ОБ АВТОРЕ

Журналист, медиаэксперт, преподаватель.

Редактор пяти закрытых газет. 

Бывший вице-президент Белорусской ассоциации журналистов. Председатель Комиссии по этике БАЖ.

Преподает в Европейском гуманитарном университете.

Вы здесь

Этика – повод для административных мер?

В фокусе

В Литве прекращено издание общенациональной ежедневной газеты «Республика». Теперь она выходит как еженедельник...

 

Использовали

Не так давно Mediakritika.by рассказывала, что национальная комиссия по этике журналистов и издателей Литвы приняла  решение о признании газеты «Республика» ( имеющей русскоязычный вариант) и «Летувос ритас» ( не имеющей русскоязычного варианта) изданиями, не соблюдающими правила профессиональной этики.

Помимо удара по имиджу такое решение несло за собой лишение налоговых льгот и возможности получать деньги от государства в качестве участника разного рода проектов.

И вот на днях газета (цитируем ИТАР-ТАСС) «несущая свободное слово, но постоянно подвергающаяся нападкам правящих кругов вынуждена закрыться». Так говорилось в редакционном обращении «Республики» к читателям. Там же – не лучшие мнения о деятельности комиссии по этике журналистов и издателей Литвы.

«Нас душат финансово», - отметило издание. «Мы намерены больше не издавать газету, так как для этого у нас нет финансовых возможностей. Демократия Литве не очень нужна», - заявила директор издающей «Республику» компании Диана Велецкене.

То есть, по версии «Республики», решения этические трансформировались в решения административные, повлекшие за собой закрытие газеты. А это – нехороший прецедент. Поскольку (по версии газеты) комиссию по этике использовали «правящие круги». Что уже вообще не вписывается ни в какую этику...

 

А использовали ли?

Правда местные журналисты утверждают, что все не совсем так. Или даже совсем не так. Просто ежедневный таблоид «Вакаро жинёс» («Вечерние новости»), издающийся этой же кампанией, оказался коммерчески более выгодным проектом, чем «Республика». Ее тираж в последнее время неуклонно падал и вместе с русским дублем не превышал 20 тысяч экземпляров, в то время как «Вакаро жинёс», например, выходит тиражом более 37 тысяч. Она, кстати, так же бывает участником  медийных скандалов.

И вот, ежедневной «Республики» нет, но «Вакаро жинёс» теперь выходит на русском языке, переняв стилистику «Республики»: та же верстка, те же рубрики, та же редактор – в недавнем прошлом редактор русскоязычного издания «Республики» Надежда Доронина. 

Зато теперь налоговые ограничения, а так же запрет участвовать в проектах с государственным финансированием, касавшиеся «Республики», не касаются «Вакаро жинёс». А «Республика» выходит как еженедельник большим объемом.

 

Решения этические или как?

С представителями кампании, издающей «Республику», автору Mediakritika.by поговорить не удалось – сплошь отсылки к редакционному обращению. Зато председатель комиссии по этике Союза журналистов и издателей, известный литовский врач  Линус Слушнис на интервью согласился легко.

– Разумеется, ни о каком использовании нас властями для подавления свободных СМИ речи не идет. Во-первых, повторяю, за два минувших года нам пришлось рассматривать жалобы на «Республику» одиннадцать раз! Это абсолютный рекорд. При таком количестве жалоб мы были просто вынуждены принимать какое-то решение в рамках нашего регламента.

Во-вторых, коллеги теперь шутят: «Республика» должна комиссию по этике долго благодарить, за то, что она дала достойный повод перейти в более экономный еженедельный формат. И действительно: ее тираж неуклонно сокращался. В связи с этим, рекламные поступления уменьшались катастрофически.

Но, несмотря ни на что, газета не развивалась, практически не использовала новые технологии и носители информации. И если популярные в Литве «Летувос ритас», «Дельфи», «15 минут» активно использовали новые возможности, а «Летувос ритас» даже создала собственное телевидение, то «Республика» ограничилась  всего лишь интернет-версией газеты. Причем, сменяемость информации там невысокая. Новости постоянно опаздывают.

Кстати говоря, теперь то же самое происходит с «Вакару экспресас» – газетой, издаваемой той же кампанией в Каунасе. Из нее уходят сотрудники. Причина – газета не платит деньги.

То есть, получается, проблема не в этике, а в экономике.

К тому же: за минувшие четыре года решения о несоответствии этическим стандартам были приняты нами по отношению к четырем СМИ: литовское ТВ-3, «Летувос жиниос», «Летувос ритас» и «Республика». Но прекратила существование только ежедневная «Республика». Остальные СМИ тоже были в ярости, некоторые сочиняли и публиковали о членах комиссии и обо мне, членах моей семьи всякие … Как бы это помягче на русском языке... Не знаю... Но с рынка не ушли, живут и здравствуют.

Другое дело, что «Летувос ритас» обратилась с иском в суд, и вскоре начнется медленный – на год-полтора – судебный процесс. А у «Республики», по-моему, на судебное разбирательство просто нет денег. И потому, повторяю, экономика заставляет сокращаться. А тут такой удобный случай...

 

P.S.

Похоже прекращение издания ежедневной «Республики» к решению комиссии по этике отношение если и имеет, то самое малое. А вообще эта история заставляет задуматься вот о чем: постепенное внедрение профессиональной этики журналистов на постсоветском пространстве происходит, но часто происходит, мягко говоря, странно. В данном конкретном случае с нашими соседями  профессиональная этика, как основа саморегулирования СМИ,  используется не для повышения качества информации, а для оправдания ее невысокого качества.

Собственно, Бог с ними с соседями...Мне уже случалось приводить белорусские примеры, когда за профессиональной этикой прятались, не желая демонстрировать полное отсутствие источников информации. А так же для примитивного сведения счетов. А так же... Много всего.

Это как с заповедями Моисея – по сути, этическим кодексом для большой  части человечества. Хотя и сказано: не убий, не укради, не возжелай жены ближнего...и вола его... и осла его... Но человечество перманентно убивает, ворует, желает ( и часто получает!) жену ближнего, и вола его, и осла его... А сами заповеди использует для оправдания самых гнусных поступков.

Но я не унываю. Оно часто так бывает: вначале только разговоры о предмете. Потом использование его – кто как сумеет. Потом постепенное осознание. А потом, когда представление о предмете устоится в сообществе – потом уже  и нормальная работа. Я надеюсь...

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: