ОБ АВТОРЕ

Журналист-международник.

Магистр Школы журналистики Колумбийского университета (Нью-Йорк), специализация "политическая журналистика".  (2011).

Выпускница факультета журналистики Белорусского государственного университета (2003).

Редактор приложения "Европейский вектор" еженедельника "Белорусы и рынок". Сотрудничала с Европейским радио для Беларуси (Еврорадио).

Ментор в программе "Медиасоседство", реализованной конcорциумом под управлением BBC Media Action

Член Белорусской ассоциации журналистов.

Вы здесь

Проверка фактов: уроки от Storyful

Тренды

Сайт American Journalism Review предлагает СМИ брать пример с сайта Storyful при проверке фактов.

Основанная в Дублине в 2010 году бывшим тележурналистом Марком Литтлом компания Storyful своей главной задачей считает проверку подлинности информации, которая «вирусно» распространяется в социальных сетях. «Услуги детективов компании, - команды из 45 человек, находящихся в Гонконге, Ирландии и Нью-Йорке, - становятся все более актуальными для СМИ, которые вынуждены работать в условиях жесткой конкуренции», - утверждает AJR. Особенно это касается экстренных ситуаций,  когда первую информацию с места происшествия (терактов, катастроф, военных действий) предоставляют непрофессионалы. American Journalism Review детально описывает способы верификации данных, которые применяет Storyful.

 

Что проверяют?

Storyful проверяет три основных характеристики контента, поступающего из социальных сетей: дату, место и подлинность личных данных человека, который опубликовал информацию. При анализе видео особое внимание уделяется погоде, заметным географическим объектам, фоновому вещанию радио и другим с виду незначительным деталям.

 

Откуда берутся материалы для проверки?

Команда Storyful постоянно отслеживает Facebook, Twitter, YouTube, Instagram, Vine, Flickr и другие социальные сети, чтобы вовремя заметить потенциально "вирусные" сообщения и видео. "У нас есть три главные цели: как можно раньше открыть этот контент, проверить его настолько хорошо, насколько это возможно, и передать его нашим клиентам". Недавно Storyful купила News Corps, что должно позволить сервису удвоить количество сотрудников в ближайшие два года.

 

Кто покупает продукт Storyful?

Среди клиентов Storyful - газета The New York Times, телеканал ABC и портал Yahoo. Все они оплачивают ежемесячный абонемент размером от полутора тысяч до десятков тысяч долларов.

 

Бостонский марафон

Видео взрыва, загруженное на YouTube, проверялось следующим образом:

1.      Чтобы проверить место съемки, улицу на видео сверили со снимком этой же улицы на Google Street View. Место подтвердились

2.      Затем журналисты проверили, зарегистрирован ли автор видео на Pinterest и других социальных сетях. Оказалось, что псевдоним принадлежит Морган Треси.

3.     Так как видео предположительно было снято матерью Морган Треси, которая якобы принимала участие в марафоне, журналисты проверили базу данных Бостонской ассоциации легкой атлетики, чтобы узнать, была ли в ней зарегистрирована какая-либо миссис Треси. С такой фамилией была лишь одна бегунья: Дженнифер Треси, в возрасте от 45 до 49 лет, проживающая в штате Нью-Йорк.

4.     Статистика бега Дженнифер Треси на марафоне показывала, что она пересекла отметку в 40 километров в 14:38, однако не добежала до финишной прямой спустя 2 километра. Сверив эти данные с зарегистрированной в базе данных средней скоростью бега женщины, журналисты пришли к выводу, что она могла находиться недалеко от финишной черты в момент взрыва.

5.     Более того, журналисты обнаружили, что один из контактов Морган Треси в Facebook, Джерард Куинн, написал, что гордится своей племянницей Дженнифер, которая участвует в Бостонском марафоне. Затем он написал, что Дженнифер не пострадала во время взрыва и возвращается домой.

6.   Сотрудники Storyful нашли телефон Дженнифер в телефонном справочнике и позвонили ей, чтобы подтвердить, что видео принадлежит ей.

8. Параллельно в Твиттере они спросили у Морган Треси, можно ли им использовать видео, и получили согласие.

 

Вертолеты в Крыму

28 февраля 2014 года в YouTube появилось видео,  которое якобы показывало 11 российских вертолетов, летящих над территорией Крыма на низкой высоте.

1.      Журналисты Storyful нашли в социальных сетях информацию о человеке, который разместил видео в YouTube. Согласно этой информации, он проживал недалеко от Евпатории.

2.      Фон видео был смазанным, а само видео было низкого качества, поэтому проверить «картинку» было сложно. Однако фоном шла радиосводка украинских новостей, которая также указывала на то, что автор видео находился в Крыму.

3.      Затем сотрудники Storyful проверили дату новостей: она совпала с датой загрузки видео, 28 февраля.

4.      Следующий шаг – проверка погоды в регионе с помощью сервиса WunderMap от Weather Underground. Сервис подтвердил, что 28 февраля в поселке Червоне, где якобы было снято видео, была низкая облачность.

5.      Затем в YouTube появилось еще одно видео, показывающее российские вертолеты. В названии видео указывалось село Песчаное (журналисты перевели название с помощью Google Translate как Sandy).

6.      Скопировав название села на русском языке, журналисты проверили его на Google Maps. Приблизив картинку в спутниковом режиме, они смогли опознать некоторые здания, присутствовавшие на втором видео.

7.      Спустя два дня украинские чиновники подтвердили, что российские вертолеты действительно проникли в этот день в украинское воздушное пространство.

 

Cоветы Storyful для журналистов:

1.      Подвергайте сомнению все. Никогда не доверяйте «проверенным источникам». Никогда не думайте, что если информация появилась в уважаемых СМИ, она обязательно будет правдивой.

2.      Хорошо проверяйте собственный контент. В частности, если вы публикуете снимок, взятый из социальных сетей или других СМИ, проверяйте его в Google Image, чтобы найти самую раннюю его версию. Часто один и тот же снимок путешествует по Интернету долгое время под различными названиями. (Прим. автора: сейчас этим приемом часто пользуется сайт stopfake.org. Вот один из примеров такой проверки). 

3.      Пользуйтесь бесплатным инструментом Storify Multisearch: это плагин для браузера Chrome, который позволяет быстро искать информацию сразу в нескольких социальных сетях.

4.      Проверяйте и перепроверяйте источник. Минимум, что нужно сделать, если вы видите «срочную новость» в социальных сетях, - проверить профиль ее автора. Обратите внимание на то, как долго этот человек пользуется социальными сетями (только что созданный Твиттер-аккаунт должен как минимум вызвать подозрения), кто у этого человека в контактах. Если возможно, то свяжитесь с ним непосредственно. Еще один способ – проверить, написал ли об этом событии кто-то еще. Обычно, если произошло что-то серьезное, об этом пишет в соцсетях сразу несколько человек.

5.      И наконец, последний совет от Storyful для каждого журналиста: «Самое главное – не быть глупыми».

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: