ОБ АВТОРЕ

Журналист-международник.

Магистр Школы журналистики Колумбийского университета (Нью-Йорк), специализация "политическая журналистика".  (2011).

Выпускница факультета журналистики Белорусского государственного университета (2003).

Редактор приложения "Европейский вектор" еженедельника "Белорусы и рынок". Сотрудничала с Европейским радио для Беларуси (Еврорадио).

Ментор в программе "Медиасоседство", реализованной конcорциумом под управлением BBC Media Action

Член Белорусской ассоциации журналистов.

Вы здесь

Больше возможностей, меньше уверенности

Тренды

Проект «Mapping Digital Media» (Карта цифровых СМИ) фонда «Открытое общество» исследовал развитие электронных СМИ в 56 странах мира.

В рамках проекта Mapping Digital Media были опрошены эксперты в странах, совокупное население которых составляет 4,5 миллиарда человек. 16 из них — наиболее крупные экономики мира. Предлагаем вашему вниманию основные выводы, сделанные авторами исследования.

Влияние дигитализации на журналистику

Дигитализация повлияла на все аспекты журналистской работы: ценности, профессиональную этику, организацию рабочих процессов, условия труда и менеджмент.  С одной стороны, она значительно улучшила доступ к информации и каналам распространения, но в то же время, привела к распространению неэтичных практик, в том числе плагиата и недостаточной верификации информации. Появилось множество новых платформ для публикации журналистских расследований, однако в большинстве стран влияние журналистских расследований остается ограниченным.  Гражданские журналисты принимают все больше участие в расследованиях и публикации материалов в Интернете, однако во многих случаях продукты их труда подвергаются суровой критике. Наиболее важным достижением дигитализации стал рост количества площадок для самовыражения меньшинств, особенно этнических и сексуальных. Однако, «как это ни парадоксально, традиционные СМИ не отказались от практики маргинализации проблем меньшинств и раздувания сенсаций при освещении тем, связанных с меньшинствами». Кроме того, благодаря проникновению в нашу жизнь цифровых технологий улучшился доступ политических партий и кандидатов к потенциальным избирателям. Это «способствовало оживлению политических дискуссий и диалога, но редко приводило к росту количества игроков на политическом поле».

Условия работы остаются прежними

В целом для журналистики «наступила эпохи невиданных ранее возможностей, однако условия работы журналистов во многом остались прежними». За исключением нескольких (в основном европейских) стран, власти  недостаточно умело проводят политику перехода на цифровое вещание и продвижения цифровых технологий. В сочетании с экономическим кризисом и технологическими вызовами  это привело к тому, что условия работы для журналистов практически не улучшились. «Политические препирательства, лоббирование и отсутствие четкого видения похоронили надежду на то, что дигитализация СМИ приведет к диверсификации медиарынка. Выросло количество каналов, но не владельцев. Наоборот, в некоторых странах владельцев стало меньше». При распределении новых цифровых каналов редко принимается во внимание их общественная значимость. Общественные каналы продолжают страдать от «политического влияния и сокращения финансирования, а также от деморализации и неуверенности в будущем». Владельцы СМИ продолжают сокращать финансирование журналистики, исследующей серьезные темы, так как результаты не приводят к росту прибыли. В результате наступил «кризис модели журналистики, работающей в интересах общества — то есть, независимой, контекстуальной, ответственной и поддерживающей гражданскую позицию».

Миф и реальность «нового дивного цифрового мира»

Вопреки ожиданиям экспертов, дигитализация не привела к появлению среды для новых игроков и новых голосов. Вместо этого почти во всех 56 исследованных странах дигитализация поспособствовала более быстрой консолидации и вертикальной интеграции рынка: «Старые доминирующие вещатели управляют все большим количеством каналов и часто испытывают трудности с информационным наполнением этих каналов». В большинстве стран мира наиболее популярным каналом СМИ по количеству аудитории остается телевидение, за которым следует радио. Исключение составляют африканские страны, такие как Кения, где радио занимает первое место. Телевидение все чаще смотрят на различных устройствах. Так, в Европе благодаря подключенным к Интернету устройствам среднее время просмотра телеканалов не снизилось, а увеличилось. Однако наиболее популярными продолжают оставаться «старые», традиционные телеканалы.

«Цифровые чемпионы»

Наиболее хорошо развит рынок цифрового вещания в странах Западной и Северной Европы. Это возможно благодаря «государственной политике, которая поддерживает, а не уменьшает независимость СМИ». «Чемпионом среди чемпионов» является Финляндия, которая выделила рекордное финансирование СМИ, условием которого является плюрализм и разнообразие медиа. На юге Европы выделяется Босния и Герцеговина, а в бывшем СССР — страны Балтии. Помимо Латвии, Эстонии и Литвы авторы исследования советуют обратить внимание на Грузию, где «творческое использование онлайн-инструментов привело к укреплению демократии».

В Латинской Америке «чемпионом» по продвижению разнообразия и прозрачности дигитализации СМИ стал Уругвай, в Азии — Индонезия, а в арабском мире — Тунис. 

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: