ОБ АВТОРЕ

Журналист-международник.

Магистр Школы журналистики Колумбийского университета (Нью-Йорк), специализация "политическая журналистика".  (2011).

Выпускница факультета журналистики Белорусского государственного университета (2003).

Редактор приложения "Европейский вектор" еженедельника "Белорусы и рынок". Сотрудничала с Европейским радио для Беларуси (Еврорадио).

Ментор в программе "Медиасоседство", реализованной конcорциумом под управлением BBC Media Action

Член Белорусской ассоциации журналистов.

Вы здесь

Лучше проверять, чем исправлять

Тренды

Публикация непроверенной информации из Интернета ставит СМИ в неудобное положение. Сообщения с шокирующей редакцию и читателей информацией могут оказаться результатом розыгрыша, воображения автора либо намеренной провокацией. Columbia Journalism Review приводит примеры того, как СМИ во всем мире перепечатывали непроверенные материалы.

«15 сентября 2011 года руководство нефтяной компании Arevenca подписало десятилетний контракт с китайской государственной авиакомпанией Avic Xac на общую сумму в $2 триллиона. Президента Arevenca  Франциско Хавьер Гонзалез на церемонии подписания соглашения говорил о планах не только поставки топлива, но и предоставления китайским партнерам доступа к портам и железной дороге. Спустя несколько часов сайты по всему миру перепечатали новость от крупнейшего испанского информационного агентства EFE. Агентство сообщило о сделке в ленте текстовых новостей и в выпуске видео-новостей на испанском языке на YouTube. Гонзалез также разместил на собственном YouTube-канале английскую версию новости», — пишет для CJR репортер Стив Бодзин, специализирующийся на расследовании неправдивых сообщений о сделках в энергетическом секторе.  

Оказалось, что EFE разыграли. Компания Arevenca вовсе не была нефтяным гигантом и не представляла из себя ничего кроме сайта, полного выдумок, и офиса на Арубе. На церемонии «подписания» контракта не было послов, банкиров или репортеров, специализирующейся на нефти — и это несмотря на то, что сумма сделки равнялась ежегодной выручке крупных корпораций, таких как Chevron. Несмотря на то, что пресс-релиз компании был «утыкан красными флажками, сигнализирующими об опасности», агентство решило написать на его основе новость. После того как стало известно, что EFE оказалось жертвой розыгрыша, агентство удалило текст и видеоверсию новости со своего сайта, но оставило видео на своем YouTube канале.

«Возможно, о розыгрыше бы вскоре забыли… если бы не оказалось, что Гонзалез — профессиональный мошенник. Ссылаясь на сообщение EFE, он и его пособники входили в доверие своим жертвам, убеждая их перечислить задаток на поставки нефти, которая никогда не доходила до заказчика. Иными словами, реализовывали схему нигерийских «писем счастья». Административный суд в Пуэрто-Рико признал Гонзалеза виновным в краже $7,8 миллионов у местной компании, производящей асфальт. В Испании ему предъявлены обвинения по статьям уголовного кодекса», — продолжает автор. Жертвы мошенничества Гонзалеза утверждают, что сотрудничать с Areveca их убедила новость, перепечатанная серьезными мировыми агентствами, в том числе Bloomberg.

Как отмечает Стив Бодзин, EFE — далеко не единственное СМИ, перепечатывающее непроверенную информацию: «Редакции постоянно получают сообщения от мошенников, рекламирующих средства для похудения или советы по биржевой торговле, которые надеются, что перепечатка новости уважаемым СМИ укрепит их репутацию и повысит продажи». По словам автора, мошенники прекрасно осведомлены о слабых местах современной журналистики: «В стремлении представить читателям как можно больше контента редакции выбирают перепечатку новостей компании: их можно быстро переписать, а создание такой новости обходится редакции дешево. Статья, критически анализирующая заявления компании, потребовала бы работы репортеров, редакторов и юристов».

В результате, несмотря на мошенничество, Arevenca продолжает фигурировать в новостных лентах известных информационных агентств. «В прошлом году после большой пресс-конференции в Мадриде Arevenca арендовала Airbus и попыталась создать авиакомпанию Fly Aruba, которая так и не получила разрешение на осуществление полетов. В текущем году Arevenca и Fly Aruba объявили о намерении выкупить авиакомпанию Сyprus Air. Агентство AFP упомянуло их без каких-либо комментариев в четырех статьях. При этом агентство отказалось прокомментировать это, несмотря на два мои звонка и запрос по электронной почте. «Отмывание» репутации продолжается», — пишет Стив Бодзин.

Крейг Сильверман, автор рубрики Regret The Error на сайте Института журналистики Poynter, утверждает, что часто «новости» от мошенников «слишком хороши, чтобы их проверять». Как правило, они поступают из регионов, в которых не так много корреспондентов, написаны на местном языке, используют сообщения от «анонимных или недоступных проверке источников» и содержат «шокирующие заявления, которые могут стать достойным инфоповодом». В результате СМИ стоят перед выбором: публиковать ли потенциально «горячую» новость без подтверждения источника или ждать, пока это сделают конкуренты. Многие выбирают первое.

Появившиеся в последние годы платформы краудфандинга, такие как IndieGoGo или Kickstarter, также способствуют распространению неправдивой информации.

Одним из примеров безответственного освещения кампаний по краудфандингу стал ряд статей, опубликованных американскими сайтами о сборе средств на продукцию «чипсов» из вяленой японской мраморной говядины. «Чипсы из японской мраморной говядины — это что-то невероятное». «Это просто фантастическая идея». «Вкус новых чипсов незабываем». Публикуя материалы с такими заголовками, СМИ «забывали» предупредить читателей, что на самом деле даже не видели продукта, который рекламируют. Одна из журналисток, поддавшихся соблазну публикации этой новости, в интервью для CJR отмечает: «Эта новость не просто идеально подходила нашей аудитории. Она была перепечатана буквально всеми».  После того как CJR связалось с сайтами, перепечатавшими новость, оказалось, что ее удалил лишь аффилированный с CNN телеканал, в то время как другие сайты предпочли оставить новость в архиве.

«Редакторы знают, что делать в случаях когда Хиллари Клинтон напишут с одним «л», но с мошенниками необходимо использовать другие методы… Например, даже точный отчет о том, что было сказано на пресс-конференции, может ввести вашу аудиторию в заблуждение», — пишет CJR. Тем не менее, журналисты все чаще ленятся проверить информацию. «Когда я была репортером, я радовалась возможности что-то раскопать. Сейчас же многие стремятся как можно быстрее сдать материал, даже если новостная ценность его не такова, чтобы напечатать его немедленно», — утверждает профессор Лидия Чавез из Школы журналистики Калифорнийского университета в Беркли. Однако с ее советом не согласны репортеры, работающие на сайтах, реализующих принцип «лучше быть первыми, чем правыми».

В заключении своей статьи Стив Бодзин отмечает, что в эру массовых онлайн-перепечаток проверка информации перед публикацией более важна, чем корректирование информации после публикации. В качестве примера автор приводит статью о часах Ritot, которые якобы позволят отображать время на ладони. Специализирующийся на технических новинках сайт The Next Web сначала опубликовал заметку об этих часах и лишь затем, после комментариев читателей, поговорил с экспертом, развенчивающим мифы о подобном изобретении (которое продолжает получать пожертвования на портале Kickstarter). Промоутеры часов разместили лого The Next Web и других СМИ, написавших о них, на своих рекламных материалах. Несмотря на то, что The Next Web опубликовало исправленную версию статьи с критикой идеи, оригинальную версию статьи перепечатали другие СМИ, в том числе известная газета USA Today. Ответственный за публикацию перепечатки USA Today  журналист отказался давать комментарии CJR, а перепечатка продолжает висеть на сайте газеты в неизмененном виде. 

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: