ОБ АВТОРЕ

Журналіст.

Навучалася ў ЕГУ па спецыяльнасці "Масавыя камунікацыі і журналістыка".

Працяглы час супрацоўнічала з рознымі беларускімі няўрадавымі арганізацыямі і ініцыятывамі, пісала пра грамадскую актыўнасць і грамадзянскую супольнасць, працавала прэс-сакратаром Асамблеі НДА.

Сябра БАЖ.

Вы здесь

Фотожурналистам пора учиться писать

В фокусе

На прошлой неделе Союз журналистов Великобритании заявил, что его члены, пишущие корреспонденты, будут отказываться от редакционных заданий, которые должны выполнять профессиональные фоторепортеры. Это происходит на фоне сокращения ставок фотокорреспондентов во множестве редакций по всему миру.

Mediakritika.by поговорила с белорусскими фотожурналистами и редакторами о том, когда пишущие корреспонденты с зеркалками заменят профессиональных фоторепортеров.  

Денис Блищ, Onliner.by

- Никаких сомнений в том, что профессиональным редакциям нужны профессиональные фотографы (что не отменяет возможности использования "народных" фотоматериалов из социальных сетей или от читателей, случайно оказавшихся на месте события). Качество продукта у профессионала и "фотографа поневоле" разнится невероятно. Читатель всегда предпочтет качество, если у него будет такой выбор. Профессиональные репортажные фотографы - это еще и во многом журналисты, со своим языком и стилем, они готовят контент в контенте. Для интернета фотоматериалы имеют огромное значение, поэтому редакциям следует, конечно, нанимать подготовленных людей. Onliner.by имеет в штате четырех фотографов, еще двое работают по договору подряда. Закупается техника высокого класса.

 Безусловно, в какой-то мере могут. Для передачи быстроразвивающегося события - аварии, пожара, каких-то курьезов - может быть достаточно и "народного стрингера", но мы в любых случаях стараемся отправлять штатного фотографа, если он физически успевает прибыть на место событий. Скорость в Сети имеет большое значение, поэтому "здесь и сейчас" подойдет, когда материал нужно выдать здесь и сейчас. Во всех иных случаях должен работать профессионал.

Блогер со смартфоном не может заменить профессионала, но может занимать свою нишу - работать над блогом, где все снимается смартфоном. Зачастую этого качества вполне достаточно для небольшого проекта, но не большой редакции.

 Не могу представить, чтобы фотожурналисты остались без работы. Проблема в том, что не всякий человек с фотоаппаратом - фотограф. Я уверен, профессионал без куска хлеба не останется никогда.

 Виталий Зыблюк, главный редактор «Еврорадио»

- Профессиональные фотокорреспонденты нужны, правда, сегодня они менее востребованы. Дух времени диктует иные условия: новостная журналистика требует оперативности, поэтому фиксация факта важнее.  Когда у обменного пункта стоит очередь, и журналист снял ее на телефон, то читателю неважно: сделан снимок профессиональным фотографом на профессиональную технику или же это сделал репортер при помощи примитивного смартфона. Тем не менее, есть и другие жанры журналистики, когда необходима работа именно профессионального фотографа. Например, фоторепортажи с мероприятий, концертов, выставок, массовых мероприятий. Мы видим на своем сайте - читателям всегда интересно посмотреть на красивые и качественные фотографии постфактум, например, с массовых акций, даже если на сайте велась прямая трансляция с фотографиями, снятыми нашими репортерами на мобильные телефоны. И все же сливки снимают оперативные фотографии. 

Пишущие журналисты должны обладать навыками фото- и видеосъемки. Это такая всемирная тенденция. Я не вижу ничего плохого в том, если журналист записывает звук, делает фото, записывает небольшое видео и пишет текст. Такая мультижурналистика связана с тем, что редакции стремятся к оптимизации и универсальности, когда минимальное количество людей делает максимальное большее количество заданий. В Беларуси считанные редакции могут позволить себе иметь большой штат. Например, в «Еврорадио» девять журналистов и главный редактор, которые обязаны получать аккредитацию в Министерстве иностранных дел. Если разделить функции, просто физически невозможно будет успевать делать все: и фото, и записывать звук, и писать текст. 

В условиях, когда репортеры осваивают навыки фотографирования, профессиональным фотографам, как мне кажется, в ответ на современные тенденции стоит учиться пишущей журналистике. 

 Александр Васюкович, фотограф 

- Я бы хотел отметить такую проблему - в штате большинства белорусских СМИ нет фоторедакторов, которые бы занимались непосредственно отбором фотографий, выбором конкретного фотографа для конкретной съемки. Во всех серьезных зарубежных СМИ есть такой редактор фотографий и не один. В журнале Time, например, 16 таких редакторов. А на всем медийном пространстве в Беларуси я могу припомнить максимум пять. 

Необязательно ограничиваться штатными фотографами, можно пользоваться услугами тех людей, которые лучше снимают в определенных областях. Отсутствие в редакциях профессионалов в области фотографии, ставит саму фотографию во многих белорусских изданиях на позицию иллюстративных картинок, обслуживающих текст. Хотя снимок сам по себе является продуктом и может рассказать историю не хуже текста. И чтобы избежать этого, вопросами подбора изображений должен заниматься фоторедактор, а не обычный редактор, который не отличит хорошую фотографию от плохой и относится к фотографии, как к чему-то второстепенному. В любом случае, деньги на фотографии тратятся, даже если выдать пишущему журналисту фотокамеру. 

Пишущие репортеры с камерами или смартфонами  в некоторых областях смогут вытеснить профессиональных фотографов в целях экономии бюджета редакции, при этом качество и глубина фотографии потеряются. Как мне кажется, довольно проблематично одновременно работать над материалом и делать фотографии. Качественная фотография с эмоциями и атмосферой занимает много времени: необходимо «вжиться» в ситуацию на месте события, чтобы люди перестали реагировать на камеру, и исчезла наигранность. Качественный продукт с точки зрения фотожурналистики, а не иллюстрация к тексту, в любом случае останется за профессионалами, потому что этому не так просто научиться, как может казаться. В ситуации, когда многие редакции в Беларуси считают фотографию второстепенным продуктом, будут и уже есть проблемы, например, гонорары за снимки у нас очень маленькие. 

Фотожурналистам необходимо думать, как самостоятельно финансировать свои творческие замыслы, например посредством коммерческой фотографии. Свет не сошелся на сотрудничестве со СМИ. Этих гонораров все равно не хватит, чтобы реализовывать собственные стоящие фотопроекты, заниматься фотожурналистикой или документальной фотографией. 

Сергей Балай, фотограф

- Могут ли пишущие журналисты с фотокамерами заменить профессионалов? Наверное, могут, но вопрос качества останется открытым. В Беларуси специального образования для фотографов и фоторепортеров фактически нет, есть курсы, но их мало. В Европе и США много вузов, которые занимаются профессиональной подготовкой творческих фотографов и фотожурналистов. Сам факт, что фотожурналистика занимает не семестр, не курс, а несколько лет в этих вузах, говорит сам за себя. Специальность требует серьезной теоретической и практической подготовки. Наглядный пример - работа фотокорреспондентов в Украине или президентские выборы в Беларуси в 2010 году. Шансов на то, что материал будет сделан быстро, качественно, в срок доставлен в редакцию, появится в печатном издании и в Интернете, на мой взгляд, больше у профессионального фоторепортера.

Сегодня технологии позволяют буквально работать на мероприятии в режиме онлайн: нажал на кнопку – фотография появилась на сервере в редакции. И в Tut.by мы практикуем такую схему. И если говорить об оперативности между смартфоном и профессиональной техникой, то принципиальной разницы нет. В онлайн-изданиях есть определенные критерии: скорость, объективность, качество подачи информации. С точки зрения скорости блогеры и журналисты, оснащенные современной техникой с wi-fi, возможностью редактировать и передавать фотографии прямо с камеры, могут дать фору профессиональным фоторепортерам. Наши потребители, по большому счету, рассматривают фотографию с позиции «нравится-не нравится». Нюансы, композиция, цветопередача для большинства не так уж и важны. 

А если речь идет о хорошо проиллюстрированном материале, где каждая фотография – отдельный абзац, или о фоторепортаже, который сам по себе история и достаточно только заголовка и лида для ее раскрытия, то никто не сможет заменить профессионала. 

Я не говорю, что журналисты не должны фотографировать. Должны. Бывают ситуации, когда больше некому. Последние десять лет мы наблюдаем стремление журналистики быть универсальной: фотограф – это хорошо, но дорого, поэтому давайте дадим журналисту технику и вменим ему в обязанность снимать, обрабатывать и отправлять фотографии. На мой взгляд, эта эволюция тупиковая – происходит нивелирование качества профессии. Пишущий журналист не справляется толком со своими журналистскими обязанностями: помимо текста ему необходимо еще и снимать, да так, чтобы фотография была интересной, а иногда еще и просят записать пару видеороликов. Поставьте себя на место этого журналиста, даже если он все это умеет делать и у него современная техника, которая достигла таких высот, что осталось только придумать кнопку «шедевр» и нажимать ее. 

 Проблема заключается в бедности редакций. Искать выход из сложившейся ситуации надо редакторам, а не журналистам. В журналистском сообщество постоянно идет дискуссия о стандартах качества журналистики, редакции отправляют журналистов на мастер-классы, семинары. Зачем все это, если универсальный журналист заменяет профессионального фотографа? Можно спуститься в блогинг, как это делает Варламов, и достаточно успешно. Другой вопрос, будет ли это интересно читателям? 

- Общаясь с коллегами в Беларуси, России, Литве, Польше, я не скажу, что увольнения профессиональных фотографов носят массовый характер. В нашей работе все сезонно: когда есть событийка, фотокорреспондент становится более востребованным, например, во время президентских выборов. Не секрет, что многие серьезные и известные фотографы во всем мире зарабатывают деньги на свои фотопроекты коммерческими съемками: свадьбы, котики, съемка различной продукции для каталогов.

Сергей Гудилин, фотограф

- Фотожурналистика – это профессия, которая живет и, как и любая другая профессия, периодически переживает кризис. Так, например, сегодня в белорусских СМИ архивы с иллюстрациями заполнены и зачастую не требуют обновления.

- Я не думаю, что профессиональных фотографов смогут полностью вытеснить с медийного рынка репортеры с камерами. Да, они подменяют зачастую фотожурналистов, но это мировая тенденция в профессии: на первый план выходит скорость и оперативность,  от одного журналиста требуется выдавать все больше и больше контента. В этой ситуации можно заметить и обратный процесс – сегодня фотожурналисту недостаточно создавать только картинки, важно уметь делать минимальные подписи и сопровождающий текст. И фотожурналист должен осваивать пишущую журналистику.

- Сложно сказать, что делать уволенным из редакций фотожурналистам. На любом рынке такое случается: кто-то уходит в другие жанры фотографии, кто-то уходит из профессии.  Время не самое простое, как для визуальных журналистов, так и текстовых. Надо искать варианты подработок, которые будут устраивать фотографа. Останутся на плаву самые быстрые, сильные и стойкие. 

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: