ОБ АВТОРЕ

Журналист-международник.

Магистр Школы журналистики Колумбийского университета (Нью-Йорк), специализация "политическая журналистика".  (2011).

Выпускница факультета журналистики Белорусского государственного университета (2003).

Редактор приложения "Европейский вектор" еженедельника "Белорусы и рынок". Сотрудничала с Европейским радио для Беларуси (Еврорадио).

Ментор в программе "Медиасоседство", реализованной конcорциумом под управлением BBC Media Action

Член Белорусской ассоциации журналистов.

Вы здесь

Краудфандинг или спонсированные рубрики?

В фокусе

Поводом для споров, о которых пишет Columbia Journalism Review (CJR),  cтал контракт, заключенный между газетой города Гринсборо News & Record и фирмой ArtsGreensboro. За $15.000 газета обязалась расширить свое освещение культурной  тематики и в течение года опубликовать на 70 «культурных» статей больше, чем в среднем за предыдущие 12 месяцев. При этом ArtsGreensboro пообещала не вмешиваться в редакционную политику News & Record и объяснила свое спонсорство желанием поддержать газету.

Сделка между News & Record и ArtsGreensboro возмутила бывшего главного редактора издания, Джона Робинсона. По мнению Робинсона, «вместо того чтобы получать средства на освещение культурной тематики от конкретной организации или бизнеса, газета могла бы попросить общественность поддержать ее в освещении конкретных тем». Иными словами, Робинсон предлагает модель краудфандинга, при которой свой вклад в тот или иной проект СМИ вносят читатели и иные заинтересованные лица, но при этом отсутствует один «заказчик» контента. Краудфандинг «позволяет сообществу читателей высказать свое мнение о тематике газеты и возложить ответственность за финансирование на всех читателей, а не на одного главного спонсора».

Автор Columbia Journalism Review Кори Хатчинс утверждает, что «с эмпирической и редакционной точкек зрения, если СМИ решается уступить часть контроля за редакционной повесткой дня», то лучше разделить этот контроль с читателями, чем «с группами извне, неважно, насколько у этих групп благие намерения».

В интервью для СJR основатель организации Spot.Us Дэвид Кон заявил, что уже в 2008-2009 году пытался презентовать идею краудфандинга различным газетам, но никто не выразил особенного энтузиазма. «В те годы краудфандинг был еще неизведанной территорией. Однако в наше время никому не надо объяснять, что это такое», - отмечает Дэвид и предлагает газетам тестировать эту модель финансирования. По его словам, краудфандинг не решит все экономические проблемы в журналистике, однако это «фрукт, который легко сорвать».

Примеров краудфандинга в журналистике становится все больше. Помимо всем известного портала Kickstarter, существуют проекты, ориентированные на отдельных репортеров – такие как Beacon Reader. Успехом пользуются не столько журналистские проекты как таковые, сколько совместные инициативы  СМИ и неправительственных организаций. Например, в 2013 году еженедельник Arkansas Times в сотрудничестве с организацией InsideClimate News собрали более $25.000 на проект по расследованию разлива нефти концерна ExxonMobil в городе Мэйфлауэр в Арканзасе.

Еще один новостной портал, использующий краудфандинг, - это MinnPost в штате Миннесота. Портал тестирует различные виды краудфандинга. Один из первых проектов MinnPost предлагал вносить небольшие суммы, от $10 до $25, на поддержку работы журналиста портала, а по достижении суммы в $10.000 еще столько же доложила коммерческая компания. В другом проекте MinnPost удалось собрать $130.000 на освещение экологической тематики два раза в неделю. Кроме того, благодаря краудфандингу портал освещает проблемы, связанные с психическим здоровьем, а также более подробно освещает вопросы культуры.

Главный редактор MinnPost  Джоэль Крэймер утверждает, что идея обратиться к краудфандингу возникла у портала благодаря анализу статистики посещаемости: «Мы обнаружили, что около 100 тысяч человек читают нас как минимум два раза в месяц, поэтому мы решили, что для того чтобы получить финансовую поддержку, нам достаточно обратиться к уже имеющейся читательской аудитории». Издание не отказывается от дотаций со стороны отдельных неправительственных организаций или фондов, но основные средства получает от своих читателей.

По словам Пенни Эбернэйти, автора книги «Спасение журналистики, финансируемой сообществом: путь к процветанию», успех модели краудфандинга в традиционном газетном бизнесе зависит от ряда факторов. Одним из ограничений краудфандинга является то, что для его успеха необходимо наличие достаточно хорошо зарабатывающей читательской аудитории с сильной потребностью в новостях определенного типа. Так, в штатах, где активно развиваются научно-исследовательские проекты, читатели могут поддержать освещение тем, связанных с наукой и техникой. Однако «в более бедных сельских местностях, где слабое экономическое положение нанесло удар по рекламе и доходу от продаж, краудфандинг вряд ли сможет профинансировать репортажи общественной важности на общую тематику».

Есть и другие ограничения:

-  Как правило, истории успеха в краудфандинге касаются отдельных, ограниченных во времени проектов, а не постоянно работающих оргаинзаций.

- Многие преданные читатели традиционных газет все еще читают их на бумаге, и не онлайн, и им сложнее будет совершать онлайн-платежи.

- Если «толпой» окажется всего несколько зажиточных человек, связанных с определенными оргаинзациями, то чем краудфандинг лучше спонсорства?

Тем не менее, утверждает Columbia Journalism Review, «краудфандинг менее сопряжен с риском и более привлекателен, чем спонсорство рубрик». «Даже если эта модель не сработает для традиционных газет, в наш век экспериментов с источниками дохода газетам стоит с ней поэкспериментировать», - заключает Кори Хатчинс.

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: