ОБ АВТОРЕ

Окончила факультет журналистики БГУ, Высшую школу журналистики им. М. Ваньковича в Варшаве.

Работала корреспондентом в "Газете Слонімскай", журналистом в онлайн-проекте Ximik.info, была автором и ведущим программы "Асабісты капітал" на телеканале "Белсат".

С 2010 года  координатор кампании ОО "Белорусская ассоциация журналистов" - "За якасную журналістыку".

Член Правления БАЖ.

Руководитель проекта Mediakritika.by

Вы здесь

Как белорусу пробиться в Thе Guardian

Интервью

Работы белорусского фотографа Сергея Лескетя с Молодеченщины напечатал The Guardian. Серия из десяти снимков Life in rural Belarus («Сельская жизнь в Беларуси») была опубликована на сайте издания 13 ноября.

Mediakritika.by поговорила с Сергеем Лескетем о профессиональной удаче, проектной фотографии и любви к детективам.

 

Как попасть в The Guardian

Во время работы на портале Kraj.by я много снимал, что-то по заказу редакции, что-то для себя. Мне казалось, что эти фото – пройденный этап, большинство из них было снято несколько лет назад. И это просто образы людей, с которыми я встречался, которые мне были интересны своими историями. Сейчас я работаю над проектами более осмысленно и глубоко. Эти же фотографии – этапы моего взросления и роста.

Мои знакомые из BelarusDigest захотели показать Беларусь такой, какая она есть, без трэша и перегибов. И меня попросили прислать фото обычной жизни, людей… В первоначальной подборке было около 60-70 фото, на которых были  и дети, и люди среднего возраста, и старики. Были и черно-белые снимки… Я старался разбавить серию, сделать ее разноплановой.

Когда снимаешь, очень просто работать со старыми людьми и детьми. Со старыми, потому что на их лицах читается вся жизнь, они не гримасничают  и не накладывают на себя маски, как более молодые люди. Дети – это няшечки, которые всегда умиляют. Труднее – найти людей  среднего возраста и снять с ними серию. Например, если ты хочешь снять жизнь приграничья, чтобы на фото были все – от детей до стариков, без пробелов. И я старался собрать в подборку всех. Но в итоге в The Guardian попали старики…

 

О высокой планке

Каждый солдат мечтает быть генералом. В свое время, когда я учился на курсе Андрея Ленкевича по мультимедийной журналистике при БАЖ, Андрей нас учил: не равняйтесь  на белорусские издания, а всегда стремитесь  к уровню Нью-Йорк Таймс, Гардиан, Шпигель. Всегда ставить себе высшую планку. Я анализировал, что печатают на сайтах таких изданий, какие фото ставят, что предпочитают. И когда мне сказали, что есть партнерское  соглашение у BelarusDigest и The Guardian,  я стал смотреть, что они печатали по тэгу Беларусь. По большому счету немного разочаровался, новостей было очень мало, они разбавлялись новостями из России и были очень стереотипны.

Для меня это хорошая практика и старт. Контакт уже налажен. И следующие проекты, которые я сейчас готовлю, будут более серьезными. И, надеюсь, будут интересны и в Беларуси, и за ее пределами. И ориентироваться я буду, конечно, на The Guardian.

О сложностях

В Беларуси фото обычно просто вспомогательная часть, главную ставку даже информационные агентства делают на текст. Проанализировав формат мультимедиа на том же The Guardian, легко убедиться, что у них фото и текст вполне могут разниться. Это могут быть две самостоятельные, взаимозаменяемые части.

У нас трудно работать, потому что у нас нет профессиональных фоторедакторов на сайте. Если ты снимаешь серию, в которой есть вступление, кульминация, если снимаешь фотоисторию, то обычно редактор просто выбирает понравившиеся фото и разбивает задумку, печатает то, что хочешь… Выходит, твоя задумка так и не реализовалась до конца…

 

О презентации страны и реальной жизни

Если бы у меня была тема презентовать Беларусь 10-15 снимками, я бы, может быть, снял что-то иначе. Но The Guardian взял мой материал, выбрал из него 10 фото, и я просто прокомментировал, что на них. Но, в любом случае, я не искал в белорусской деревне какого-то треша, я снимал жизнь и людей, как они есть. Нашу реальность. Те люди, с которыми я общался, те, кто на снимках, - люди с интересной судьбой, с интересной историей рода. Среди них есть и шляхтичи,  и крестьяне… Понятно, что выборка The Guardian – это не презентация Беларуси, но и цели такой не было.

Зачастую мы воспринимаем фотографию как пропаганду,  но в моем случае это просто документ. Это фиксированный факт, все, как оно есть. Я ничего не выдумывал. Не снимал того, что среди фотографов называется «чернобыль» - разрушенные хатки и т.д. Хотя такая идея у меня была… Хотел снять серию про хутора в зоне строительства АЭС. Но на фото в The Guardian – наша реальная деревня, наши соотечественники…

 

О планах и о себе

Над одним из новых материалов я работаю уже более трех лет. Готовлю проект про уникальные белорусские традиции. Еще делаю проект о своих ровесниках, одноклассниках, которые остались жить в белорусских агрогородках. Это повседневность, которая может показаться  не очень интересной, но у меня есть свое видение и понимание этой темы.

Я по призванию собиратель и коллекционер. Мне интересно заниматься документалистикой, искать что-то, узнавать. По образованию  я историк, заканчивал университет имени Максима Танка. Собирал старые белорусские книги, писал эссе, потому и журналистикой было проще заниматься. Постепенно понял, что мне хочется заниматься чем-то более живым, путешествовать, искать, находить ответы на вопросы. И это мне дает фотография. Еще один немаловажный момент – возможность посредством фотоаппарата познакомиться с совершенно иным миром, с внутренним миром людей, что не дано обычному человеку может быть.

Работа в Kraj.by было определенным опытом, снимал всяких почетных милиционеров и т.д. Потом понял, что ежедневные неинтересные съемки не приносят удовольствия. Потому мне  сейчас куда важнее год-два снимать одну тему, но иметь возможность раскрыть ее полностью. И самому раскрыться, ответить на вопросы, которые меня самого интересуют.

 

О проектной фотографии

Есть несколько путей в фотографии – выбиться в репортеры и работать на крупные информационные агентства. Хорошо зарабатывать, но быть в постоянных разъездах и командировках. И не видеть семьи. А можно снимать проекты, издавать книги, проводить книжки. И жить за это. Все это реально, но в нашей стране проблематично…

Хороший проект раскрывается перед тобой по мере того, как ты следуешь за ним. Это как захватывающая детективная история. Эта работа с людьми, общение. Я порой даже  не знаю, я больше фотограф или антрополог. Когда начинаешь разбираться в визуальной культуре, сравнивать опыт других коллег, смотреть проекты фотографов в других странах, становится интересно все: как из пластиковых бутылок делают игрушки, украшают приусадебные участки. Раскручиваешь историю по ниточке, ищешь образы, психологическую подоплеку, мотивацию людей и их поступков. Иногда бывает, что ничего не выходит, тебе отказывают… Но потом совершенно случайно встречаешь человека, который может ответить тебе на все вопросы и восполнить все. Он становится твоим космосом, миром…

 

О советах начинающим

У нас есть хорошие фотожурналисты, но мало хороших учителей, которые найдут время, поделятся своей наукой, своими знаниями. Мне повезло, я встретил Андрея Ленкевича, который ответил  мне на многие вопросы, подсказал, как развиваться, куда идти, как можно изменить свою жизнь и зарабатывать на том, что любишь. Для меня, как оказалось, просто научиться снимать – это не самое главное. Не важно, какой фотоаппарат круче, какой дороже. Не важно, чем ты снимаешь, важно, что ты снимаешь и для чего.

По мере моего становления я понял, что мало быть хорошим и делать хорошие фото. Рассчитывать на то, что тебе просто так кто-то даст денег, грант – не стоит. Для начала этот кредит доверия надо заслужить. И заслужить его кропотливым трудом. Работа над серьезным проектом требует от тебя не только времени, но и вложения денег. Те, кто занимается проектной фотографией, обычно снимают репортаж и параллельно что-то для своего проекта. Только так. Надо изначально что-то сделать и потом уже хвалиться.

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: