ОБ АВТОРЕ

Журналист-международник.

Магистр Школы журналистики Колумбийского университета (Нью-Йорк), специализация "политическая журналистика".  (2011).

Выпускница факультета журналистики Белорусского государственного университета (2003).

Редактор приложения "Европейский вектор" еженедельника "Белорусы и рынок". Сотрудничала с Европейским радио для Беларуси (Еврорадио).

Ментор в программе "Медиасоседство", реализованной конcорциумом под управлением BBC Media Action

Член Белорусской ассоциации журналистов.

Вы здесь

Встреч «не под запись» не бывает?

Тренды

Скандал с вице-президентом Uber заставил американские СМИ пересмотреть неписанное правило, предписывающее не публиковать высказывания, произнесенные «не под запись».

Вице-президент компании Uber Эмиль Майкл 14 ноября собрал в нью-йоркском кафе  узкий круг актеров, пиар-специалистов, бизнесменов и журналистов, чтобы, как ему казалось, неформально поделиться конфиденциальной информацией. Майкл не мог предполагать, что среди его гостей окажется приглашенный журналистом газеты USA Today Майклом Вульфом главный редактор портала BuzzFeed  Бен Смит, которого не предупредили о том, что встреча проводится «не под запись» (off the record). 18 ноября на сайте BuzzFeed вышел материал «Топ-менеджер Uber утверждает, что компания платит за поиск компромата на журналистов».

Uber – американская компания, мобильное приложение для поиска, вызова и оплаты такси или частных водителей. В настоящее время услуги компании доступны в 200 городах в 45 странах мира и не квалифицируются как услуги такси, что позволяет Uber предлагать пассажирам услуги по чрезвычайно низким ценам. Деятельность компании вызвала протесты работников традиционных служб такси: в сентябре 2014 года таксисты в Германии, Великобритании и Франции вышли на улицы, обвиняя Uber в нечестной конкуренции. Кроме того, компанию обвиняют в сексизме. В октябре известная американская журналистка Сандра Лейси, специализирующаяся в тематике IT, написала на сайте Pando Daily о том, что удаляет приложение Uber с телефона после того как стало известно, что во Франции компания сотрудничает с элитными эскорт-сервисами.

Во время ужина Эмиль Майкл упомянул о том, что Uber тратит серьезные ресурсы на то, чтобы найти информацию о личной жизни критиков компании, и в том числе – потратила около миллиона долларов, чтобы найти «компромат» на журналистку Сандру Лейси. После публикации этих слов на BuzzFeed общественность обрушилась с критикой на вице-президента Uber. В свое оправдание Эмиль Майкл утверждал, что ожидал от журналистов соблюдения формата встречи «не под запись». Бен Смит, однако, утверждал, что его о таком формате никто не предупредил. «Я думал, что Бен понимает, в каком формате проводятся подобные встречи», — оправдывался позже на страницах USA Today пригласивший редактора BuzzFeed Майкл Вульф.

Как пишет American Journalism Review, путаница относительно формата «не под запись» не случайна, так как даже сами медиа-профессионалы не могут согласиться с тем, что это означает.

Профессор журналистики Лондонского университета Рой Гринслейд в публикации на сайте The Guardian утверждает: «Принцип off the record означает, что информацию можно цитировать без указания источника». Агентство Associated Press, в свою очередь, заявляет, что информация off the record не должна публиковаться никогда. С таким подходом соглашается сайт Mashable. Американская публичная радиостанция NPR утверждает, что решение о том, цитировать ли информацию, полученную «не под запись», принимается только после консультаций с редактором.

«Мораль сей басни проста: публичные персоны не должны удивляться, если их комментарии, сделанные «не под запись», окажутся процитированными в статьях», — отмечает AJR. Газета The Guardian идет дальше и утверждает, что не должен вызывать удивления и упоминание имени источника: такое случалось прежде, и не раз.

Между тем, American Journalism Review обращает внимание на то, что встречи «не под запись» стали слишком частыми. Так, гендиректор Twitter Дик Костоло недавно выступал в режиме off the record в Бизнес-школе университета Мичигана. Полицейский Даррен Уилсон, застреливший 19-летнего Майкла Брауна в Фергюсоне, провел несколько конфиденциальных встреч с представителями крупнейших американских СМИ, чтобы решить, кому он даст первое официальное интервью. Как отмечает AJR, правило «не под запись» в этих двух случаях действовало не только относительно содержания встреч, но и относительно факта их проведения. «Когда off the record используется не только для того, чтобы не разгласить то, что было сказано на встрече, но и оставить в секрете сам факт встречи, то в выигрыше от них остаются не журналисты, а источники информации», — цитирует сайт журналиста газеты Washington Post.

Остается без ответа и вопрос о том, насколько этичным для журналиста является соглашаться на получение комментариев «не под запись». Собеседник AJR Фред Браун, бывший редактор газеты Denver Post и преподаватель этики коммуникаций в Денверском университете, считает, что такое должно происходить очень редко. «За 50 лет моей журналистской карьеры я соглашался на комментарии off the record чрезвычайно редко. Я считаю, что не сообщать источник информации – неэтично. Источник добавляет контекст информации”. По словам Брауна, как правило, он использовал такие истории для того чтобы начать работать над определенной темой, однако всегда старался найти тех, кто даст официальный комментарий. По словам Брауна, редактор BuzzFeed не нарушил правила журналистской этики и что ответственность за свои слова должен нести вице-президент Uber: «Выступая перед большой группой людей, не следует надеяться, что ваши слова останутся не процитированными – особенно если вы не получили согласие от каждого участника встречи».

Журнал Fortune в ответ на просочившуюся информацию об Uber опубликовал следующие советы для бизнесменов:

1.    Встреч «не под запись» не бывает. Когда-то они существовали, но в те дни, например, все корреспонденты, аккредитованные в Белом Доме, знали о любовных похождениях Джека Кеннеди и ни один из них не опубликовал об этом ни слова. Те дни ушли безвозвратно – так же, как прокуренные редакции. В наши дни СМИ борются за выживание, профессиональных хорошо оплачиваемых журналистов заменяют бесплатные стажеры, все стараются получить больше кликов. Публикуя слова вице-президента Uber, портал Buzzfeed получил огромный трафик.

2.    Никогда не говорите в частной беседе то, чего вам не простит общественное мнение. Если журналист разговаривает с собеседником, который владеет акциями крупных компаний и не хочет признаться под запись, что ему нравится та или иная компания, но готов поделиться информацией о ней, – это одно. Журналист может согласиться на получение инсайдерской информации, не цитируя источник. Но если тот же человек признается, что часть его дохода поступает с продажи наркотиков детям, то журналист не сможет не опубликовать его слова. «Эмиль Майкл не говорил о безобидной «проверке данных» критически настроенных журналистов, такой как поиск по базе данных их статей, направленный на обнаружение слабых мест… Вместо этого Майкл рассказывал о том, как компания тратит миллион долларов на расследование частной жизни Сары Лейси, журналистки PandoDaily», -- подчеркивает Fortune.   

3.    Реагируйте быстро и решительно. Гендиректор Uber Трэвис Каланик осудил заявления Эмиля Майкла в Твиттере, однако этого было недостаточно. «Сложно понять, почему Майкла не уволили. Он может прекрасно справляться с задачами и быть умнейшим и приятнейшим человеком… Но незаменимых работников не бывает. Комментарии Эмиля Майкла нанесли серьезный удар по репутации Uber и должны были вызвать его увольнение».

Оценить материал:
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: