ОБ АВТОРЕ

Студентка Института журналистики БГУ.

Работала корреспондентом в "БелГазете", сейчас сотрудничает с ней внештатно.

Сотрудничает также с журналом о театре "Культпросвет". 

Вы здесь

Зачем городу городские медиа?

В фокусе

Редакторы городских медиаресурсов в рамках ток-шоу «Медиа и город» на Минском фестивале урбанистики рассказали, каково это – менять город в лучшую сторону, когда трафиком заправляют котики, порно и бесконечные споры вокруг языка.

 

О МИССИИ ГОРОДСКИХ МЕДИА

Саша Романова (Kyky.org): Мы — куку.орг — нацию растим. Свободных, мыслящих, инициативных и неравнодушных людей. В глобальном смысле. Ну а как еще?

Яся Королевич-Картель (СityDog.by): О, она (миссия) у нас даже записана в четырех строчках. Там очень много умных слов, но если вкратце - это про то, что мы пытаемся писать для горожан, чтобы люди, которые в живут в Минске, действительно становились горожанами. Нам важны городской образ жизни и городские права. А еще это попытка показать, что здесь люди - классные, город - классный, и что к нему, к городу, можно предъявлять требования. И если люди уже научились ходить в кафе и оценивать, что там плохо, а что хорошо, то рано или поздно они научатся оценивать работу чиновников, как плохую или хорошую. На далекую перспективу об этом тоже можно говорить как о нашей миссии.

Юрий Сидун (Generation.by): У нас ў назве даволі пафасна прапісана «джэнерэйшан». Мы ўжываем слова «пакаленне», і пішам для першага незалежнага пакалення, якое расце ў краіне.

Егор Коробейников (UrbanUrban.ru): У меня по поводу миссии и по поводу воспитания нового типа горожанина нет большого оптимизма. Как это происходит в России: ты можешь делать материал (глубокий и важный, на социальную тему) месяц, а его прочитает 300 человек. Потом ты выпускаешь материал, на который потратил полчаса, и он собирает 50тыс. просмотров. Ключевой пример интереса аудитории - сайт Adme.ru (или Buzzfeed) - у них целая огромная машина, где математики высчитывают, какой ставить контент, чтобы обеспечить максимальную экономическую целесообразность — отличная бизнес-схема. Но как только ты начинаешь уходить в другую тему, твой контент становится просто неинтересен аудитории. Единственное же, что интересует рекламодателей — это трафик. Нет трафика — нет рекламы. И ты можешь сколько угодно рассказывать им про важные и правильные темы. В этом смысле, гораздо более важный вопрос, каким образом соблюсти баланс между трафиком и экономической устойчивостью и возможностью донести важные вещи.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ТОЛЬКО КОТИКИ ПРИНОСЯТ ТРАФИК

Саша Романова

Романова:  Куку орг, если мы говорим про трафик, — это два слова: «секс» и «срач». Помимо великих идей, конечно. И ты от этого не уйдешь. Понимаешь: сегодня ты скажешь о высоком, а завтра - чуть-чуть подгонишь трафика за счет каких-то механизмов, которые все, в общем-то, известны.

Королевич-Картель: Мы писали этим летом о том, что в Минске открылась очередная йога в парке. И на картинке, на главной, мы показали очень симпатичную женскую задницу. Она пригнала нам очень много трафика. Правда, и в комментах обсуждали только ее. Раз в месяц себе такое можно позволять. И еще: не секрет, что многие белорусские медиа существуют на гранты, и для СityDog важно показать, что интернет в Беларуси может быть монетизируемым. Еще год назад было понятно, что сделать печатный журнал намного проще, чем сайт, потому что есть готовая схема монетизации. В интернете рецепта нет, но все возможно, просто требует большей работы.

Романова: Лучше всего читается криминальная хроника, но у нас ее нет. То, что срабатывает у нас, как труп на первой полосе — это когда кто-то очень обижен и высказывает свое мнение. Мы предоставляем площадку: человек взывает к справедливости - это всегда вызывает большой отклик: приходят люди, лайкают. Последний тренд - вычисление роли белоруса в околоорбитальном пространстве планеты Земля. Кто такие белорусы? Куда идут? Какие признаки у белорусов? Это сейчас жутко модно. И слово «порно» в заголовке. У нас есть писательница, гениальный совершенно, мой любимый человек - Замировская, которая пишет нам каждую неделю новости из мира животных — это такая феерически смешная колонка. Но пишет Замировская довольно сложно - ее сильно расшаривают, но мало читают. Когда ей это надоело, она прислала текст с заголовком: «Бэмби порно на межрайбазе». И действительно, в конце дня — просмотры зашкаливали.

Коробейников: Мы писали про котиков — это был потрясающий тумблер студентов Оксфорда, где они делали коллажи, накладывали котиков на знаменитые архитектурные произведения.  Популярной была колонка «Поиск тела в городском пространстве», которая начиналась словами «Я уже давно живу в панельных многоэтажках, но только теперь понял, почему не могу заняться сексом со свое соседкой» - она набрала 15 тыс. просмотров. Делали недавно материал за полчаса о фотопроекте нью-йоркского фотографа, которая фотографировала женские ноги - это был самый популярный материал за всю историю сайта. В этом смысле начинаешь сильно задумываться о предпочтениях своей аудитории, а о высоких идеалах — все меньше и меньше.

 

О ТРЕНДАХ В МЕДИА

Яся Королевич-Картель

Королевич-Картель: Самые популярные темы: мода, деньги, городские инициативы. В последнее время — невероятно, но история. Что-то случилось с белорусами, что они стали увлеченно читать про историю Минска. Много просмотров набирает образование — это такой общий тренд на желание быть умнее. Подборка образовательных бесплатных курсов - это был материал с рекордным просмотром.

Сидун: Для нас тэма крымінала падобна да стана з тэмай пра беларускую мову і яе папулярызацыю. 10 гадоў мы пра гэта не пісалі, а 2 гады таму вырашылі паспрабаваць. І артыкул «Чаму мне абрыдла размаўляць па-беларуску» стаў проста абсалютным хітом на сайце. Мы яго не ставілі спачатку - нам падавалася, што гэта дзіцячая фігня. Ці матэрыял «Былы міліцыянт зрабіў бізнес па-беларуску» - чытаецца фантастычна. Ці «Беларускамоўны хлопец працуе ў Макдональдс» - бомба, усе перадрукавалі літаральна праз 30 хвілін. Але мы ставімся да гэтых тэмаў мінавіта як да крыміналу.

Егор Коробейников

Коробейников: В России тоже сейчас явно выражена тема национальной рефлексии, раздумья на тему «русские — это кто?» Даже сайт «ВОС» полностью перезапустился и стал целиком про Россию, русскую душу и поиск национальной идентичности. У нас есть рубрика «Почему все так?»  И мы пишем книгу, где пытаемся исследовать городскую повседневность и найти ответы на вопросы,  которые взрослые перестали себе задавать: почему так много заборов? откуда берутся лужи? почему продолжают строить панельные многоэтажки? Такие материалы находят очень большой отклик. Еще один тренд — объяснительная журналистика. Мы на английском прочитываем каждый день порядка 230 блогов, которые пишут об урбанистике. Понятно, что люди не станут просто так, чтоб разобраться, столько читать. И мы пытаемся все упаковать, объяснить и написать максимально понятным языком, чтобы каждому было понятно, что такое, скажем, повышение налога на недвижимость и почему пробки нельзя победить, строя магистрали.

 

ЧТО НУЖНО ГОРОДУ?

Королевич-Картель: Мы стараемся делать то, что интересно нам. Пытаться писать только о том, о чем хотят услышать читатели — сложно. Город- место встречи очень разных людей, и важно предлагать. Например, мне кажется, что нашему городу необходимы общественные сады, где можно встречаться, пить пиво, ухаживать за помидорами и сажать кабачки. Но если я пойду и спрошу у бабушки на лавочке, у фокус-группы, и спрошу, а нужно ли вам это? Вряд ли кто-то скажет- да, конечно. Но попробовать стоит.

Сидун: Мы таксама мала думаем пра тое, што патрэбна гораду і што патрэбна аўдыторыі. Мы думаем эгаістычна - пра сабе. Тое, што патрэбна нам. І эксперыментуем. І калі гэтыя тэмы выстрэльваюць — крута. Такая схема зашмат цікавей.

 

КАК ВЫ ПОМОГАЕТЕ КОНКРЕТНЫМ ЛЮДЯМ?

Юрий Сидун

Сидун: К нам безумоўна звяртаюцца, але ёсць і іншы бок: ты хочаш напісаць пра кагосьці, але чалавек да апошнего баіцца, што гэта гісторыя выставіць яго ў нейкім нядобрым святле. Ці, калі напісана добра і чалавек хацеў, але гэта трапляе ў якасьці перадрукоўкі на іншы сайт, дзе змяняецца загаловак ці акцэнт, і ў чалавека пачынаюцца агромныя праблемы. У апошнія гады з'явіліся і тыя, і такіх зашмат, хто успрымаюць СМІ, як нейкую такую піар-службу.

Королевич-Картель: Мы делаем много помогающих людям материалов. Например, был популярный материал «Куда нести ненужную одежду?». Или рисовали замороченную инфографику - что нужно делать, если вы нашли котика, и не можете его у себя оставить. Ходили со слабовидящим человеком в кафе и собирали реакцию нашего героя, персонала, посетителей... Бывает, нам пишут письма, но это не всегда темы, которые кажутся большими проблемами. Последнее письмо было такое: я заметила, что я беременна, и мне не уступают место в транспорте — давайте сделаем эксперимент.

 

КАК ПОДДЕРЖИВАТЬ ГОРОДСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ И ДОГОВАРИВАТЬСЯ С ВЛАСТЯМИ?

Королевич-Картель: Я не вижу заинтересованности со стороны властей. Лучшее, что мы можем сделать, это городские инициативы представлять. Чтобы с ними знакомилось большее количество людей. Это такая непосредственная функция медиа. О каких-то событиях и инициативах мы не пишем, как например, про Осмоловку. Потому что сначала не успели написать, а писать потом нет смысла, потому что наша аудитория совпадает с аудиторией тут бая и онлайнера, и мы знаем, что люди скорее всего уже прочитали материал там, и не будут читать у нас.

Мы часто проговариваем словами наших героев, что не надо сидеть — надо идти и пытаться договариваться с властями в том числе. Наши герои это говорят, а мы этих героев зовем, чтобы они это сказали.

Сидун: Да, мы таксама імкнемся пра іх пісаць, але праблемныя матэрыялы вельмі рэсурсаёмкія, вельмі дарагія, і іх вельмі хутка перадруковываюць. Над матэрыялам можа працаваць радактар, журналіст, фатограў (ці два), ілюстратар, чалавек, які ўсё гэта будзе выстаўляць і вярстаць, а потым на тут бае гэта размясціць гэта зойме 10 хвілін. І ты потым бачыш: аўдыторыя ўся там, і людзі ў каментах напішуць: «Молодцы, тут бай, какой хороший материал вы сделали, спасибо вам, за то, что такая хорошая тема». І на матэрыялы з моцным грамадскім мэсаджам трэба мець моцны альтруізм.

Коробейников: Нам всегда важно понять, каким образом все устроено и как работает. Чтобы какую-то инициативу, какой-то проект в одном городе кто-то мог повторить в другом. Многие из тех людей, о которых мы писали и их проекты получили благодаря нам большой резонанс. И многие из них сейчас находятся совсем на другом уровне отношений с городскими властями и в профессиональном сообществе.

Романова: Писать для чиновников — глупо. То, что мы можем делать — это презентация. Представить какие-то фишечки — а вот посмотрите, как в Барселоне. И люди прочитают, у них заложится в голове конкретный сценарий, пример — бери и делай. Отличный заголовок мне сегодня принесла журналистка: «Почему ты не пойдешь и не подымешь жопу?» Надо призывать людей к действию, чтобы люди собирались, говорили. И почувствовали, что все начинается с маленького человека, если он неравнодушный.

Оценить материал:
0
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: