ОБ АВТОРЕ

Журналіст.

Навучалася ў ЕГУ па спецыяльнасці "Масавыя камунікацыі і журналістыка".

Працяглы час супрацоўнічала з рознымі беларускімі няўрадавымі арганізацыямі і ініцыятывамі, пісала пра грамадскую актыўнасць і грамадзянскую супольнасць, працавала прэс-сакратаром Асамблеі НДА.

Сябра БАЖ.

Вы здесь

Ответственность СМИ за комментарии на сайте: как не получить «красную карточку»

В фокусе

В соответствии с внесенными в декабре 2014 года поправками в «Закон о СМИ», владельцев онлайн-изданий будут наказывать за «некорректные» комментарии.

Пункт 38 «Закона «О средствах массовой информации» определяет ответственность владельца интернет-ресурса за содержание оставленных пользователями комментариев. Как сообщила министр информации Республики Беларусь Лилия Ананич во время онлайн-конференции, «…орган государственного управления, который обязан осуществлять контроль за соблюдением законодательства в данной сфере, будет выносить владельцам ресурсов предупреждение, если в комментариях содержится информация, распространение которой либо запрещено законом, либо наносит вред государственным и общественным интересам, либо содержит недостоверную, оскорбительную информацию…».

Правила, установленные Министерством информации для игроков на белорусском медийном поле, напоминают правила игры в футбол: две вынесенные судьей желтые карточки грозят футболисту удалением с поля. Новая редакция закона вынуждает интернет-ресурсы внимательней относится не только к создаваемому и публикуемому контенту, но и к оставленным комментариям и сообщениям на форумах.

Naviny.by остаются верны постмодерации

Редактор сайта Naviny.by Александр Зайцев рассказал, что подобную ответственность владельцы сайтов несли и раньше. C внесением изменений в закон о СМИ и приравниванием интернет-ресурсов к средствам массовой информации, этот вопрос актуализировался, но принципиально не изменился.  

Учитывая, что и ранее нас могли привлечь к той либо иной форме ответственности за комментарии пользователей, мы решили на данный момент ничего не менять в наших принципах взаимодействия с читателямиАктивность пользователей нашего форума ограничивается только регламентом форума,  в котором собраны стандартные для открытого ресурса правила поведения, основанные на национальном законодательстве и здравом смысле. Участвовать в форумах могут только зарегистрированные пользователи. Но не думаю, что это требование существенно ограничивает возможности комментаторов. Тем более что незначительные неудобства, связанные с необходимостью пройти регистрацию, компенсируются отсутствием премодерации.

Принципа постмодерации Naviny.by придерживаются с момента появления форумов на ресурсе — для редакции важно дать возможность пользователю ощущать себя  полноценным собеседником. При этом, соглашаясь с регламентом форума, пользователь соглашается и с тем, что злоупотребление доверием издания будет иметь определенные последствия в виде редактирования постов, их удаления, введения премодерации в отношении пользователя или запрета на добавление новых сообщений. Кроме того, на форуме используются технологии, позволяющие отфильтровывать посты, содержащие в себе нецензурную лексику или спам. Введение исключительных мер — премодерацию или полный отказ от опции комментариев — на данный момент в редакции не обсуждают и надеются, что ситуация до этого не дойдет.

Naviny.by не самый активный форум в байнете, но за последние годы у нас сформировалась достаточно многочисленная группа пользователей, использующих ресурс как основную для себя дискуссионную площадку. Общение некоторых пользователей между собой даже вышло в оффлайн. Это говорит о том, что нам доверяют не только как источнику информации, но и как либеральному и справедливому модератору общественных дискуссий.

По словам Александр Зайцева, на сайте удаляются все комментарии, грубо нарушающие регламент форума, содержащие в себе оскорбительные высказывания в адрес личности, а также высказывания, которые могут оскорбить национальные, расовые либо религиозные чувства.

Стараемся оперативно пресекать попытки интернет-троллей спровоцировать бессмысленные дискуссии с перспективой трансформации в обмен оскорблениями. Частоту, с которой приходится прибегать к этой мере, определить трудно. В целом, пользовательские посты-нарушители удаляются постоянно. Безусловно, нередко пользователи обижаются на то, что их посты редактируют, удаляют, вводят премодерацию или их самих отправляют в бан. Некоторые пишут гневные сообщения. Случаев прямых угроз либо шантажа не припомню. Мы не вступаем в переписку с пользователями и не объясняем им причины наших решений, потому как все они основываются на регламенте форума, с требованиями которого пользователи нашего сайта соглашаются по умолчанию. Если мы кого-то забанили — вспомните, что вы писали на нашем форуме в последнее время и ищите объяснение в регламенте.

Форум TUT.by переезжает

Чтобы избежать блокировки всего проекта за сомнительные комментарии, портал TUT.by решил открыть форумы на новом доменном имени talks.by. Права на домен передаются компании ООО «Интернет сфера».

«За 14 лет существования форумов TUT.BY пользователи создали больше 240 тысяч тем и оставили почти 16,5 миллиона сообщений. Ежедневно читатели оставляют к новостям портала около 20 000 комментариев. Таким образом, форумы TUT.BY – это огромная дискуссионная площадка, объединяющая десятки тысяч активных интернет-пользователей, для которой пришло время стать самостоятельным веб-ресурсом», — говорится в сообщении, опубликованном на 42.tut.by

Кроме смены веб-адреса, никаких кардинальных изменений пользователи TUT.BY не заметят: новые форумы сохранят привычные функции и дизайн, а для участия в обсуждениях потребуется авторизация, которая возможна через TUT.BY или социальные сети.

«Максимально ужесточили модерацию»

Руководитель портала by.tribuna.com Максим Березинский рассказал Mediakritika.by о том, как работает модерация комментариев на сайте, за что банят любителей спорта, а также чем формулировки Министерства информации о блокировке сайтов напоминают «бандитизм из эпохи 90-х».

Каким образом Вы обеспечиваете своим читателям возможность активно дискутировать в комментариях? 

— Наш сайт большое внимание уделяет UGC - контенту, который генерируют пользователи. Сегодня очевидно — редакция не может осветить все то, что происходит в мире спорта. Поэтому мы даем возможность нашим пользователям найти свою нишу и аудиторию и быть таким мини-СМИ. Любой пользователь может завести блог и писать о том, что ему интересно. К примеру, в нашей редакции вряд ли найдется человек, который видел все матчи футбольного клуба «Арсенал» в сезоне. А среди пользователей такой человек точно есть, и его аналитика будет гораздо более качественная, чем редакционная. Мы это нормально воспринимаем. Конечно, если пользователь начнет заниматься ерундой в блоге, мы это быстро отмодерируем и примем меры. Но, как правило, люди ответственно подходят к блогу.

У нас также есть формат статусов. Это что-то вроде твиттера, только нет жесткого ограничения длины поста. Но с ним тоже не так много проблем. Гораздо больше их возникает с комментариями. Пользователи у нас могут комментировать все: новости, тексты, записи в блогах, статусы, онлайны матчей. Для нас важно, чтобы человек мог не только прочитать что-то интересное для него, но и высказать свое мнение. Мы всячески стараемся вовлечь пользователей в общение. Наша задача быть не только новостным проектом, но и становиться самым большим спортивным коммьюнити в стране.

Как работает модерация комментариев?

— В месяц у нас порядка 20-25 тысяч комментариев. Понятно, что это достаточно большой объем, и становится все сложнее успевать оперативно реагировать, но мы стараемся. У нас нет отдельной службы модерирования, однако графики составлены таким образом, что как минимум три человека всегда трудятся над контентом сайта. В их задачу входит мониторинг комментариев, блогов, статусов и других мест, где пользователи могут самовыражаться.

Плюс у нас есть народная модерация. Если вы зарегистрированы на сайте, вы можете поставить плюс или минус каждому комментарию. Тот комментарий, который набирает определенное количество минусов, меняет шрифт на менее заметный, если минусов становится еще больше — он вообще скрывается из ленты. Для того, чтобы его прочитать, нужно нажать отдельную кнопку. Как правило, если появляется какой-то нехороший комментарий и наши сотрудники его по каким-то причинам не успели удалить, пользователи ресурса достаточно быстро его заминусовывают и дают нам сигнал обратить внимание на этот комментарий.

Если пользователь пишет провокационные или оскорбительные комментарии на протяжении долгого времени, мы его блокируем. Обычно вслед за этим получаем кучу писем с просьбами активировать аккаунт и обещанием исправиться. В таких случаях поступаем по усмотрению нашего главного социального редактора, который ответственен за переписку с пользователями. Также на сайте есть список стоп-слов со всей табуированной лексикой, при использовании которых ваш комментарий просто не отправится.

Что изменилось в связи с введением ответственности владельцев сайтов за комментарии в работе Вашего интернет-издания?

— Надо понимать, что закон достаточно размыт. Его формулировки допускают очень широкую трактовку. Если даже не касаться комментариев. Мы недавно опубликовали рейтинг зарплат белорусских футболистов. Зарплаты у них достаточно высокие. Лидеры БАТЭ, к примеру, получают 16 тысяч долларов. Учителя и рабочие получают значительно меньше. Они могут обидеться. Наверное, кто-то может рассмотреть в этом нанесение вреда государственным интересам. Потом мы читаем, что заблокированы два сайта за использование вульгарной лексики. Что такое вульгарная лексика? Если мы цитируем высказывания чиновников, которые часто используют слова «нагибать», - это вульгарная лексика? В общем, пока все очень расплывчато. Все указывает на то, что при желании заблокировать можно будет любой сайт. Но тем не менее, мы максимально ужесточили модерацию. Стараемся дать меньше поводов быть замеченными.  

 Как думаете, стоит ли ожидать усиления самоцензуры в интернет-изданиях посредством введения премодерации или полного отказа от опции комментариев?

— Нужно понимать, что для внедрения премодерации нужен достаточно широкий штат, чтобы комментарии обрабатывались быстро. Если этого не будет, то теряется весь смысл комментариев. Кто будет ждать полдня, чтобы увидеть свой комментарий на сайте? Люди уйдут в твиттер или на другие площадки. Но тут нужно понимать, что белорусские сайты не так много зарабатывают, чтобы позволить себе большой штат модераторов. Закрывать комментарии? Опять же останутся зарубежные площадки, где люди будут общаться. Ситуация нездоровая, и все ждут, когда станут понятны критерии, по которым блокируются сайты. Пока это какой-то бандитизм из эпохи 90-х.

За что комментарии на спортивном ресурсе удаляют? Как часто белорусские любители спорта нарушают правила комментирования? 

— Мы жестко модерируем мат и оскорбления другого пользователя, команды, спортсмена. А такое случается достаточно часто. Спорт — это ведь эмоции. А в порыве ярости или радости люди способны выражать свои мысли менее сдержанно. Мы к этому с понимаем относимся и в первый раз предупреждаем. Однако, если это не помогает, прибегаем к бану. 

Как быть с обиженными пользователями, которые угрожают разместить комментарий с элементами порно, например, или призывы к разжиганию ненависти, сделать скриншоты и «настучать куда следует»?

— Обиженные есть всегда. Мы готовы к тому, что они захотят нашкодить. Самые ярые пользователи у нас на особом контроле. Хотя думаю, что если Мининформ займется сбором таких жалоб, то времени на другую работу у него просто не останется.

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: