Вы здесь

Разбор полетов: анализируем сайт регионального издания

Мediakritika.by  начинает новый проект «Разбор полетов». Раз в месяц приглашенные нами эксперты из разных стран будут придирчиво изучать сайты различных информационных ресурсов  и на их примерах давать рекомендации по их улучшению.

В первом выпуске «Разбора полетов» три приглашенных эксперта из Москвы и Минска анализируют сайт региональной газеты «Вечерний Гродно».

«Вечерка» - информационно-аналитический еженедельник, основанный в 2000 году. Тираж издания достигает 25 тысяч экземпляров.

Алексей Терехов, редактор городской  газеты «Мой район», Москва

Давайте ответы на вопросы

Первое, на что я обратил внимание, - у редакции много хороших «городских» идей, но большинство из них реализованы не полностью. Многие материалы оставляют вопросы без ответа. Чаще всего это происходит из-за того, что смазан фокус темы. Мне очень понравился материал про человека, который в конце 30-х ушел служить в польскую армию, а через неделю территорию, на которой он жил, присоединили к СССР. Потенциально очень сильная история превратилась в набор фактов из биографии, а не в стройный рассказ, отвечающий на все вопросы. Неясным осталось, например, за что конкретно репрессировали человека,  много ли таких, как он в Беларуси. Нет никаких комментариев со стороны белорусских чиновников, или хотя бы из совета ветеранов.

Еще один пример недорассказанной истории: материал про переход границы на велосипеде. В этом случае, как мне кажется, неправильно выбрана форма подачи. Журналист решил написать репортаж, но  уместнее было бы дать сервисный текст, отвечающий на вопрос, что делать, чтобы благополучно пересечь границу на велосипеде. Это мог бы быть текст в жанре «вопрос-ответ» или саммари (краткое объяснение основных фактов), или конкретная пошаговая инструкция. Что взять с собой, какие документы, что делать с велосипедом, как одеться, как собрать багаж. Мы в нашей редакции, скорее всего, использовали бы фотографику: сняли бы снаряженный велосипед и велосипедиста и показали бы  оснащение и предметы, которые понадобятся в поездке, точно дали бы карту. Можно дополнить такой сервисный материал небольшим репортажным куском с впечатлениями от поездки.  Но ограничивайтесь только репортажем –  предоставьте читателю выбор.  

Во многих заметках, которые я успел прочитать, изложены факты, но при этом они не отвечают на вопрос: как это касается меня? Кто-то купил чулочную фабрику, вложил миллиард долларов. Напишите, что мне делать с этой информацией, может быть, пора пойти учиться  в колледж легкой промышленности, чтобы получить работу на фабрике?

Несколько раз я натыкался на материалы в духе: «что-то будет, но пока не известно, что именно будет и будет ли вообще». Например, материал: Когда из Обухово полетим в Турцию? Эксперты о новой авиакомпании в Гродно.   Вроде как в городе должна появиться новая авиакомпания. Журналист сообщает информацию, обращается в пресс-службы Минтранса и города, не получает комментарий и сообщает нам об этом. Дальше текст можно не читать, потому что там какие-то эксперты рассуждения о том, хорошо это или плохо иметь еще одну авикомпанию. Какой смысл в таких текстах?

Подписывайте и редактируйте фотографии

Большинство фотографий на сайте не имеет подписи. Совершенно непонятно,   что за люди на них изображены, что происходит на снимках и где это происходит. Фотографии просто свалены в кучу.

Подписями ни в коем случае нельзя пренебрегать – они должны быть частью истории, которую вы хотите рассказать. Подписи под снимками – это второе, на что смотрят читатели, после заголовков. Они сами по себе могут рассказывать историю, могут побуждать прочитать текст целиком. Информацию для подписей должны собирать фотографы. Они тоже журналисты и должны записывать то, что снимают: имена героев, их возраст, профессию, детали места, на котором сделан снимок.  Стоит посмотреть, как работают с подписями в таких газетах как New York Tims или The Guardian.

Есть и другая проблема с фотографиями – их слишком много, в фоторепортажах много повторов и откровенного брака. И когда на сайте еще и нет нормальной листалки (фотографии выставляют одну за другой) их просмотр превращается в пытку.

Ищите настоящих героев

В газете слишком много анонимных героев. Они появляются даже там, где, на первый взгляд, скрывать совершенно нечего. Например, в материале про средний бюджет расходов горожан имя и фамилию назвал только один человек. Не берусь утверждать, что остальных редакция придумала, но сомнения в правдивости материала возникают сами собой. Если вы не можете найти героя, который готов представиться, попросите фотографировать чеки. Это сделает текст более достоверным.  В рубрике «криминальная хроника» вообще одни анонимы. Гражданин Г. ударил молотком по голове гражданку Б., в результате чего возбуждено уголовное дело.

Еще один момент: городское издание не должно пренебрегать картами. Изменился маршрут автобуса, не надо писать это в тексте, просто дайте карту.

Сделайте нормальную афишу

Первое, что я переделал бы в газете, это афиша мероприятий. Просто выкладывать расписание кинотеатров и выставок сегодня совершенно недостаточно. Во-первых, структурировать мероприятия нужно не по месту действия, а по интересности события для разных групп читателей: для родителей, для молодежи, для пенсионеров (если они входят в целевую аудиторию издания).  Редакция должна сама формировать афишу, выделять главные события. Не нужно копировать описание из пресс-релиза, дайте читателю ту информацию, которая позволит ему принять решение, идти или не идти. Другими словами редакция должна дать читателю удобный сервис, помогающий принимать решения.

Максим Шушаков, веб-дизайнер, в прошлом арт-директор журнала «Идея Икс»

Много мусора

Первое, что бросается в глаза на сайте, – реклама. Ее количество и вид просто пугает. Имеет смысл уменьшить число форматов, например, до двух  (шапка и правая колонка) и количество рекламных позиций до двух-четырех. Следовало бы сделать ротацию — в отличие от бумаги, на сайте в одном конкретном месте можно показывать поочередно несколько рекламных макетов.

Главное меню

Проанализируйте карту кликов, если есть такая возможность. Явно стоит проредить меню и все малозначимые пункты убрать в нижнее подменю. Однозначно, нужно  перенести служебные пункты («О газете», «Реклама») и неживые разделы, вроде «Проектов» и «Акций». Оставить только то, чем пользуются чаще всего. Для текущих проектов имеет смысл предусмотреть какой-то особый вид анонса, место завершенных проектов — в архиве.

Курсы валют и погодный информер

Эти вещи хорошо бы более органично интегрировать в страницу. Если для кого-то эта информация является поводом посетить сайт, нужно дать людям возможность получить ее проще, не прокручивая несколько экранов, например, прямо в шапке.

Общий уровень визуального шума

Несмотря на разнообразие рубрик и вариантов подачи анонсов, главная страница выглядит очень зашумленной — не ясно, что важно, что нет. «Главное» обнаруживает себя только на втором экране. «Фотоновости» представлены дважды, как и рубрики «В Беларуси/В мире».

Совершенно не ясная  логика показа новостей в рубриках — непонятно, почему одни новости представлены только заголовками, а другие подаются с вводкой и картинками (хотя это ощутимо влияет на количество просмотров). В разных блоках разным способом показаны количества комментариев/просмотров. Нет единого визуального стиля у редакционных баннеров (частные объявления, кино, инстаграм, pdf-версия газеты)

Возможно, стоит предусмотреть формат анонса без изображения, чтобы из необходимости ставить картинку в каждую публикацию, не приходилось использовать глупые клише (особенно заметно в блоке «Последние новости» на главной).

Итог

Сейчас есть явный тренд к упрощению подачи информации — люди привыкли получать информацию быстро, маленькими порциями. Все второстепенное только мешает этому процессу, поэтому стоит пересмотреть имеющиеся инструменты и убрать с глаз всё, что не является необходимым — и в структуре сайта (служебные страницы, старые материалы) и в выразительных средствах (цветовая палитра; ненужные декоративные эффекты — тени, искусственный объем; бесконечные рамки-линейки; разного вида комментарии/просмотры).

Также будет полезным уделить внимание грамотному набору (правильные кавычки, тире, висячие предлоги); увеличить поля, добавить на сайт воздуха; отснять в одном стиле авторов для рубрики «Мнения»; привести к стилистике сайта сторонние модули (комментарии, погода, валюта).

Если не страшно экспериментировать, можно попробовать убрать на главной разделение на секции-рубрики и показывать сплошным потоком пару десятков свежих материалов «плиткой». А на странице каждого материала, внизу давать несколько анонсов других материалов из той же рубрики. Примеров такого дизайна множество. Посмотрите, скажем, на tjournal.ru.

Александр Русакович, специалист по SEO, руководитель компании  «Вебхаус», Минск

 Помните про поисковых роботов

Поисковые роботы узнают о страницах сайта, переходя по ссылкам со страницы на страницу. В большинстве случаев этого достаточно для полного индексирования сайтов. Однако робот может не найти некоторые страницы или неверно определить их важность. Файл sitemap.xml помогает решить эти проблемы, но на сайте «Вечернего Гродно» он отстутствует. Подробнее можно почитать тут.

Обратите внимание на дубли страниц

У сайта «Вечернего Гродно» есть дубль основного домена: vgr.by и www.vgr.by

От него можно избавиться простым правилом в файле .htaccess в корневой директории сайта.

Перенаправление домена с www на не-www:

Options +FollowSymLinks

RewriteEngine On

RewriteCond %{HTTP_HOST} ^www\.(.*) [NC]

RewriteRule ^(.*)$ http://%1/$1 [R=301,L]

Также обнаружены дубли главной страницы сайта: vgr.by, www.vgr.by, www.vgr.by/48-, www.vgr.by/home, http://vgr.by/index.phpwww.vgr.by/?id=14300:zaregistrirovan-100-tysyachnyj-domen-by и другие дубли страниц.

Другие дубли главной страницы сайта можно найти, используя запрос к поисковой системе подобного плана intitle:"Новости - Новости и события Гродно. Газета Вечерний Гродно" site:vgr.by

Также в поиске Google можно найти и такие страницы: 

Найти остальные дубли контента подобного плана можно с помощью запроса в Google inurl:vgr.by/component/content/ site:vgr.by

Чем опасны дубли страниц?

Ухудшается индексация сайта, Неправильно распределяется внутренний ссылочный вес, изменяется релевантная страница в поисковой выдаче, теряется внешний ссылочный вес.

Найти и устранить дубли страниц на сайте помогут инструменты вебмастера Google www.google.com/webmasters и Yandex webmaster.yandex.ru

Существую специализированные инструменты для поиска дублей страниц сайта и битых ссылок. Бесплатная программа XENU.

…и на дубли контента

Правый блок на сайте «Вечернего Гродно» содержит много информации, которая дублируется на всех страницах сайта. И тем самым уменьшает уникальность содержимого каждой страницы.

Также правый блок содержит много исходящих внутренних ссылок, которые уменьшают вес текущей страницы.

Необходимо часть информации, которая не несет пользы для продвижения, закрыть от индексации или отключить на внутренних страницах сайта. Это положительно скажется на позициях низкочастотных запросов. И улучшит индексацию сайта.

Скорость важна!

Скорость загрузки – важный показатель для любого типа сайта.

Одним из лидирующих факторов ранжирования являются пользовательские факторы, такие как: время пребывания на сайте, количество просмотренных страниц, показатель отказов и другие. Низкая скорость загрузки сайта заметно ухудшает эти параметры.

Для сравнения скорости загрузки сайта с конкурентами удобно использовать инструмент - http://pr-cy.ru/speed_test/.

Скорость загрузки сайта можно увеличить следующими путями:

1.      Оптимизировать изображения. Правильный формат и сжатие изображений позволяет сократить их объем.

2.      Настроить и использовать современные системы кеширования

3.      Сократить время ответа сервера

 

Адреса страниц (URL) должны быть корректными

Пример ссылки http://vgr.by/home/proishestviya/16233-v-avarii-na-olshanke-postradala-dvukhletnyaya-devochka

Адрес страницы имеет “Человеку Понятный Урл” - ЧПУ. Концепция ЧПУ предполагает максимально лаконичные и интуитивно понятные адреса, которые показывают естественную для человека логическую структуру данных на сервере, а не её программный интерфейс с модулями и параметрами.

Адреса страниц содержат не менее трех цифр, тем самым выполняется требование Google для включения сайта в Google News.

Единственное замечание по адресам страниц - это лишний уровень вложенности /home/.

Перелинкуйте страницы

Внутренняя перелинковка является важным для ранжирования фактором. Иногда низкочастотные запросы могут быть выведены в топ только за счет контента и внутренних ссылок.

Существует множество схем перелинковки сайтов, применение каждой из них зависит от конечной цели.

Наиболее правильной перелинковкой для информационных сайтов является схема с равномерным распределением веса между текстовыми страницами и агрегацией веса на главной странице, а также страницах разделов и подразделов.

Принимайте во внимание пользовательские запросы

Google Analytics позволяет легко найти запросы пользователей, по которым они попадают на сайт. Среди этих запросов необходимо выделить запросы неимеющие временной зависимости (не носят новостной характер). Например:

1.      до скольки продают пиво в Гродно

2.      происшествия в Гродно

3.      Гродно лагерь зорька отзывы

4.      Гродножилстрой

5.      кружок картинга в гродно

6.      и другие

Таких запросов можно набрать от нескольких сотен до нескольких тысяч. Преимущество этих запросов в том, что люди их задавали вчера, сегодня и будут задавать завтра. Если ваш сайт будет в топ-5 в поиске Яндекс и Google по таким запросам, то вы сможете увеличить постоянную аудиторию своего ресурса.

Также можно найти запросы пользователей с помощью инструмента Вордстат.Яндекс.

Данный сервис показывает “Что искали пользователи со словом “в гродно” за месяц”. Наиболее популярные фразы “расписание гродно”, “автобусы гродно” и другие частотность, которых более 10 000 можно отнести к высокочастотным запросам. Поднять сайт в топ поисковых систем по таким запросам достаточно сложно и без помощи профессиональных SEO-оптимизаторов скорее всего не получится. Но существует огромное множество среднечастотных и низкочастотных запросов, на которых можно сконцентировать внимание. Например:

Для такого сайта как vgr.by для выхода в топ по запросу “поликлиники гродно”, с большой вероятностью будет достаточно создание оптимизированной страницы с исчерпывающей информацией о поликлиниках города Гродно. Построение внутренней перелинковки на эту страницу и взаимодействие с социальными сетями. Нахождение сайта по запросу “поликлиники гродно” в топ-3 обеспечит сайту ежедневный прирост посещаемости минимум на 100 пользователей. 

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (3 оценок)
распечатать Обсудить в: