ОБ АВТОРЕ

Журналист, обозреватель, специалист в области Public Relations.

Окончил биофак БГУ. Карьеру журналиста начал в 1995 году в журнале «Дело». Cотрудничал с «Белорусской деловой газетой» до ее закрытия, газетой «Московский комсомолец в Белоруссии», «Бизнес-леди», «Финансовый директор», «Детективной газетой», порталом BEL.BIZ, информационным агетством «Интерфакс».

Был собкором в Беларуси российского информагентства Stringer. Занимал должность заместителя директора радиостанции «Сталіца».

Работал PR-менеджером в «Международной финансовой корпорации» (IFC).

С весны 2010 года – собственный корреспондент в Беларуси российского федерального издания «Газета.Ru».

С января 2013 года – снова работает в БДГ (теперь под брендом «БДГ Деловая газета»).

Вы здесь

10 принципов подготовки к интервью

Ремесло

Многие белорусские журналисты считают интервью не самым сложным в работе жанром. И относятся к нему соответственно – без большого пиетета. Выражается это, в частности, в том, что журналисты часто практически не готовятся к интервью, считая, что «достаточно договориться и назначить, а там все само получится».

На самом деле грамотная подготовка к интервью может вывести его на совершенно новый качественный уровень.

Авторы Mediakritika.by резонно замечали: многие белорусские журналисты явно злоупотребляют таким жанром, как интервью. Возможно, просто потому, что считают его самым «легким». Для многих это действительно так: набросают за несколько минут список вопросов – а то и просто попросят его у главного редактора – и вперед, с диктофоном на перевес. Регулярно вижу такие интервью в рамках многочисленных мероприятий, на которых бываю. Картина, как правило, одна и та же: политик (чиновник, бизнесмен), рассказывающий что-то, и журналист с диктофоном и совершенно пустыми глазами, механически кивающий в такт словам собеседника. Понятно, что такие интервью получаются в лучшем случае поверхностными и не раскрывающими вообще никакую тему.

Переломить ситуацию может грамотная подготовка к беседе, особенно в том случае, если интервью планируется большое, и оно согласовано заранее, а не есть результат случайной встречи на каком-то мероприятии.

Почему так важно готовиться к интервью? Потому что когда журналист хорошо знает «бэкграунд» как самого собеседника, так и обсуждаемой с ним проблемы, интервью идет совсем по другому руслу. Или, иначе говоря, интервьюируемый уже не может манипулировать журналистом. Вот случай из собственной практики. Предстоит интервью с гендиректором крупной торговой сети бюджетных магазинов, название которой у всех на слуху. Сеть как раз в то время прославилась тем, что лоббировала в правительстве закрытие уличных киосков и небольших магазинчиков шаговой доступности. И буквально за полчаса подготовки к интервью я узнаю, что:

- Торговая сеть обременена долгами: должна $100 млн российским партнерам и $10 млн – польским.

- Не так давно она закупила в Узбекистане партию оооооочень дешевых носков, и в Беларуси их моментально расхватали. Вот только носить их оказалось невозможно – они сразу расползались. Потому что это были специальные носки для одевания покойников.

- У гендиректора, с которым я встречаюсь, сосед по даче – Михаил Мясникович, в то время – премьер-министр.

Начинается интервью, и собеседник привычно начинает рассказывать, какая у них хорошая торговая сеть, как много они делают для Беларуси, и что вообще круче них только яйца. Но одного только вопроса про долги хватило, чтобы разговор пошел совсем в другом ключе – не сильно доброжелательном, но зато намного более информативном. Потому что гендиректор понял: с ним беседует человек, который уже много знает о его торговой сети, и вешать ему лапшу на уши – бесполезно.

Вообще, по моему личному мнению, идеальное интервью – это когда журналист задает вопросы, на которые сам уже заранее знает правильные ответы. (Это не относится к оценочным категориям типа «Ваше мнение о….».) Конечно, в реальной жизни так не бывает, но стремиться к этому нужно – так вы определите, насколько искренен ваш собеседник.

Также нередко просто в ходе подготовки к интервью можно натолкнуться на какие-то очень интересные факты, которые сами по себе станут темой для журналистского материала. Например, готовясь к интервью с Мечиславом Грибом, я обнаружил, что с 1990 года и до прихода к власти Лукашенко практически все высшие руководители Беларуси (спикеры парламента и премьеры) были католиками. А Николай Дементей – дядя лидера партии «Справедливый мир» Сергея Калякина.

Итак, какие ключевые моменты в рамках подготовки к интервью можно выделить?

1. Определяем цель беседы.

Нужно ли журналисту просто представить публике некого интересного человека, либо узнать его мнение по насущному вопросу, к которому он имеет прямое отношение, либо мнение по вопросу, актуальному для общества, в котором ваш собеседник может считаться экспертом. Определив цель, вы сможете более грамотно и четко формулировать вопросы.

2. Изучаем информационные ресурсы, собирая сведения о собеседнике, а также о той проблеме, которую вы хотите с ним обсудить.

Это, собственно, ключевая часть подготовки к интервью. Важный момент: далеко не вся собранная таким путем информация должна потом присутствовать в задаваемых вопросах. Но хорошее знание личной истории собеседника и «бэкграунда» обсуждаемой проблемы позволит вам чувствовать себя намного увереннее – а это хорошо ощущается на невербальном уровне.

Кроме того, предварительное изучение проблемы позволит журналисту не задать откровенно глупые вопросы. Это особенно актуально, когда тема интервью – экономика или технологии.

3. Хорошенько запомните имя-отчество собеседника и ни в коем случае его не перепутайте!

Например, Романчук – он Ярослав Чеславович, а не «Вячеславович», как его нередко называют.

4. Обязательно постарайтесь уяснить для себя такие моменты, как:

- Особенности характера собеседника.

- Его роль в определенной (обсуждаемой с ним) ситуации, сложившиеся социально-политические обстоятельства и масштаб проблем, которые связаны с героем интервью.

- Связанные с вашим собеседником общественные стереотипы.

Все это позволит вам, в частности, избежать вопросов, которые могут задеть либо даже оскорбить собеседника, из-за чего интервью сразу пойдет «наперекосяк». Если же такие вопросы неизбежно нужно задать, то оставьте их на конец беседы – пусть основная ее часть пройдет ровно и спокойно.

5. С самого начала делайте запас вопросов чуть больше нужного.

Лучше несколько вопросов вы не зададите, но будете иметь пространство для маневра. Так, нередко бывает, что интервьюируемый, отвечая на один ваш вопрос, сам того не ведая, попутно отвечает и на какой-то другой, еще не заданный. Если количество вопросов ограничено, вы можете оказаться в ситуации, когда и спрашивать-то больше как бы не о чем. Приходится импровизировать, а это не всегда хорошо.

6. Беседуйте с оппонентами. 

Если предстоит интервью с политиком, сперва побеседуйте с его оппонентом, если с бизнесменом – то с конкурентом, если с чиновником – то с его бывшим подчиненным. Узнаете много интересного из того, что ваш собеседник будет всячески стараться от вас скрыть. Обязательно почитайте последние новости, относящиеся к вашему собеседнику.

7. Обговаривая время и место интервью, договаривайтесь о встрече так, чтобы ваш собеседник чувствовал себя комфортно.

Поэтому чаще всего встреча назначается на его территории (дома или на рабочем месте) и в удобное для него время. Есть и исключения – нередко встречу лучше назначить на нейтральной территории, скажем, в кафе. Есть отдельные случаи, когда интервью заведомо планируется как жесткое, нелицеприятное. Тогда его лучше организовать в таком месте, где собеседник будет себя чувствовать не слишком комфортно. Но это достаточно редкие случаи и, по крайней мере, начинающим журналистам лучше за такое не браться.

8. Помните про первое впечатление.

Американские исследователи утверждают, что при встрече незнакомцев первые четыре минуты беседы определяют, как правило, весь последующий разговор. Поэтому в качестве одного из первых вопросов в своем списке поставьте тот, на который, по вашему мнению, собеседник ответит особенно охотно. Например, о каком-то его достижении, разработке, победе и т. д. Такое начало беседы поможет снять скованность и психологическое напряжение, которые многие люди испытывают, беседуя с журналистом. Звучит цинично, но впоследствии, при подготовке к печати, эту пару вопрос-ответ можно будет и убрать – особенно, если она больше интересна самому герою интервью, чем читателям.

При этом в начале разговора не стоит касаться таких потенциально провокационных сфер, как политические взгляды, доходы, межнациональные отношения, религиозные убеждения и т. п. Созданию доверительной атмосферы могут способствовать общие интересы или знакомые (подтасовки и вымыслы исключаются).

Если разговор происходит дома у собеседника, самым беспроигрышным станет разговор о домашних животных (если таковые имеются) – собаках, кошках и прочей живности. В них, как правило, хозяева души не чают.

9. Если интервью охватывает разные темы, сгруппируйте вопросы по тематическим блокам.

Имейте в виду, что на какие-то вопросы вы можете не получить ответа – либо получить обтекаемый и бессмысленный ответ. Так что будьте заранее готовы любой вопрос переформулировать и задать снова.

10. Сложные, нелицеприятные вопросы стоит оставлять на заключительный этап интервью.

Но в любом случае желательно завершить разговор на позитивной ноте. Даже если в конце задавались «нехорошие» вопросы, стоит напоследок постараться «увести» разговор в сторону, поговорить о чем-то приятном для собеседника, чтобы ни у кого не осталось неприятного осадка. Золотое правило – уходить так, чтобы у собеседника осталось желание общаться с вами еще, готовиться к новой встрече.

Конечно, в реальной жизни не все перечисленные пункты выполнимы. Но всегда стоит стремиться к идеалу – то есть выполнить максимально возможное их число.

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: