ОБ АВТОРЕ

Журналист.

В 2006 году была отчислена с Факультета журналистики БГУ за участие в акции протеста после президентских выборов.

Окончила факультет журналистики Ягеллонского университета (Краков, Польша).

С 2009 по 2011 год работала редактором новостного отдела и контент менеджером портала chechenpress.org.

С 2010 года работала на популярном польском телеканале TVN.

С августа 2012 – специальный корреспондент  «Радио Рация».

Публиковалась в российской «Новой Газете», «Нашай Ніве»,  сотрудничала с информационным агенством  БелаПАН, интернет-порталом TUT.BY и другими.

Вы здесь

Инфографика: что визуализировать и где набрать команду

Интервью

Читатели любят интересные истории, но не любят, когда много цифр. Поэтому цифры нужно визуализировать, превращая нечитабельные тексты и таблицы в понятную инфографику. Небольшая редакция  украинского проекта Texty.org.ua уже несколько лет специализируется на журналистике данных. Ей принадлежат сложные проекты визуализации дорожно-транспортных происшествий в Киеве, результаты голосования в Верховную раду, рейтинг депутатов-прогульщиков и другие.

Главный редактор  Текстов Роман Кульчинський рассказал Mediakritika.by как начать делать инфографику, даже если для этого нет ничего, кроме желания.

Роман, по Вашему мнению, зачем вообще нужна инфографика?

Есть разные цели. Например, статью, которая изобилует цифрами и данными, читатель до конца просто не осилит. Поэтому всегда интереснее внести эти цифры в инфографику – это самый простой вариант подать информацию доступно, интересно и сделать её запоминающейся. Кроме всего прочего инфорграфикой можно показать, как происходят сложные процессы. Ну, например, технология добычи сланцевого газа (хотя подобная инфографика и не совсем наш профиль). В нашем конкретном случае мы чаще всего используем инфографику, чтобы показать данные, которые в таблице Excel никому не будут интересны. Они скучны и не производят впечатления. Например, результаты выборов или динамика конфликта в Крыму.

Очень прикольно  делать инфографику из правительственных данных. Правильно преподнесённые цифры говорят гораздо больше, чем большая редакционная статья.

Инфографика рассчитана на какую-то особую аудиторию?            

Как таковой целевой аудитории у нас, например, нет. Инфографика рассказывает историю так же, как и обычные журналистские статьи. Поэтому сложно сказать, на кого конкретно мы ориентируемся. Это зависит от ситуации. Например, инфографику на тему, интересующую молодых людей, изучает молодёжь. Про то, какая будет пенсия после принятия нового закона, – пенсионеры.

Как вы выбираете материал для инфографики?

Как правило, инфографика показывает цифры. Результаты выборов – это инфографика. Карта местности, на которой добывается сланцевый газ, – это инфографика. Сеть связей между депутами разных фракций – это тоже инфографика. Начальные данные всегда предоставлены в таблицах, а потому среднестатистический читатель их, как правило, никогда не изучает. Как я ранее говорил, ему просто скучно. Поэтому, если вы как редактор, видите интересные цифры и понимаете, о чем они говорят, начинайте придумывать инфографику. Всегда очень важно сравнивать. Например, в Украине, условно говоря, малый бизнес платит 20% от основной суммы налогов, собранных в бюджет. И это не очень интересно. А если мы сравним украинские данные с данными соседней страны, где, например, часть малого бизнеса составляет 60%? Это сравнение покажет положение вещей в Украине. И вот тогда это становится интересно.

Где еще можно брать темы для инфографики?

Мы всегда смотрим, какие данные предоставляет наше правительство и интересно ли это визуализировать. Иногда мы специально стараемся вытащить данные из госструктур, используя закон «Про доступ к публичной информации», согласно которого чиновники обязаны предоставлять данные, которые у него просит гражданин. Так, например, мы получили данные от ГАИ про ДТП в Киеве.  Ну а сами темы придумываем и обсуждаем на планёрках.

А как понять, годится тема для инфографики или нет?

Точно так же, как и в классических статьях. Инфографика должна открыть читателю что-то новое. Нужно постараться представить, какая именно инфографика может впечатлить вашего читателя. Например, мы сейчас думаем над тем, как показать в Украине динамику смертей, связанных с революцией и российским вторжением. Потому что ежедневно в новостях передают про новые смерти, но собранные в одном месте данные и хронология может крайне впечатлить и показать, насколько ужасна ситуация, в которой мы оказались.

В вашем случае, кто задействован в производстве инфографики?

Ну, во-первых, редактор, который придумывает тему и объясняет дизайнеру, как рисовать. Журналист, который собирает данные, тексты, заголовки и тому подобную мериторическую часть. Дизайнер, который рисует. Вообще, идеальная ситуация, это когда журналист имеет навыки дизайнера и наоборот. Ну, потом для интерактивной инфографики ещё нужен программист.

Можете немного подробнее рассказать, как устроен процесс производства инфографики от начала и до конца?

Сперва – идея. Потом –  сбор данных. Потом изучения данных на предмет чего-то очень интересного. Потом определение, что конкретно из собранных данных мы будем показывать. Потом собственно рисование. Обсуждение, насколько графика показывает изначальную идею, понятна ли она читателю с первого взгляда. Затем подготовка текстовых элементов. Ну и всё.

Сколько времени на это нужно?

Это зависит от сложности работы, объёма данных. Есть онлайн инструменты для изготовления простых график, с их помощью можно сделать работу за пару часов. Вообще у нас уходит где-то от двух дней до двух недель от начала сбора данных до изготовления простой инфографики. Сложные интерактивные проекты с нашим достаточно ограниченным штатом могут делаться месяцами. Всё зависит от данных, которые вы хотите показать.

По вашему мнению, вообще стоит ли заниматься изготовлением инфографики небольшим редакциям? Игра стоит свеч?

Половина нашего бюджета – это изготовление инфографики на заказ. Поэтому наши собственные графики, которые мы публикуем на сайте, только лишь подтверждают нашу репутацию.

Где найти людей, понимающих в инфографике?

Подготовить их самим. Мы проводили начальные обучающие семинары и там уже выбирали самых талантливых слушателей. Им предлагали работу на основе фриланса.

С чего начинать, если очень хочется, если тема интересна, но ты ничего не умеешь, и нет людей, способных тебе помочь?

С Infogr.am. Ресурс простой, как двери. Хотя мой компаньон Анатолий Бондаренко, который курирует инфографику на нашем сайте, называет рисунки на инфограме треш-графикой. Зато это очень просто и быстро. Мы тоже иногда пользуемся.

На кого вы ориентируетесь  в работе?

На монстров инфографики из The New York Times, National Geographic , Guardian Data Blog. Проше говоря, на лидеров в нашей сфере. Но прежде всего, создаём свой бренд и ориентируемся на себя.

За кем стоит следить в этой отрасли?

Очень много, посмотрите полный список на нашем сайте.

Уместно ли, по-вашему, использование инфографики в рекламных целях?

Ну конечно. Это намного интереснее, чем показывать каких-то условных кроликов в рекламе мобильного оператора. Инфографика в рекламе может быть использована компаниями, которые владеют большими объёмами данных. Прежде всего, это банки и мобильные операторы. Их огромные массивы данных можно очень интересно и захватывающе представить.

Можете подать три примера Вашей любимой инфографики?

Ну, прежде всего, это красивая и утончённая графика о нобелевских лауреатах, подготовленная  итальянской ежедневной газетой Corriere della Sera

Инфографика «Что про вас знает ваш мобильный» работы немецкой Zeit Online.

Просто шикарная работа, которая показывает распространение слухов в Twitter во время беспорядков в Лондоне, представленная в английской The Guardian.

Расскажите про свою самую сложную инфографику.

Самая сложная наша работа, это рейтинг школ на основе результатов Внешнего независимого оценивания (ВНО) выпускником к привязке карты местности на которой живет пользователь. Этот масштабный проект профинансировал фонд «Возрождение». Трудность возникла на последнем этапе. У нас была база данных как ученики той или иной школы сдавали ВНО, но в ней не было адрес школ. И была вторая баз с адресами школ, мы ее нашли на сайте Центризберкома, поскольку избирательные участки находятся в школах. И вот на финальном этапе выяснилось, что названий школ в одной базе и другой не совпадают. Например в одно базе  «средняя школа», а во второй «СШ». А это более 20 тысяч названий.  Такая проблема характерна для работ в жанре «журналистики данных».

Что касается простой инфографики, то достаточно трудообъемной  была работа, показывающая доходы и расходы бюджета 2013 и его распределение по областям. Самая большая проблема в работе была собрать данные. Сначала мы долго высчитывали из бюджета, сколько в какую область направляется средств. В бюджете также есть дополнение - «субсидии местным бюджетам». Ну и плюс другие затраты, которые финансирует Центр и которые раскиданы по всему бюджету. Мы консультировались с  экспертами, которые рассказывали, в каких разделах искать. Потом выбирали отдельные статьи всего бюджета, какие были затраты в каждой области. После этого, данные, которые мы выбирали, показывали эксперту, который подсчитывал, правильно ли мы считали. Затем мы столкнулись с проблемой, где взять данные, сколько и какая область собирает налогов в центральный бюджет. Таких данных в открытом доступе нет. Но, согласно закону «Про доступ к публичной информации», мы отправили запрос в Министерство налогов и сборов и нам дали данные в PDF. Мы переформатировали это в Excel.  Потом начали рисовать с помощью онлайн платформы Tableau, которая позволяет делать интерактивную графику. Попробовали 2-3 варианта, выбрали подходящий. 

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: