ОБ АВТОРЕ

Постоянный корреспондент Mediakritika.by.

Журналист-фрилансер. SMM'щик.

Экс-редактор ныне замороженного проекта 'Belarusian News Photos'.

В 2014 году окончил Институт журналистики БГУ.

Член БАЖ

Вы здесь

Не представляю, что кто-то в Беларуси может заработать на жизнь продажей фотографий

В фокусе

9 октября в Минске состоялось торжественное открытие Месяца фотографии. Почетным гостем мероприятия стал известный британский фотограф-документалист, член агентства «Магнум Фото», куратор и коллекционер фотокниг (их у героя более 12 тысяч) Мартин Парр.

Перед официальным открытием Месяца фотографии в Минске Парр прочитал лекцию про свою фотографическую практику в Институте имени Гёте.

Mediakritika.by предлагает адаптированный конспект лекции фотографа и ответы на вопросы аудитории.

«В детстве я жил недалеко от Лондона, а каникулы проводил у дедушки на севере Англии. Мой дед был фотографом-любителем, он показал мне, как работает камера. В возрасте 13-14 лет я уже был уверен, что в будущем стану фотографом.

В конце 1970-х годов я снял серию «Плохая погода». В Великобритании мы безумствуем на тему погоды и постоянно разговариваем про нее. Вы знаете, что фотографы любят фотографировать, когда на улице тепло и солнечно. Я подумал, что буду оригинальным, если выйду в мокрую и неприятную погоду. Купил специальную, защищенную от воды, камеру, поэтому не волновался насчет дождя.

Начал экспериментировать: смотреть, что получится, если фотографировать в полусумерках, при дожде или снеге со вспышкой. Получаются такие белые кружочки, и это мне очень понравилось. Еще я начал исследовать очень скучные, неинтересные места. Ходил на парковку, на бензозаправочную станцию и смотрел, можно ли в этих неинтересных местах сделать интересные фотографии.

Также я начал понимать, насколько субъективной может быть фотография. И понял, что та субъективность, которую может дать фотограф, — это то, с чем я дальше буду работать в своем творчестве.

В 70-х годах, если ты считал себя профессиональным британским фотографом, должен был снимать в черно-белом. Цветная фотография была коммерческой. В 1982 году я решил перейти от черно-белой к цветной фотографии. Также я перешел к другому формату. Если раньше снимал на пленку 35-мм, то решил перейти на средний формат. Поскольку черно-белая фотография больше работает с контурами, а цветная требует больше деталей.

Сделал цветную серию, которая называлась «The Last Resort»

Это курорт недалеко от того места, где родились The Beatles. Курорт низкого класса. Мне очень нравятся низкоклассные курорты, где все на виду, все очень по-домашнему.

Я бы сказал, что мои фотографии 80-х годов — это «анти-Тэтчер». Считаю, что фотография в то время переживала подъем благодаря тому, что мы все очень ненавидели эту личность. Свои первые книги я публиковал сам. Ни один издатель не взялся бы за их публикацию. Я искал деньги в культурном совете и издавал книги самостоятельно.

Еще один проект, который я сделал в 80-х годах — это шопинг (супермаркеты). Я просмотрел документальную фотографию восьмидесятых годов и понял, что еще ни один фотограф не снимал такую скучную вещь, как шопинг и супермаркеты. Фотографы обычно притягиваются к экзотическим и интересным объектам, а я хотел обратить внимание на повседневное.

В конце 80-х я начинал работать с журналами. Журналы тогда начинали получать большую популярность, а теперь это целый бюджет! Для того чтобы ускорить процесс, решил присоединиться к какому-нибудь агентству. И выбрал Magnum — это очень престижное агентство. Те, кто отвечал за персонал агентства, не очень хотели меня туда принимать. Но я стал номинантом, начал работать с этим агентством и сделал свои первые работы для них в Индии. Сейчас я все еще работаю с журналами, но уже в меньшей степени.

Мне очень нравится работать с реальными людьми, когда речь идет о фотографии моды. Бывало, мы выносили некоторые вещи на улицы, просили людей примерить и фотографировали их. Я думаю, что в фотографии границы очень размыты. Очень часто мода выглядит как документалистика, а документалистика как мода.

Временами я делаю рекламные фото. Это очень хорошая форма проституции, но платят хорошо.

Я думаю, что своей работой «Small World» я разбиваю некоторые мифы о том, как выглядят туристические места. Что мы видим в туристических фотографиях и как это выглядит на самом деле:

В 90-х годах я начал работать с макрофотографией. Часто технология используется в медицинских целях. Я же с такой технологией мог подойти поближе к вещам, снять самые близкие детали. Мой первый проект в такой технике - «Британская еда», в котором я попытался найти наихудшие примеры британской еды и сфотографировать их.

Я люблю фотографировать еду — это новый социальный ландшафт.

Затем я начал делать проект, посвященный клише. Мне очень нравятся клише. Я старался ездить в разные страны, искать и фотографировать те вещи, которые считались клише в этих странах. Все эти фотографии были собраны в книге, выпущенной в 1999 году. С помощью агентства Magnum мы смогли сделать 45 лазерных копий снимков и выслать их в 45 разных мест мира. Таким образом, у меня были выставки одновременно в 45 местах. Галереи сами выставляли снимки, как им нравилось.

12 лет назад я делал проект «Думай про Великобританию». Я одновременно люблю и ненавижу Англию. И показываю это в своих фотографиях, это какое-то двойное существование.

Я думаю, что дизайн книги, то, как она продуцируется, очень многое говорит про нарратив и контекст, в котором она выпускается. Не важно, как книга напечатана – интересный ли дизайн? Главное, чтобы книга была живой! Книга 'Playas' вмещает в себя снимки с пляжей, которые я делал в Латинской Америке на протяжении 8 лет.

Я выбрал мексиканского издателя, который помог мне опубликовать эту книгу. Я хотел, чтобы она была немного противная, этакий трешовый роман из Южной Америки. Мы дали эти фотографии шести дизайнерам, которые работают с популярными изданиями. Хотели посмотреть, как они эти фотографии скомбинируют. Мы посмотрели и выбрали наихудшую идею! Обычно фотографы хотят, чтобы их книга была хорошо, качественно напечатана. Но здесь мы выбрали наихудший вариант — настолько плохой, что оный стал хорошим. Затем мы посмотрели на типографии — и тоже выбрали наихудшую. Сказали печатнику: «Мы знаем, что вы плохо работаете. Но здесь разрешаем вам сделать столько ошибок, сколько хотите!»

Когда делал выставку снимков из этой книги, то провел ее на пляже. Потому что верю в место, где проводится выставка. 

 

ЛЮДИ, ПОВЛИЯВШИЕ НА ТВОРЧЕСТВО

На мое творчество повлиял один известный британский комик. В Британии очень развита культура комедии. Та неопределенность и предопределенность, которую имеет комик в своих комедиях, думаю, характерна и фотографии. Это именно то, что я стараюсь показать.

Известный фотограф Тони Рей-Джонс умер в 1972 году. Но когда в 1971 я увидел его фотографии, они очень сильно вдохновили меня.

В конце 70-х годов меня также вдохновлял британский журнал художественной фотографии «Креативная камера».

 

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ СЛУШАТЕЛЕЙ

- Я пользуюсь фотоаппаратом Canon. Но все камеры сейчас хорошие. И то, какой вы пользуетесь, не решает ваших проблем.

- iPhone'ом фотографирую редко. Только если книги, которые хочу купить. Мне нравится, что сейчас каждый сам себе фотограф — что-то снимает и публикует это в социальных сетях. Но, хочу признаться, что большинство фотографий на Facebook — мусор. Но и я мусор снимаю постоянно, чтобы потом из этого мусора выбрать что-то хорошее.

На вопрос о том, как понять, хороший получился снимок или плохой:

- Я думаю, что это интуитивно. Ты сразу видишь, что хорошего стандарта, а что плохого. Я просто стараюсь придерживаться хорошего стандарта. Скорее всего, это интуиция.

- Я думаю, что в принципе пленочная (аналоговая) фотография уже отошла. За исключением нескольких преданных фотографов, которые ей пользуются. Я думаю, что будущее за цифровой фотографией. Цифровая фотография — это качество, которое вы можете получить при распечатке. Это высокий стандарт. Распечатанная цифровая фотография будет храниться несколько поколений, в то время как распечатанная аналоговая в скором времени поблекнет.

- Если бы я был начинающим фотографом в Беларуси, то в первую очередь выучил бы английский язык, попутешествовал бы, посмотрел бы важные места. Потому что я не представляю, что кто-то в Беларуси может заработать себе на жизнь продажей фотографий. Вам нужен рынок, который есть в Европе и Америке. Найдите свою публику, которая будет ценить вас и за границами Беларуси!

- Военная фотография — это, безусловно, интересно. Но это не для меня. Я люблю ездить в приятные места. Я уважаю военных корреспондентов, но сам не мечтаю о таком.

- Я почти не занимаюсь постановочной фотографией. Во время лекции вы могли видеть постановочные разве что фотографии моды. В целом я полностью предан  настоящему фотографированию реальных действий и реальных людей.

- Безусловно, с людьми иногда случаются конфликты — когда те не хотят, чтобы их снимали. Таких людей примерно 1 на 70 человек. И их очень легко выделить из толпы. Но это обычная часть профессии — кто вам сказал, что должно быть легко?

*Скриншоты с сайта Мартина Парра

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: