ОБ АВТОРЕ

Журналіст, медыяэксперт.

Лаўрэат прэміі «Dot-Журналистика» ў намінацыі «За пределами Рунета» ў 2012, 2013, 2014 гадах

Выпускнік Літоўскага эдукалагічнага ўніверсітэта.

Працаваў рэпарцёрам у газетах «Чырвоная змена» і «Свабода», рэдактарам на радыёстанцыі «Крынiца» Беларускага радыё.

Супрацоўнічаў з радыёстанцыямі «Юность/Молодежный канал» (Масква), «Радыё Рацыя» (Беласток), Deutsche Welle (Бон), газетамі «Экспресс-хроника» (Масква), «Бизнес&Балтия» (Рыга), «Лабрит» (Рыга), «Караван» (Алматы), «Общая газета» (Масква).

З 1995 па 2015 г. - супрацоўнік недзяржаўнага аналітычнага тыднёвіка «Белорусы и рынок», быў загадчыкам аддзела грамадска-палітычнай інфармацыі.

Вы здесь

Газетам в Беларуси осталось недолго

В фокусе

Поколение "цифровых аборигенов" (digital native) в Беларуси уже растит детей, но так и не приобрело навыка пользоваться традиционными СМИ. С увеличением доли тех, кто родился после 1980 года, в Беларуси меняется структура медиапотребления.

Социологическое исследование взрослого городского населения Беларуси, проведенное летом 2014 года Группой компаний “Сатио, свидетельствует о сокращении аудитории традиционных СМИ и росте популярности интернет-источников информации.

Телевидение пока остается главным поставщиком новостей для 84,9% белорусов. На втором месте находятся интернет-СМИ — 64,5%, далее следуют печатные газеты 41% и радио — 34,3%.

Замеченная социологами тенденция показывает, насколько насущной потребностью для традиционных СМИ является конвергенция, увеличение своего присутствия в интернете и поиск путей монетизации онлайн-контента. Для телеканалов в этом плане есть еще резерв времени, а вот радио и печатным СМИ уже никак нельзя дальше “спать в шапку”.

В настоящее время в поисках новостей чаще всего (каждый день) белорусы обращаются к телевидению и интернету, а реже к радио и газетам. Так, подавляющее большинство респондентов (60,8%) смотрят новости по телевидению и 41,3% в интернете каждый день. Новости по радио ежедневно слушают 15,1%, а газеты читают лишь 6,4%.

Доли аудитории в различных типах медиа среди белорусского населения 

В среднем, белорусы в этом году смотрят 7 телеканалов, используют 5 интернет-сайтов, читают 3 газетных издания и слушают 3 радиостанции.

При этом, по данным “Сатио”, только 41% жителей Беларуси в принципе читают газеты. Показательно, что в нынешнем году по сравнению с 2013 годом данный показатель снизился на 13,9 процентных пункта.

Большинство респондентов, из тех, кто отказывается от чтения газет, ссылаются на достойную альтернативу из числа других видов медиа. 23,9% населения говорят, что в принципе не любят читать газеты.

Основные причины, по которым не читают белорусские газеты

"Цифровые аборигены"

Социологи заметили, что предпочтение тех или иных средств массовой коммуникации в большей степени зависит от возраста респондентов, чем от других характеристик.

Своеобразным водоразделом выступает поколение тех, кому сейчас 30-34 года. Это поколение американский педагог Марк Пренски (http://www.marcprensky.com/) предложил назвать "цифровыми аборигенами" (digital native). Это те, в чью жизнь компьютеры, мобильные телефоны, SMS, интернет, блоги и социальные сети вошли естественным образом — появление новых информационных технологий не воспринималось ими как революция.

Представителей  поколения "цифровых аборигенов" в Беларуси, по данным Белстата, около 8%. Расцвет традиционных СМИ в период перестройки и гласности в СССР и первые годы независимости Беларуси пришлись пришлись как раз на их детство. Но сейчас они вполне могут обходиться без телевизора, редко слушают FM-радио даже в машине по дороге на работу и очень редко тратят деньги на покупку газет и журналов.

Те, кому сейчас 20-29 лет являются "цифровыми аборигенами" в еще большей степени. Они, скорее всего, только наблюдали за тем, как представители старших поколений читали печатные издания, а новостям по телевизору предпочитали мультики. Для этого поколения более естественно искать новости в онлайн-изданиях здесь и сейчас, а не ждать выпуска новостей по телевизору или радио, покупать ежедневную, а тем более еженедельную газету. Это еще 15% населения страны.

Есть еще жители помладше (20%), они пока не в счет для аудитории СМИ, но очевидно, что их модель медиапотребления уже не будет поддерживать традиционные СМИ на плаву. Нужно помнить, что информация является тем товаром, ценность которого можно понять только после того, как ее попробуешь. Поэтому для современных издателей необходима стратегия вовлечения digital native в свою орбиту. И, кстати, важный звоночек — они меньше других поколений смотрят телевизор даже для развлечения, а 26,6% из них уже не пытаются следить с помощью телепрограмм за новостями.

Белстат нанес на карту Беларуси данные об удельном весе молодежи в структуре населения. Посмотрев на нее, можно сделать вывод, в каких городах и районах Беларуси развитие онлайн-медиа наиболее перспективно, и где традиционным СМИ нужно спешно переходить к конвергентной модели. Впрочем, пока нужно еще сверяться с картой по распространению широкополосного доступа в интернет, но уже сегодня “Сатио” фиксирует, что наибольшая доля респондентов, предпочитающих получать новости через интернет, проживает в Минской области (70,3%) и в Минске (69,2), а наименьшая — в Брестской (56,2%) и Могилевской (58,6%) областях.

"Цифровые эмигранты"

Выше условного водораздела находится поколение 35-44 лет, которое Марк Пренски отнес к "цифровым эмигрантам" (digital immigrant). Для большинства из представителей этого поколения перемены технологий выглядели революцией (например, журналистам приходилось переходить с пишущих машинок на компьютеры).

Автор этих строк при проведении тренингов по основам журналистики столкнулся с тем, что сравнение способа написания лида новостного материала с телеграммой вполне понятно для digital immigrant и является пустым звуком для поколений digital native.

"Цифровые эмигранты", которых, по данным Белстата не менее 14% населения, более-менее адаптировались к современным информационным технологиям, но чаще всего предпочитают читать бумажные книги, газеты и журналы, удивляются пропаже традиционных новостей из репертуара FM-радиостанций, смотрят выпуски новостей и по телевизору, и в интернете.

Между "цифровыми эмигрантами" и теми, кто остался по структуре медиапотребления в доцифровой эпохе, трудно провести четкую границу по возрасту. На их вовлеченность в новые технологии в свое время повлиял уровень образования, профессия, материальное положение и место жительство.

Тем не менее, социологи “Сатио” зафиксировали, что те, кому сегодня 60 лет и больше, являются ядром аудитории телевидения (95,1% смотрят новости на ТВ ежедневно), а вот интернетом пользуются значительно меньше, чем молодые соотечественники.

В то же время нужно отметить, что по данным Gemius 10% пользователей интернета в Беларуси  — пенсионеры. "Каждый пятый пенсионер пользуется в Беларуси интернетом", — подвел итог 2014 года генеральный директор Tut.by Александр Чекан, выступавший с основным докладом на конференции "Деловой интернет".

Но пользование интернетом бывает разным. Большинство из пожилых людей не понимают сути новых информационных технологий, смысла терминов и используют лишь отдельные программы и приложения, даже не задумываясь о всем многообразии возможностей современных средств массовой коммуникации. Это одна из причин того, что пожилые люди являются ядром аудитории телевидения, радио и печатных СМИ.

“Сатио” установил взаимосвязь выбора интернета как источника новостей с возрастом респондента: чем старше респондент, тем реже он прибегает к этому источнику. Так, среди опрошенных в возрасте 18-29 лет подавляющее большинство  – 93,5% берет новости из сети, в то время как среди пенсионеров так поступает лишь около 15,6% опрошенных.

 

Использование интернета для получения новостей (возраст)

Довольно скоро ситуация изменится. Уже недолго осталось ждать, когда поколение "цифровых аборигенов" начнет воспитывать внуков и постепенно будет замещать другие поколения, которые сегодня являются основной аудиторией традиционных СМИ.

Между тем новости — это основной хлеб журналистики. Изменение структуры медиапотребления уже сейчас негативно влияет на издательский бизнес. Собственно, нет готовых рецептов монетизации онлайн-контента, что сдерживает реформу традиционных СМИ в сторону конвергентных медиа. В то же время на арену уже выходят и дорогие форматы онлайн-СМИ, такие как интернет-телевидение. Пока в Беларуси ими пользуется незначительная доля респондентов (6,4%), но, как свидетельствует опрос “Сатио”, в этой нише наиболее популярны иностранные проекты — российский "Дождь" и три украинских телеканала.

 

Рейтинг интернет-телеканалов

Вероятно, выбор в пользу данных каналов произошел не в последнею очередь потому, что они отсутствуют в кабельных сетях. А те белорусские и российские каналы, что там есть, не удовлетворяют потребности части аудитории, которая не довольна освещением конфликта на востоке Украины. Однако это еще один симптом, который свидетельствует о готовности инфраструктуры и потенциальной востребованности у аудитории такого формата СМИ.

Приходится фильтровать информацию

Но есть и другая проблема, которая принципиально меняет медиапотребление при использовании всех современных средств коммуникации. На человека обрушивается лавина информации, и ему приходится изобретать способы защиты от перегрузки. Именно поэтому "цифровые аборигены" “скользят” по заголовкам новостей в социальных сетях и далеко не всегда переходят по ссылкам даже, не смотря на то, что эти ссылки им рекомендуют друзья.

Аналогичный феномен американский психолог Стэнли Милгрэм (один из авторов "теории шести рукопожатий") борьбы с информационной перегрузкой зафиксировал у жителей больших городов — люди стараются меньше уделять времени каждому отдельному фрагменту информации и ограничивают ее поступление.

Не случайно вновь востребована объяснительная журналистика, референтные сервисы, которые готовят подборки материалов по определенным темам, а в подборке новостей многие пользователи кликают по ссылкам, отмеченными тегом “подведение итогов". Остается надеяться, что традиционные СМИ покажут себя полезными в этой нише как продавцы "только нужных новостей".

Оценить материал:
0
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: