издания.

Два года назад возник специальный ресурс www.mediakritika.by, в короткие сроки завоевавший стабильную и обширную аудиторию. Это говорит о готовности белорусского общества воспринимать и генерировать рефлексию на медиа, и делать это постоянно.

Трудно надеяться, что функцию медиакритики широко разовьют государственные медиа Беларуси. Но это означает только то, что они самоустраняются от возможности укреплять контакты с собственной аудиторией. Что для них является большей проблемой, чем для медиа независимых. Это со всей очевидностью показали последние замеры в белорусском социуме.

Медиакритика Беларуси де-факто существует как Интернет-ресурс. Явные преимущества работы в Сети - это интерактивность, перспектива создания мультимедиа проектов, которые пользуются популярностью у молодежи. Названные белорусские сайты реализуют возможности Интернета в высокой степени: так, проект www.mediakritika.by даже производит свой видеоконтент. baj.by и mediakritika.by ведут страницы в социальных сетях. Распространение информации здесь происходит вирусно, а потому оба проекта охватывают немалую аудиторию. Помимо этого, медиакритика в Беларуси сегодня создает ресурсы для мониторингов СМИ, данные из которых нужны как неправительственным правозащитным организациям, так и профессионалам в сфере медиа. Проекты по медиакритике в Беларуси отличаются комплексным подходом: они ориентированы и на профессиональное сообщество, и на массового потребителя.

Белорусская медиакритика, представленная проектами baj.by и mediakritika.by, в сегодняшнем своем виде является инструментом повышения медиакультуры Беларуси и оказывает положительное влияние на обогащение социальных отношений новыми мотивами и смыслами. Кроме того, выполняемая медиакритикой просветительская функция возвращает доверие аудитории к тем СМИ, которые работают по европейским и мировым стандартам журналистики.

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: