ОБ АВТОРЕ

Окончила факультет журналистики БГУ, Высшую школу журналистики им. М. Ваньковича в Варшаве.

Работала корреспондентом в "Газете Слонімскай", журналистом в онлайн-проекте Ximik.info, была автором и ведущим программы "Асабісты капітал" на телеканале "Белсат".

С 2010 года  координатор кампании ОО "Белорусская ассоциация журналистов" - "За якасную журналістыку".

Член Правления БАЖ.

Руководитель проекта Mediakritika.by

Вы здесь

Беспилотники на службе у СМИ: лучше не в Беларуси

В фокусе

В начале ноября в медиа Беларуси появилась информация о том, что в Витебске у известного местного блогера Павла Клименка правоохранительные органы изъяли беспилотный летательный аппарат. Свою популярность блогер приобрел благодаря необычным видеороликам с видами родного города, сделанными при помощи беспилотника. В течение двух лет он снимал панорамы города с высоты птичьего полета.

Однако последние съемки, которые затронули местную котельную «Южная» (по белорусскому законодательству объект режимный) привлекли внимание милиции и КГБ. Беспилотник у блогера изъяли на экспертизу, в действиях самого Клименка милиция состава преступления не нашла.

Мediakritika.by обратилась к адвокату Минской областной специализированной юридической консультации по оказанию помощи субъектам хозяйствования №2 Марии Колесовой-Гудилиной с просьбой разъяснить, могут ли белорусские блогеры и СМИ использовать в своей деятельности беспилотные летательные аппараты, как это делают во всем мире? И если да, то как сделать это грамотно?

«Все чаще редакции средств массовой информации используют для своей работы недорогие беспилотные летательные аппараты. Для подготовки «горячих» репортажей привлекают к работе людей, не имеющих отношения к авиамоделизму или профессиональному использованию дронов.

При этом в редакциях, чаще всего, слабо понимают, в каком правовом поле они оказываются, и чем все это грозит.

Законодательство Республики Беларусь относит беспилотники к воздушным суднам –  со всеми вытекающими нормативными требованиями, например, наличием сертификата у оператора и т.п. Правила использования воздушного пространства Республики Беларусь дают четкое определение «Беспилотного Летательного Аппарата» (далее – БЛА), под которое попадают все воздушные судна без экипажа на борту.

Все, что летает на радиоуправлении либо с помощью полетного компьютера называется БЛА.

Можно было бы найти лазейку в определении воздушного пространства, однако оно определено как «часть воздушной сферы, расположенная в пределах территории Республики Беларусь» (Воздушный кодекс Республики Беларусь). Следовательно, любые полеты необходимо производить согласно Правилам использования воздушного пространства нашей страны.

Другими словами, на территории Беларуси физическому лицу управлять коптером, летающей моделью или простым вертолетиком за 30 долларов, не нарушая закона, практически невозможно. Полеты с помощью беспилотных летательных аппаратов в воздушном пространстве Республики Беларусь без разрешения запрещены.

Основным документом, регламентирующим полеты над Беларусью является постановление Совета Министров Республики Беларусь 4 ноября 2006 г. № 1471 «Об утверждении правил использования воздушного пространства Республики Беларусь».

При этом разрешение на использование воздушного пространства Беларуси означает предоставление пользователю воздушного пространства права действовать в соответствии с условиями, согласованными с оперативным органом Единой системы.

Юридически комплект разрешений, необходимый для использования БЛА в воздушном пространстве Беларуси в соответствии с Воздушным законодательством, представляет собой:

- сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам);

- государственный и регистрационный или учетный опознавательные знаки;

- сертификат (свидетельство) о допуске к управлению воздушным судном лиц из числа авиационного персонала.

 И это далеко не весь перечень документов, которые необходимы для осуществления полета.

 

Как быть с аэрофотосъемкой?

Согласно законодательству, выполнение полетов в целях проведения аэрофотосъемки и аэромагнитной съемки осуществляется при наличии у пользователя воздушного пространства разрешения Генерального штаба Вооруженных Сил (за исключением аэрофотосъемки, проводимой в интересах охраны Государственной границы Республики Беларусь в пределах пограничной зоны).

Использование полученных материалов возможно только после их оценки на предмет наличия «информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, в целях принятия мер по ее защите с учетом требований законодательства Республики Беларусь с последующей выдачей соответствующего заключения (акта) комиссии Генерального штаба Вооруженных Сил».

Выполнение полетов в целях проведения аэрофотосъемки без разрешения Генерального штаба Вооруженных Сил и оперативное использование материалов аэрофотосъемки без выдачи заключения (акта) комиссии Генерального штаба Вооруженных Сил могут осуществляться в случаях:

- предотвращения и прекращения нарушений Государственной границы Республики Беларусь или вооруженного вторжения на территорию Республики Беларусь;

- пресечения актов терроризма;

-проведения оперативно-розыскных мероприятий;

- оказания помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также в других случаях, угрожающих жизни и (или) здоровью людей.

 

Какова ответственность за неразрешенные полеты

Обратимся к статье 18.41 кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

1. Нарушение правил использования воздушного пространства Республики Беларусь

влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин, а на юридическое лицо – предупреждение или наложение штрафа до пятидесяти базовых величин.

2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо –  от двадцати до ста базовых величин.

Возможно удастся обойтись простым предупреждением.

При этом не стоит забывать, что так же существует уголовная ответственность (ст.314 УК РБ):

1. Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта лицом, обязанным соблюдать эти правила в силу выполняемой работы или занимаемой должности, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения либо ущерба в особо крупном размере, наказывается арестом на срок от трех до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения».

Таким образом, с юридической точки зрения беспилотники, которые многие считают просто игрушками и заказывают на соответствующих китайских сайтах «за копейки» по белорусскому законодательству могут подвести их владельцев «под монастырь». Для медиа же использование при сборе информации дронов пока является делом чрезмерно обременительным, если не сказать опасным.

Фото беспилотника - Павел Клименок

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: