ОБ АВТОРЕ

Журналист-международник.

Магистр Школы журналистики Колумбийского университета (Нью-Йорк), специализация "политическая журналистика".  (2011).

Выпускница факультета журналистики Белорусского государственного университета (2003).

Редактор приложения "Европейский вектор" еженедельника "Белорусы и рынок". Сотрудничала с Европейским радио для Беларуси (Еврорадио).

Ментор в программе "Медиасоседство", реализованной конcорциумом под управлением BBC Media Action

Член Белорусской ассоциации журналистов.

Вы здесь

Новые «секретные» инфоповоды ищут «шепотом»

Тренды

Сайт American Journalism Review публикует обзор журналистских материалов, основанных на анонимных записях в новых социальных сетях. «Посетите сайт Whisper.sh или откройте приложение на телефоне, и на вас хлынет поток злости, меланхолии и неприкрытого чудачества. Сайт поощряет анонимные сообщения, в которых люди делятся своими мыслями и секретами. Часто эти сообщения выглядят как обрывки частных телефонных разговоров или дневниковых записей», — говорится в статье AJR.

Социальная сеть Whisper («Шепот»), основанная в 2012 году, стала первой из ряда платформ/мобильных приложений, предлагающих анонимно поделиться мыслями и мнениями. Вскоре появились и другие подобные платформы — Yik Yak и Secret.

Как cообщает American Journalism Review, редакторы и журналисты активно пользуются Whisper при поиске информационных поводов для материалов. Часто на основе сообщений в Whisper пишутся статьи: как правило, редакции связываются с пользователями соцсети с помощью личных сообщений и просят дать интервью под запись либо подтвердить свое сообщение документами. Некоторые журналисты включают комментарии из Whisper в статьи в качестве иллюстрации реакции Интернет-пользователей на те или иные события.

Эксперт по журналистской этике Института журналистики Poynter Келли МакБрайд считает, что «секретные» приложения — «вполне могут использоваться в качестве генератора идей». При этом нужно помнить, что «ничто из того, что там написано, не является точным отображением действительности».

Однако, из анонимных соцсетей можно получить не только идеи.  В качестве примера AJR приводит статью на портале BuzzFeed, в которой использовалась отсканированная версия письма об увольнении гендиректора фирмы American Apparel за сексуальные домогательства. «Для репортера Сапны Махешвари история началась с того, что кто-то опубликовать детали отставки в Whisper. Редакция Whisper связалась с этим человеком с помощью личного чата и связала его с Махешвари. Репортер попросила предоставить документ, который подтверждал бы версию автора сообщения, и получила в ответ копию письма», — пишет AJR. «Конечно, вам все равно нужно подтвердить информацию, дать возможность высказаться разным сторонам и т.д. — точно так же как при работе с любой другой информацией от анонимного источника. Но если о том, что вас интересует, никто не хочет с вами говорить, стоит проверить Whisper и Secret», — написала в комментарии для сайта Сапна Махешвари.

Создатели Whisper активно продвигают свою платформу в качестве потенциального источника новостей. Более того, в компании Whisper работает собственная редакция, готовая прийти СМИ на помощь. Редакция Whisper состоит из трех человек, задача которых — просматривать по 30 сообщений в секунду и создавать на их основе статьи для подразделов сайта Whisper.sh Например, статья «Почему студенты колледжей США не чувствуют себя в безопасности в университетских городках» содержит подборку сообщений о том, что пугает студентов и студенток.

Вот только некоторые из них:

·          «Администрация общежития поселила моего насильника/сталкера в соседней комнате несмотря на то, что суд запретил ему приближаться ко мне. В ответ на мою жалобу мне предложили взять академический отпуск, чтобы он мог спокойно закончить университет».

·          «На территории моего университетского городка студентам разрешается носить оружие».

·          «Мой университетский городок расположен в очень небезопасном районе, и мне приходится носить при себе нож».

·          «Я узнал(а), что среди моих однокурсников есть человек, который отсидел срок за изнасилование».

«Whisper — это «золотая жила» новостей. Наша платформа переносит вас на новый уровень сбора новостей: теперь вы можете связаться с любым человеком в мире и на условиях полной анонимности пообщаться на любую интересующую вас тему», — утверждает главный редактор Whisper, бывший сотрудник сайта Gawker Нитзан Циммерман. Редакция Whisper активно предлагает свои услуги Huffington Post, Buzzfeed, Fusion и другим известным онлайн-платформам. В некоторых случаях редакция Whisper делает подборку новостей на заказанную редакцией тему, в других — фильтруют ленту сообщений в определенном регионе на предмет потенциального информационного повода.

 Перед тем как передать сообщение редакции СМИ, команда Whisper проверяет, действительно ли его автор находится там, где утверждает. Затем, если СМИ решает, что информация достойна опубликования, с автором связываются с помощью личного сообщения. В некоторых случаях размещать статьи на новостных ресурсах может сам Циммерман.

Подход Whisper к работе с прессой разделяют не все. По словам основателя социальной сети и мобильного приложения Secret Дэвида Байттау, его компания «никоим образом не стремится устанавливать партнерские отношения со СМИ и предлагать СМИ использовать созданный пользователями [Secret] контент». Не работает с журналистами и компания Yik Yak. Однако последняя предлагает пользователям услугу Peak: подборку сообщений о тех или иных событиях, например — футбольном матче.

Тем не менее, журналисты активно пользуются услугами этих сетей для подготовки материалов. Так, автор журнала New York Magazine Кевин Руз в апреле текущего года обратил внимание на необычную жалобу в Secret: женщина жаловалась на то, что чувствует себя преданной, после того как Google выкупил ее стартап и принял на работу всех четырех ее коллег-мужчин, но отказал в трудоустройстве ей. Руз выслал письмо на анонимный электронный адрес, оставленный женщиной в комментарии, та перезвонила, но попросила не упоминать ее имя в статье. После того как репортер узнал имя автора и название ее компании, он смог найти подтверждение истории о покупке Google стартапа в новостях и написал статью, оставив источник анонимным.  

Некоторые авторы, такие как Нишат Каруа, директор отдела цифровых технологий радиостанции Youth Radio, пользуются Secret для того чтобы лучше понять контекст той или иной истории. Например, она использовала Secret когда в Сан-Франциско начались протесты против шаттлов, которые компании из Кремниевой Долины запустили для своих сотрудников. Шаттл-сервисы привели к тому, что хорошо зарабатывающие сотрудники этих компаний стали селиться все дальше от офисов, а цены на аренду в этих отдаленных районах возросли. «[Secret] позволил мне стать своего рода вуайеристкой, так как люди [сотрудники компаний] свободно делились тем, что они думали про эти протесты», — утверждает Нишат Каруа. Однако автор не включила цитаты из Secret в свой материал, предпочитая использовать традиционные интервью. 

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: