Вы здесь

Медиаобразование в Беларуси: кому это надо?

В фокусе

В школе нас учили читать и писать. Еще раньше – в детском саду – распознавать цвета, формы, звуки. Мама учила отличать горячее от холодного, не пользоваться острыми предметами и не трогать розетки. Но никто и никогда не учил нас смотреть и слушать телевизор. Максимум – ограничивали время просмотра мультиков и отправляли  в постель, когда по «ящику» транслировали «взрослые» фильмы.

На время праздников телевизор и вовсе становился главным украшением стола. Помните, как ни один Новый год не обходился без просмотра «Голубого огонька»? А перед этим неизменных – «С легким паром!», «Служебный роман» и т.д.? А на каникулах дворы пустели, когда по телевизору в который раз показывали Электроника и мушкетеров. Телевизор был праздником, воспитателем, нянькой… Думали ли мы, что он может быть опасен? Если только загорится, но мы-то знали, как набирать 01.

Времена изменились, сегодняшние телетрансляции отличаются от телетрансляций нашего детства, как трехколесный велосипед и сигвей. Вроде бы и то, и другое едет, но какая разница!

Впрочем, о достоинствах прогресса и той информационной революции, которая произошла в мире с приходом Интернета в каждый дом, говорено немало. А вот о недостатках и опасностях – предпочитают молчать. Вместе с тем, мы же помним, что предупрежден – значит вооружен. Потому медиаграмотность сегодня так же важна, как традиционная грамотность. Уметь не только видеть и слышать, но и анализировать (сравнивать, подвергать сомнению, критически оценивать) то, что льется на головы потребителей с экранов телевизоров, – незаменимо ничем.

«СМИ принадлежать корпорациям, принадлежат государствам и даже в демократических странах они не свободные от влияния рекламодателей, различных политических сил и т.д. – говорит профессор Европейского гуманитарного университета Эдуард Мельников. – Все это порождает механизм манипулятивного. и от этого нужно уметь защищаться, потому что наличие манипулятивных СМИ это реальность даже в демократических странах. Поэтому важно уметь защитить экологию личного духовного пространства».

 

Чему не учат в школе?

Особенно важным в этом связи становится медийное воспитание подрастающего поколения.

«Маленький современный человек с самых первых дней своей жизни погружается в мир визуальной культуры, которая нас окружает, чего не было еще лет 40-50 назад, - отмечает профессор Мельников. - Ну, а раз он погружается в мир визуальной культуры, в мир визуальных образов и  таким образом в мир трактовок  окружающего мира, то ему действительно необходимо в жизни и понимать каков этот визуальный мир, потому что он не природный, а создается людьми, а ведь мир создается с разными целями  и разными людьми».

В Беларуси 95% школ имеют доступ к интернету, в том числе 80% -  к широкополосному. К 1 сентября 2014 года Министерство связи и информатизации страны рассчитывает подключить к интернету все школы. По статистике в целом по стране каждый третий житель имеет доступ к Интернету, а значит, способен искать и находить альтернативную информацию из разных источников. Но на деле этого не происходит.

Мы по-прежнему предпочитаем пользоваться электронной почтой, зависать  с друзьями в социальных сетях и там же, между делом, черпать информацию о событиях в стране и мире.

Но это еще полбеды, настоящая трагедия в том, что находясь в Интернете мы оказываемся совершенно незащищенными перед мошенниками, маньяками и другими не чистыми на руки и помыслы людьми. И все это по причине полного отсутствия знаний о том, как защитить свою жизнь и информацию о себе в сети. Особенно страдают от этого дети, которые нередко становятся жертвами маньяков и педофилов.

Вот почему сегодня все чаще говорят, что медиаобразование должно и может стать неотъемлемой составляющей образовательного процесса. Чтобы, с одной стороны,  сформировать культуру общения молодежи со СМИ, раскрыть творческие и коммуникативные способности личности, ее критическое мышление, развивать умения правильно анализировать и оценивать медиатексты, а с другой научить детей правилам «информационной гигиены».

Что же такое медиаграмотность? Она подразумевает под собой,  что человек начинает понимать процесс массовой коммуникации и то, как медиа оказывает воздействие, как на отдельных индивидуумов, так и на общество в целом. Он умеет отличать манипулятивные технологии, понимает как воздействует на него реклама и имеет возможность, в случае необходимости противостоять ей. Он знает, где, как и в какой степени может быть открытым новым контактам и связям. Умеет закрывать свои персональные данные и т.д.

Человек, который хотя бы в малой степени обладает такими навыками, становится способен воспринимать, анализировать, создавать и оценивать медиатексты, а также понимать социокультурное и политическое функционирование медиа, умеет противостоять попыткам обвести себя вокруг пальца, выведать важную информацию и прочее.

Что греха таить,  население Беларуси довольно слабо представляет себе свои информационные права, не умеет отличить пропаганду от журналистики, готово на веру принимать все, что говорится с «голубых» экранов. Именно потом вести информационные войны у нас так легко и просто. Вот и последняя инфовойна развязанная российским телевидением против Украины высветила серьезные пробелы в медиаобразовании наших сограждан. Даже при наличии Интернета, где можно найти десятки опровержений тому, что показывает пропаганда Восточной соседки,  большинство моих сограждан с готовностью распространяет слухи об ограбленных, изнасилованных и оставленных без помощи белорусах, которые едва пересекают украинскую границу.

В Беларуси, в отличие, скажем от той же Канады либо стран Скандинавии, где читать и анализировать медийные тексты детей учат с детсадовского возраста, нет проектов государственного уровня, которые занимались бы медиаобразованием. 

Олег Манаев, профессор социологии и основатель НИСЭПИ, на основании 20-летних наблюдений говорит следующее: «Одни белорусы (речь идет о миллионах людей) находят себя, удовлетворяют свои информационные и коммуникационные интересы в государственных СМИ, а другие – в негосударственных. Таким образом, медийная система участвует в воспроизводстве социальной системы. И разорвать этот круг очень трудно. Даже при кардинальной смене власти на это потребуются годы»

 

Можно ли исправить ситуацию?

Конечно, на то, чтобы население страны стало медиаграмотным, потребуются годы, а то и десятилетия. Но для начала процесса медиаобразования необходима, в первую очередь, политическая воля. А ее, как предполагает профессор ЕГУ Эдуард Мельников, как раз и нет.

«Нужно ли давать детям медиаобразование, чтобы объяснять им, почему белорусское телевидение, как минимум, бесполезная, а вообще-то говоря очень вредная штука. И оно по большому счету и не телевидение вовсе,  и не медиа, антителевидение и антимедиа?» - задается вопросом профессор. И приходит к выводу, что государство в этом не заинтересовано. Как во многом не заинтересованы и родители сегодняшних детей.

Конечно, есть и другие отрицательные факторы, которые влияют на уровень медиаобразования населения. Белорусы очень консервативны, предпочитают черпать информацию из одного-двух «проверенных» ресурсов, мало интересуют иностранными медиа (за исключением российских телеканалов), и часто просто не считают необходимым  лучше разбираться в медиа. В результате этого, мы все чаще сталкиваемся с тем, что появляется невостребованность медиа как таковых.

Что касается положительных факторов в Беларуси, влияющих на эффективность медиаобразования, то здесь можно отметить, в первую очередь,  тенденцию к падению доверия населения к СМИ, что поднимает планку потребностей аудитории и дает толчок тому, чтобы медиа улучшали качество своей работы и качество предоставляемой информации.

К положительным факторам можно также отнести наличие двух мощных журналистских организаций в стране, БАЖ и БСЖ, которые также могли бы взять на себя функцию медиаобразования населения. Можно, для начала, предложить какой-то совместный проект Министерству образования. Пусть это будут кружки или факультативы, на которых дети и подростки в игровой форме будут учиться безопасно пользоваться компьютерами и интернетом, уметь защитить себя от приставаний в социальных сетях, уметь отличить язык вражды и ненависти, научиться толерантному восприятию отличных от себя людей.

Кажется, такие уроки медиабезопасности сегодня должны появиться в каждой школе, чтобы завтра взрослым не пришлось жалеть об еще одном потерянном поколении. А государство не взялось за голову при виде того, что творят его граждане, уже сегодня буквально утонувшие в потоках информации, которую никто не в силах фильтровать.

Справедливости ради надо отметить, что пока государственная машина раскачивается и только думает о том, как научить детей безопасному поведению в интернете, негосударственные и коммерческие структуры уже взяли на себя такую общественно-полезную миссию. Так компания мобильной связи МТС проводит уроки полезного и безопасного интернета, на которых учит детей, как и с кем общаться  в Интернете, кому нельзя сообщать свои личные данные, когда следует посветить родителей в разговоры в социальных сетях.

Елена МЕЛЬНИКОВА, студентка 3 курса программы "Медиа и коммуникация" Европейского гуманитарного университета

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в:

Опрос